Рефераты. Возможности и особенности применения концепции "Экология и диалектика" в младших классах средней школы

b>1.2 Уровни экологизации

Экологизация является одним из общепедагогических факторов совершенствования учебно-воспитательного процесса, т.к содействует:

повышению теоретического уровня преподавания благодаря взаимодействию естественно-научных и социально-гуманитарных дисциплин;

формированию бескорыстных и возвышенных мотивов деятельности по отношению к окружающей среде;

пониманию сущности экологической опасности и путей ее преодоления;

воспитанию человека, ответственного за принимаемые экологические решения.

Первым уровнем является понимание педагогической общественностью необходимости становления экологически ответственного сознания учащихся. Второй уровень включает экологизацию базисного учебного плана, где должна быть введена новая образовательная область - "Экология", обозначена и соответствующая учебная дисциплина экологического характера, например, "Основы устойчивого развития", "Окружающая среда и развитие", "Человек: экология и культура". До сих пор экологизация этого уровня встречает непонимание.

Новая образовательная область "Экология" выполняет ряд уникальных, не заменимых никакой дисциплиной, функций. Можно указать три важнейших (табл.1.1).

Таблица 1. Функции образовательной области "Экология"

Функции

Содержание

Развитие экологического сознания

Потребность и интерес к проблемам окружающей среды, устойчивого развития; понимание выживания человечества и зависимости здоровья индивида от качества окружающей среды, продуктивности экосистем, способов природопользования.

Ценностно-ориентационная

Уникальность вида Homo sapiens, универсальная ценность природы, окружающей среды, разнообразия биосферы. Повышения уровня естественного отношения к среде до уровня духовного; воспитание культуры потребления.

Деятельностная

Развитие готовности к экологической деятельности: оздоровление окружающей среды; заселение "лысых" территорий; информирование населения, органов управления и СМИ; пропаганда экологической культуры; мониторинг окружающей среды (наблюдение, оценка, прогнозирование).

Третий уровень включает экологизацию традиционных учебных дисциплин. Важно при этом определить для каждой учебной дисциплины "ядро", вокруг которого интегрируются сведения экологического характера. Такими "ядрами" могут стать понятия:

окружающая человека среда;

устойчивое развитие общества;

экологическая безопасность;

экологические кризисы в истории человечества;

здоровье человека;

народонаселение и т.д.

Четвертый уровень - уровень методического обеспечения тех общеобразовательных курсов, что обозначены в базисном учебном плане, а так же программ и пособий экологизированных курсов образовательной области естествознания. Экологизация общеобразовательной школы затрагивает все компоненты методической системы каждой учебной дисциплины (табл.1.2).

Таблица 2. Экологизация методики преподавания

Уровень

Проявление экологизации

Цели

Идеалы ответственного сознания, развитие человеческих качеств

Содержание

"Новый синтез" - целостность мира; понятие человека и окружающей среды; ценности и нормы; забота о будущем; экологические проблемы, способы их решения.

Деятельность

Познавательная, практическая, прогностическая.

Формы организации

Сочетание урока, экскурсии, игры, дискуссии, приобщение к государственным и международным экологическим акциям, практикумы.

Средства обучения

Все виды средств - натуральные, модельные, характеризующие экологические взаимодействия всех уровней.

В процессе экологизации системообразующим фактором в школьных дисциплинах может выступить экологическая проблема. От решения экологической проблемы во многом зависит выживание человечества.

Глобальная экологическая проблема - новая природно-социальная реальность, которая отражает обострение противоречий в системе "природа - общества". Новая, так как в прежние эпохи острые экологические противоречия носили локальный характер.

Глобальная экологическая проблема требует для своей характеристики опоры на такие философские категории, как противоречие, цель, потребности, деятельность, система, пространство, время, эволюция, причинность, вероятность. Необходимы так же общенаучные понятие - информация, управление, оптимальность, устойчивость, модель - и широкий круг понятий конкретных наук.

В методическом отношении центральным является аргументация ответов на вопросы:

Можно ли разрешить глобальные экологические проблемы?

В силах ли человечество преодолеть состояния, возникшие как результат его собственной деятельности?

Преподавателю необходимо показать что интеллектуальное могущество людей может быть почти с одинаковой эффективностью направлено как на разрушение, так и на восстановление, защиту природы, что сегодняшняя ситуация требует коренного изменения культурных оснований бытия, изменений воззрения на мир человека в природе, преодоления стихии развития, перехода к развитию, направляемому разумом, - устойчивому развитию.

