Рефераты. Возможности и особенности применения концепции "Экология и диалектика" в младших классах средней школы

Возможности и особенности применения концепции "Экология и диалектика" в младших классах средней школы

75

дипломная работа

Возможности и особенности применения концепции "Экология и диалектика" в младших классах средней школы

Оглавление

  • Введение
    • Глава i. Экология в младших классах в современной российской школе
    • 1.1 Некоторые методические аспекты экологизации школьного образования
    • 1.2 Уровни экологизации
    • 1.2 Об особенностях экологического воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста (Н.Ф. Виноградова)
    • Глава 2. Экология и учебно-воспитательный процесс
    • 2.1 Основные эколого-химические понятия (в школьных курсах)
    • 2.1.1 Краткий словарь основных экологических и химико-экологических понятий
    • 2.1.2 Сфера разума
    • 2.2 Некоторые локальные и глобальные экологические проблемы
    • 2.2.1 Влияние атмосферы на организм человека
    • 2.2.2 Экологические последствия загрязнения атмосферы
    • 2.2.3 Экологические последствия глобального загрязнения атмосферы
    • 2.2.4 Нарушение озонового слоя
    • 2.2.5 Кислотные дожди, их причина и вредное влияние
    • 2.2.4 Основные понятия и законы экологии
    • Глава 3. Экспериментальная часть
    • 3.1 Окружающий мир. Урок по теме: Что нас окружает?
    • 3.3 Анализ проведенных учебно-воспитательных мероприятий
    • 3.4 Тесты
    • 3.5 Анализ учебника "Окружающий мир". Природоведение (традиционная программа)
    • Заключение
    • Выводы
    • Литература
    • Тематическое планирование уроков по "ЗОМ" (68 ч)
Введение

Тема настоящей работы актуальна по той причине, что атмосфера занимает важное место в обеспечении жизнедеятельности организма; она часто загрязняется и поэтому эта тема важна для обсуждения. Изучение атмосферы и возможностей борьбы за ее чистоту - очень важная составляющая учебно-воспитательного процесса. Поэтому цель работы состоит в том, чтобы продемонстрировать возможности повышения экологической культуры, суммы экологических знаний в младших классах. Для этого в работе выполнен критический анализ программ и пособий с точки зрения их использования в экологическом воспитании учащихся.

Название эксперимента "Экология и диалектика" отражает самое главное в существовании человека: его умение жить в гармонии с окружающим миром - природой, людьми, обществом, способность к постоянной адаптации, смене стиля жизни и мышления с тем, чтобы "вписаться" в столь быстро меняющийся мир.

Целью эксперимента "Экология и диалектика" является раннее и разностороннее развитие детей, формирование их экологического и вероятностного мышления. Жизнь постоянно ставит нас перед необходимостью выбора, и школа должна научить детей анализировать ситуацию, просчитывать возможные результаты и, как следствие, принимать в данной ситуации оптимальное или близкое к оптимальному решение.

Изучение "Закономерностей окружающего мира" и курса химии в рамках модели "Экология и Диалектика" должно строиться так, чтобы явить собой для учащихся продолжительный по времени исследовательский процесс, затрагивающий разнообразные и часто незнакомые области человеческого существования, поиск ответов на возникающие в процессе этого исследования, вопросы, выдвижение различных гипотез, их рассмотрение и выбор наиболее достоверных из них, анализ отобранных, их оценка и, возможно, получение закономерного результата. [Зверев И.Д., Суравегина И.Т. и др. Экологическое образование школьников. - М., 1983.; Экологическое образование школьников. /Под ред. Зверева И.Д., Суравегиной И.Т. - М.: Педагогика, 1983.]

Исходя из актуальности исследования, в работе была поставлена следующая цель: на основе анализа методической литературы и опыта работы учителей-новаторов разработать и апробировать уроки в курсе "Закономерности окружающего мира" и "Химия-8" по теме "Круговорот веществ в природе" на примере воды и кислорода.

Настоящая работа состоит из введения, двух глав, выводов, списка литературы из 44 источников и изложена на 58 страницах машинописного текста.

Глава i. Экология в младших классах в современной российской школе

Изучая состояние вопроса на сегодняшний день в Российской школе, необходимо рассмотреть следующие аспекты.

1.1 Некоторые методические аспекты экологизации школьного образования

В условиях перехода общества к устойчивому развитию все более осознается "экологическая недостаточность" среднего образования. Учебные материалы не адекватны приоритетным целям обучения. Отсутствуют условия для разнообразной самостоятельной деятельности школьников; учение ориентировано преимущественно на восприятие и память, не обеспечивая должного развития мышления, воображения, познавательных интересов, а главное - ответственного отношения к сохранению условий жизни на Земле. Предметное преподавание вынуждает каждого преподавателя думать не об идеале или стратегических целях образования, а в первую очередь о тех знаниях, которые необходимо сообщить обучающимся в соответствии с традиционными требованиями. Да и чрезмерная насыщенность учебного процесса специальной информацией не дает учителю передохнуть от "гонки" обучения, задуматься о будущем, о возможных переменах, о способах их реализации.

Однако время требует от руководителей образования и от каждого учителя осознания новых реальностей и соответствующего этим реальностям изменения педагогической деятельности. Важно поэтому определить идеи экологизации общего среднего образования, подходы к ее реализации.

Когда речь идет об "экологическом сознании", то имеют в виду ряд его характеристик:

интерес к проблемам окружающей среды;

мера озабоченности экологическими вопросами родителей, педагогов, друзей, населения в целом;

понимание состояние природной среды, осознание личной ответственности за решение экологических проблем;

готовность к экологической деятельности.

