Рефераты. Воспитание любви к живой природе на уроках литературного чтения, посвящённых творчеству Паустовского

Воспитание любви к живой природе на уроках литературного чтения, посвящённых творчеству Паустовского

Введение

Актуальность исследования

Как актуальна сейчас вообще проблема любви к природе и воспитания её в подрастающем поколении, так и актуален вопрос о воспитании любви к живой природе у младших школьников на уроках литературного чтения, посвящённых творчеству Константина Георгиевича Паустовского.

Необходимость любви к природе, а, следовательно, и необходимость её воспитания в детях вытекает, прежде всего, из Господом данной заповеди о любви к Нему, первой и наибольшей. Поскольку нам заповедано любить Бога, то должны мы любить и всё Его творение.

Кроме того, ещё праотцам Адаму и Еве в раю Богом было повелено владычество над всею землёю, о чём говорится в книге Бытия. А без любви всё - ничто.

Обратной стороной этой медали является познание Бога через природу. Творец всего и Создатель открывает Себя человеку через природу, через Своё творение. Увидеть же Бога, отблески Божественного Света, Его Всемогущую руку в природе возможно только любовью к ней (природе).

С другой стороны, любовь к живой природе, забота о ней, о братьях меньших делает нас добрее и помогает научиться любви к братьям во Христе. Особенно это важно в детском возрасте. Таким образом, необходимость воспитания любви к живой природе обусловлена потребностью в любви и её проявлении к ближнему, к человеку, людей друг ко другу.

Посмотрев же по другим углом на данный вопрос, следует отметить и особенную остроту проблемы сохранения природы, её богатств, чистоты, девственности, и потому необходимости заботиться о природе, что также не возможно без любви, которая является мощнейшим и наиболее эффективным двигателем человеческими поступками. Человек так устроен, что, скорее, поступит по велению своего сердца, нежели, опираясь на доводы разума. «Людям свойственно защищать то, что они любят… любовь к природе является чуть ли не основной мотивацией природоохраны». [5]

«Известный французский природоохранник Жан Дорст писал, что спасти природу может только любовь… С ним согласен видный российский деятель заповедного дела Ф.Р. Штильмарк: “Поэтому идеалисты, считающие, что спасти природу может только любовь, по нашему убеждению, более правы, чем те, кто призывает к разумному управлению биоценозами…”»[5]

Одним из средств же воспитания любви к живой природе является слово, художественная литература, знакомится с которой ребёнок зачастую единственно в школе на уроках литературы, литературного чтения.

Рассказы Константина Георигиевича Паустовского в этом аспекте являются уникальными и несут в себе огромнейший, неоценимый воспитательный потенциал. Произведения других авторов, писавших о природе, носят, скорее, познавательный характер, или же в них ярко, красочно, эмоционально описывается жизнь только животных, во взаимоотношениях их друг с другом, без участия человека…

Цель исследования - выявить возможность воспитания любви к живой природе у младших школьников на уроках литературного чтения, посвящённых творчеству Константина Георгиевича Паустовского.

Задачи исследования: 1. Проследить воспитание любви к живой природе в системе начального образования.

2. Выявить возможность воспитания любви к живой природе у младших школьников на уроках литературного чтения, посвящённых изучению произведений Константина Георгиевича Паустовского.

3. Объект исследования - воспитания любви к живой природе в начальной школе.

Предмет исследования - процесс воспитания и возможность воспитания любви к живой природе у младших школьников на уроках литературного чтения, посвящённых изучению произведений К. Г. Паустовского.

§1. Воспитание любви к живой природе у младших школьников в системе начального образования

Справедливость мысли о необходимости и важности любви к природе и её воспитания в детях, обозначенная в актуальности данного исследования, отражена в трудах многих авторов, писателей, учёных, педагогов.

«Любовь к природе - великое чувство. Оно помогает стать человеку справедливее, великодушнее, ответственнее».

«Наличие этого чувства - обязательный признак доброго сердца…».

Это также «выражение благодарности земле, которая нас родила, вскормила и стала нашим домом».

Другим аспектом необходимости любви к природе и одной из проблем современности, что также было отмечено уже в актуальности курсового исследования, является экологический кризис. Сегодня природа как никогда нуждается в защите и охране, в бережном к ней отношении, а без любви к ней всё это крайне затруднительно, даже почти невозможно. По мысли Е. В. Борейко, любовь к природе является главной мотивацией её охраны. Считающие, что «…спасти природу может только любовь, …более правы, чем те, кто призывает к разумному управлению биоценозами…» спасти природу может только любовь, по нашему убеждению, более правы, чем те, кто призывает к разумному управлению биоценозами…». Воспитание же любви к природе очень тесно взаимосвязано с экологическим воспитанием. «Экологическое воспитание - это составная часть воспитания, направленная на овладение учащимися экологическими знаниями, формирование экологического мышления и умения грамотного экологического поведения в окружающей среде, нравственно-эстетических качеств по отношению к природе». Любовь к природе без этих определённых экологических знаний своего рода бесплодна, неплодотворна. Потому, говоря о воспитании любви к природе у младших школьников в системе начального образования, целесообразно говорить об их экологическом воспитании.

«Отношение к окружающей среде - сплав знаний, чувств и действий». Эта мысль ещё раз подтверждает потребность воспитания в детях не только любви к природе, но и экологического воспитания.