При рассмотрении любой экологической проблемы учитель умело может "играть" масштабами, раскрывать глобальный, региональный и местный подходы.

Рассмотрение в учебном процессе любой экологической проблемы включает элементы прогностики, заботы о будущем, проектирование будущего, как человека, так и природной среды. Создать настроение заботы, думы о будущем у молодого поколения не так просто, особенно, если речь идет не о самом человеке, а об окружающей среде.

Приведем два примера изучения экологических тем в форме самостоятельный модулей. Первый - экология человека.

Человек находится в системе экологических отношений - связей, которые есть природные связи и отношения. Для наших рассуждений важно, что эти связи имеют две стороны - внешнюю и внутреннюю. Внешние отношения есть связи с окружающей средой, внутренние - есть связи с самим собой, через понимание телесного, психологического и духовного здоровья. Актуальность целостного изучения человека объясняется рядом обстоятельств, сложившихся в социальных и образовательных системах, из которых главными являются развитие депопуляционных процессов, падение ценностных отношений к здоровью, снижение потребности и умений у широких масс населения быть здоровыми, увеличение числа людей, ведущих нездоровый образ жизни.

В настоящее время человек живет в условиях искусственного шума, вибраций, искусственных электромагнитных полей. Приспособительные функции организма нарушаются, возникает угроза неблагоприятных сдвигов здоровья населения как на глобальном, так и на локальном уровнях.

Человек рассматривается в общем образовании лишь в курсе "Человек и его здоровье" (8 класс) односторонне, преимущественно как телесное существо. В соединении курса преобладают анатомо-морфологические характеристики телесности человека, которые исследуются главным образом на уровне эмпирических представлений и описаний без базиса эволюционных явлений, сопутствующих становлению вида Homo sapiens.

В сложившихся условиях важнейшей становится проблема здоровья каждого, точнее, понимание каждым человека того, что свое здоровье надо развивать и защищать, и это требует каждодневного внимания.

В самом деле, здоровье - совокупность групповых и индивидуальных выборов, определяющих режимы труда и отдыха, пищевые и другие поведенческие привычки. Здоровье в отличие от болезней является результатом связи многих подсистем общественной жизни, в которые включен человек.

Какова же должна быть методическая система изучения человека через призму здоровья?

Исходной основой построения методической системы является целеполагание. Основная цель уже заложена в самом вопросе.

Вспомогательные цели включают:

развитие интеллектуальных умений, организующих познавательную деятельность школьников;

формирование умений наблюдать и оценивать свое здоровье, пользуясь измерителями и опытами, истолковывая данные и формируя гипотезы и рабочие определения;

развитие представлений о связях духовного развития человека с особенностями местной природы и характером культуры эпохи;

овладение практическими умениями в целях улучшения и защиты здоровья и решения экологических проблем своей местности.

Важным методическим условием развития знаний о человеке, проблеме защиты и укрепления его здоровья имеет логика построения комплекса занятий. В программе модуля необходимо соединить две логики. Первая связана с познанием человека в границах антропоэкосистемы и выглядит следующим образом.

Последовательность исследования антропоэкосистемы предполагает рассмотрение ряда положений (табл.1.3).

Таблица 3.

Человек - саморегулируемая система, предмет познания

Строение и функции тела, психология, духовность, системное свойство - здоровье: обмен веществ, потоки энергии и информация, регуляция, развитие.

Человек - познающее вещество

Экологический способ мышления и целеполагание. Познание Вселенной, самопознание - цель и назначение человека.

Человек - уникальная ценность

Система ценностей как регулятор поведения и деятельности

Человек - субъект деятельности

Деятельность как универсальный способ освоения природной среды. Цивилизация и культура.

Таблица 4. Логика изучения проблемы здоровья выглядит следующим образом

Этапы

Содержание

Мотивация

Зависимость настроения и деятельности каждого от самочувствия, шире - здоровья. Чтобы хорошо себя чувствовать, нужно знать свое здоровье. Социологическое исследование состояние здоровья учащихся школы, их родителей, населения микрорайона.

Формирование проблемы

Отношение к здоровью в культуре разных эпох, особенности проблем здоровья в культуре народов России. Сущность защиты и улучшения здоровья.

Теория решения проблемы и улучшения здоровья

Антропология - наука о человеке. Понятие здоровья: эмпирические и теоретические аспекты индивидуального и популяционного здоровья.

Практика решения проблемы

Организация здравоохранения в мире, России, регионе, районе. Успехи валеологии и медицины - лечение заболеваний.

Это вы можете

Формулирование личностной программы защиты и улучшения здоровья.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.