Экологическое сознание - сложный феномен, его развитие предписывает необходимость воздействия на интеллект, эмоции и волю школьника. Все это требует интегрального, междисциплинарного подхода.

Как понимать выражение "экологизация"?

Чтобы разобраться в этом понятии, обратимся к экологии как научной дисциплине. Греческое слово "ойкос" означает "дом", но не просто жилище, а среду обитания. Среда обитания человека - дом, природная среда, семья, коллектив, город, народ, Земля, космос. "Логос" (др. гр) - не только наука, но и слово, речь, положение, суждение, формулировка, вопрос, разум, разумение.

В поисках смысла понятие "экологизация" можно предположить, что необходимо и достаточно проникновение понятий экологии во все научные области.

К понятию экологизация можно подойти и с другой стороны, со стороны понятия новой постнеклассической рациональности, которой свойственны такие признаки:

взаимодействие науки с другими феноменами культуры;

связь познавательных процедур с исторически меняющимися ценностными ориентациями;

особое внимание к исследованию сверхсложных самоорганизующихся систем с участием живого и человека - междисциплинарные, проблемно ориентированные исследования.

Объем понятия "экологизация" расширяется и приобретает двустороннее значение. А потому можно уточнить понятие экологизации и толковать его как взаимопроникновение понятий и теорий разных областей знания при описании любых систем с участием живого. Следовательно, экологизация есть интеграция разных областей знания в целях изучения взаимодействия живого вещества с иными компонентами (физическими, химическими, биологическими, природными и социальными) экосистемы как экологической единицы окружающей среды.

Экологизацию можно представить как:

взаимопроникновение знаний о взаимодействии общества и природы, экологических взаимодействиях разного уровня в современные области естествознания, гуманитарные науки и технику.

Дополнительность отдельных областей знания на разных уровнях познания - философском, естественно-научном, гуманитарном.

Мы понимаем экологизацию как взаимопроникновение понятий и теорий разных областей знания при описании любых систем с участием живого. Экологизация предписывает новый подход к построению современной научной картины мира.

Познание экологических взаимодействий способствует пониманию целостности систем любого ранга. Важно, чтобы все учебные дисциплины стремились представлять не разрозненные, единичные компоненты, а целостную систему, ориентируясь на понятия природы, человека и их экологических взаимодействий, целостности мира через образ научной картины мира.

Экологизация - это преподавание любой учебной дисциплины с учетом особенностей современной эпохи - эпохи тектонических сдвигов и геополитических переделов. Одновременно экологизация позволяет каждому школьнику "вернуться к вечному в прошлом" (Бердяев Н. А), т.е. почувствовать глубины мудрости и страдания, подвиги и падения, нравственность и бесстыдство человека разных эпох.

Экологизация означает описание экосистемы любого ранга как компонента окружающей среды, как ресурса и как условия жизнедеятельности людей и как предмета и объекта познания, как универсальной ценности.

Экологизация - это познание фундаментальных экологических взаимодействий как личностно значимых, а потому подвластных регулированию, управлению, оптимизации через обдумывание, разработку и принятие решений, что и будет проявлением бисоферной функции вида Homo sapiens.

Экологизация предполагает, что учитель использует все методы познания - научные, художественные, обращаясь к искусству, в особенности к поэзии.

Экологизация предписывает развитие у школьников экологических ценностных ориентаций, понимания ими связи ценностей и нормативов деятельности, различие их функций: соотнесения ценностей с целеполаганием, тяготение нормативов к средствам и способам деятельности, более жесткую детерминацию деятельности системой нормативов.

Интегрирующим фактором различных направлений естествознания является пространство, что приводит к сближению экологии с географией, точнее с ландшафтоведением. Пространство, в котором находятся во взаимодействии гео-, эко- и социосистемы, составляет объект социоэкологических исследований.

Интегрирующую роль в этом случае выполняют законы экологических взаимодействий природы и общества, которые на сегодняшний день сформулированы в аксиоматической форме Б. Коммонером.

Все связано со всем - вред одному компоненту системы скажется на системе в целом.

Все должно куда-то деваться - отходы не исчезают бесследно, их перерабатывают экосистемы биосферы, но они на пределе.

Природа знает лучше - человек, "улучшая" природу, нарушает ход естественных процессов.

За все нужно платить - все виды взаимодействия человека с природой должны оцениваться экономически.

Взаимосвязь экологических знаний с деятельностью человека выражается такими основными понятиями как антропогенный фактор и защита окружающей среды. Каждое из понятий имеет сложный состав и формулируется поэтапно. Понятие антропогенного фактора предполагает рассмотрение видов деятельности человека (причина), изменений в окружающей среде (следствие) и реакций соответствующих биосистем (результат). Способы воздействия человека (условия) на окружающую природную среду зависят главным образом от господствующих в обществе ценностей. Употребляя словосочетание "Защита окружающей среды", мы видим его составляющие: защита (сохранение) разнообразия жизни на Земле путем сохранения типичных и устойчивых экосистем; защита окружающей среды от загрязнения; создание особо охраняемых заповедных территорий и ряда иных мер экономического, воспитательного характера, ни одна из которых не укладывается в рамки предмета в силу своего междисциплинарного характера.

Можно спросить: "А как же понятие охраны природы?" Понятие охраны природы развивается от первоначального понимания как консервации природных ресурсов к пониманию адаптивной деятельности человека в изменяющейся среде, от него - к деятельности по управлению процессами взаимодействия общества и природы. Школа призвана показать трансформацию смысла экологической деятельности. При этом подчеркиваются различия природоохранной деятельности биолога от соответствующей деятельности физика, химика.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.