«Ответственное отношение к окружающей среде, - как пишет Л. П, Салеева, - формируется у человека практически на протяжении всей его жизни и особенно интенсивно в школьные годы». Дети в младшем школьном возрасте особенно удобопреклонны к восприятию любви, добра, красоты. Особую близость ребёнка в этом возрасте к природе подчёркивает Н. В. Воронина в статье «Экологическое воспитание младших школьников». Она же говорит о том, что ребёнка-младшего школьника много легче научить любить природу, беречь её. «Детям совйственны доброта и любознательность, но им не хватает опыта и знаний», - пишет В. Д. Купров. Потому одной из важнейших задач начальной школы является экологическое воспитание. Начальная школа имеет богатый арсенал средств и методов воспитательного воздействия на душу и ум ребёнка.

Содержание всех предметов начальной школы, несущих какую-либо информацию о природе и о взаимодействии человека с природой составляет основу для становления и развития ответственного отношения к природе. Возможности для экологического воспитания учащихся заложены в содержании каждого учебного предмета. «Каждый учебный предмет вносит определённый вклад в формирование экологической культуры младших школьников»[27], но ни для одного из них эта задача не является главной, ни один из них не ставит перед собой цели экологического воспитания, воспитания ребёнка в духе бережного отношения к окружающей среде. Исключением является интегративный курс «Окружающий мир».

С целью изучения данной дисциплины разными авторами создано множество программ. Одной из них, самой широко известной, является программа «Зелёный дом» А. А. Плешакова. Программа «Зелёный дом» - это система учебных курсов с экологической направленностью. «Зелёный дом» «обеспечивает ознакомление младших школьников с окружающим миром, их естественно-научное и экологическое образование». «Приоритетной задачей программы, - говорится в пояснительной записке, - является формирование в сознании учащихся единого, ценностного окрашенного образа окружающего мира как дома, своего собственного и для всех людей, для всего живого. На этой основе происходит у детей становление современной экологически ориентированной картины мира…»[26] «На формирование бережного отношения к богатствам природы и общества, навыков экологически и нравственно обоснованного поведения в природной и социальной среде» нацелен один из курсов программы для 1-2 классов.

В 3-4 классах четырёхлетней начальной школы «удовлетворению общественной потребности в действенном экологическом воспитании младших школьников» [26] призвано служить изучение одного из курсов программы «Зелёный дом», курса «Природоведение». Воспитание бережного и ответственного отношения к природе является одной из целей данного курса, посредством которого учащиеся знакомятся со многими экологическими проблемами, вставшими и встающими перед людьми. В пояснительной записке также говорится, что «важной задачей курса является преодоление утилитарного, потребительского подхода к природе, порождающего безответственное отношение к ней», что «изучение природоведения способствует формированию у детей убеждения у детей необходимости охраны природы». [26] В ходе изучения природоведения учащиеся приобретают также определённые умения, позволяющие им участвовать в практической деятельности по охране природы. Значительную роль в программе автор отводит наблюдениям в природе и практическим работам.

В программе «Природоведение» З. А. Клепининой красной нитью также проходят идеи взаимосвязи человека и природы, правила охраны природы и способы предотвращения её разрушения.

В пояснительной записке к программе «Окружающий мир» Н. Ф. Виноградовой, Г.Г. Ивченковой и И. В. Потапова также говорится о цели этого предмета как о воспитании правильного отношения к окружающей среде. По программе «Окружающий мир» О. Т. Поглазовой и В. Д. Шилина одним из основных учебно-воспитательных задач курса является воспитание у учащихся бережного отношения ко всему живому на Земле, любви к природе, формирование у них навыков экологически грамотного, нравственного поведения в природе.

«Содержание природоведения обеспечивает естественную основу в понимании младшими школьниками необходимости охраны природы, поскольку в этом курсе уделяется особое внимание формированию конкретных знаний о живой природе» [38], помогающие правильно вести себя в окружающей среде, приобретают багаж знаний, необходимый для экологически грамотного поведения в природе, такого поведения, при котором будет невозможно как-либо навредить природе и принести ей боль. Это знания о взаимосвязях всего живого и неживого, о закономерностях и условиях развития животных и растений, о последствиях тех или иных поступков человека по отношению к природе, об охране редких растений и животных, о пользе и чрезвычайной значимости каждого элемента природы, каждого живого существа.

Огромную роль в привитии таких знаний несут, являющиеся одной из форм организации учебно-воспитательной работы с учащимися, экскурсии в природу. На основе проведения экскурсий «обогащается опыт детей непосредственными наблюдениями за состояниями природы в разное время года, за поведением животных[26] Через экскурсию происходит «развитие у школьников способности радоваться и удивляться в процессе общения с природой…» [26], «накоплении опыта живых впечатлений от общения с миром животных, которых они видят в лесу, зоопарке, живом уголке…»[26]

На уроках трудового обучения младшие школьники знакомятся с практической значимостью природных материалов в жизни человека, учатся бережному, рациональному обращению с объектами природы и изделиями из них». [26] На них детям также предоставляется возможность проявить своё неравнодушное, ответственное отношение к живой природе. На занятиях по трудовому обучению учащиеся изготавливаю кормушки для птиц, скворечники.

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.