Рефераты. Характеристика младшего школьника с трудностями в общении

p align="left">Трудности в общении испытывают люди с двигательной расторможенностью, со склонностью к резким колебаниям настроения, плаксивостью, мнительностью. На особенности общения влияет тип нервной системы, который в темпераменте. Для сангвиников - повышенная активность, богатство мимики и движений, эмоциональность, впечатлительность, контактность с людьми, хотя нет постоянства в своих привязанностях.

Кон И.С. считает, что самая распространенная трудность общения детей - это застенчивость. [14,112]

Кон И.С. утверждает, что те, кто считает себя застенчивым, отличаются пониженным уровнем экстраверсии, они менее способны контролировать и направлять свое социальное поведение, более тревожны, склонны к невротизму и переживают больше коммуникативных трудностей. Чтобы общение протекало в нормальном русле, по мнению Кона И.С., школьникам надо избавляться от их застенчивости. Зимняя И.С. называет еще одну область коммуникативных затруднений - это межличностные отношения. В их основе лежат симпатия (антипатия), принятие (непринятие), совпадение ценностных ориентаций и их расхождение, совмещенность или различие когнитивных и в целом индивидуальных стилей деятельности общения.

Все это и многое другое могут облегчить или затруднить взаимодействие людей, вплоть до его прекращения.

Таким образом, анализируя причины, вызывающие затруднения в общении, можно сделать вывод, что частыми причинами затруднений общения могут, по мнению исследователей, выступать индивидуально-психологические особенности общения, включающие интеллектуальные, волевые, личностные проявления человека.

1.2. Психологические критерии описания субъектов затрудненного общения

В данном разделе будут представлены разнообразные критерии описания субъекта общения в психологии, которые в равной степени позволяют создать психологический портрет субъекта как затрудненного общения.

Субъект затрудненного общения демонстрирует непо-нимание, неадекватную оценку как собственных возможностей, интересов, потребностей, так и возможностей, интересов, потреб-ностей другого, искажает действительность. В способах взаимодей-ствия такого индивида преобладает поверхностность, неадекват-ность, манипулятивность, стремление дистанцироваться.

Данный вывод подтверждается работами, авторы которых ис-пользуют понятия, близкие к понятию «затрудненное--незатруд-ненное общение», например: продуктивный-- непродуктивны и стиль жизни, деструктивность, фрустрация потребностей, непро-дуктивный--продуктивный типы личности, враждебные страте-гии межличностных отношений и т.д. Так, А. Адлер подчеркивал, что фрустрация потребности в превосходстве объясняет выбор спо-собов преодоления чувства неполноценности, (формирование со-циального интереса, продуктивного--непродуктивного стиля жиз-ни. Исходя из этого, можно предположить, что субъект затруд-ненного общения выбирает гиперкомпенсацию как способ пре-одоления чувства неполноценности. Для него характерны хваст-ливость, высокомерие, эгоцентричность, за которыми скрывает-ся неспособность принять себя и низкая самооценка. Его стремле-ние к превосходству имеет деструктивное направление, прояв-ляющееся в использовании других с целью достижения личной славы. Ведущими установками, сопутствующими непродуктивно-му стилю жизни субъекта, выступают самоуверенность, напорис-тость, отсутствие социального интереса и заботы о благополучии других, враждебность, доминантность. В свою очередь, Э. Фромм прямо указывает на зависимость развития личности как субъекта деструктивного поведения от особенностей удовлетворения фун-даментальных потребностей человека в общении, в межиндиви-дуальных связях, в поиске идентичности. Он вводит понятия «му-чительная свобода» и «бегство от свободы», в которых отражается стремление человека преодолеть чувства зависимости, одиноче-ства, собственной незначимости и отчужденности, порождаемые неудовлетворением базовых потребностей. Именно механизмы бег-ства от свободы, представляющие собой определенные личност-ные особенности и черты характера, могут быть критериями за-трудненного общения. Согласно такому критерию, примером опи-сания субъекта затрудненного общения выступает личность, ко-торая избрала авторитаризм, деструктивность, самовозвышение в качестве механизмов удовлетворения базовых потребностей. Та-кой человек характеризуется стремлением к доминированию, кон-тролю над другими, желанием приобрести полную власть над ок-ружающими, унизить, оскорбить их, он способен на психологи-ческое и физическое подавление и уничтожение людей.

В концепции невротической личности нашего времени К. Хорни также указывала на возникновение базальной тревоги, причи-ной которой выступает неудовлетворение потребностей в без-опасности, любви и тепле со стороны близких, как на фактор формирования личности -- субъекта неэффективного общения и взаимодействия. Таким образом, критерием описания субъекта об-щения могут служить особенности использования стратегий меж-личностных отношений, обеспечивающих преодоление базальной тревоги. Стратегия межличностных отношений, по утверждению К. Хорни, вносит разрушение в общение в том случае, если субъект общения использует ее негибко или применяет только одну из возможных стратегий: ориентируется только на людей (в обще-нии он зависим, беспомощен, другие ему нужны лишь с целью избегания чувства одиночества и ненужности); придерживается только стратегии обособления (у него отсутствует интерес к дру-гому, преобладает поверхностность контактов, бесстрастность, иг-норирование других); демонстрирует враждебную, доминантную стратегию (стремится контролировать других и властвовать над ними)[15,141].

Таким образом, в рамках названных направлений субъектом затрудненного общения может быть индивид:

1) с несбалансированной структурой личности;

2) неспособный преодолевать кризисы развития;

3) застревающий на выборе одной из возможных стратегий межличностных отношений;

4) направляющий свое стремление к превосходству в деструк-тивное русло;

5) выбирающий стиль жизни, характеризующийся низким социальным интересом и деформациями во взаимодействии, до-пускающими психологическое и физическое уничтожение другого.

Для представителей интерсубъектного и гуманистически ори-ентированного подходов важны такие процессы и явления, как иерархия и удовлетворение экзистенциальных потребностей, са-моопределение, тенденции роста и самоактуализации, субъектив-ное восприятие и познание действительности, соответствие меж-ду осознаваемым, испытываемым и сообщаемым опытом и т.д. Такое представление о личности предполагает возможность суще-ствования следующих критериев описания субъекта затрудненно-го--незатрудненного общения:

1) особенности и иерархия удовлетворения потребностей раз-личного уровня;

2) использование механизмов защиты как реакция на несоот-ветствие между восприятием себя и информацией о себе, посту-пающей извне.

Согласно первому критерию субъект затрудненного общения -- это индивид, у которого метапотребности или экзистенциаль-ные потребности в смысле жизни, в целостности, уникальности, самоактуализации, росте и т.д. не получили адекватного удовлет-ворения и находятся в подчинении потребностей более низкого уровня, отражающих неприятные, фрустрирующие состояния, ко-торые требуют немедленного разрешения. Поведение такого чело-века обусловлено метапатологиями, которые в сфере общения про-являются в отношениях недоверия, антипатии, цинизма, отвра-щения, отсутствия интереса.

На основе второго критерия субъект затрудненного общения описывается как человек, чье восприятие себя постоянно претер-певает как осознаваемую, так и неосознаваемую угрозу со стороны актуальных переживаний и действительности. Поэтому с целью со-хранения целостности своего «Я» он использует механизмы защи-ты, превращающиеся в ведущие способы реагирования на ин-формацию о себе и нарушающие процессы общения и взаимопо-нимания. Взаимодействуя с другими людьми, субъект затруднен-ного общения будет воспринимать все в той форме, которая наи-лучшим образом соотносится с его Я-структурой, игнорируя ис-тинный смысл происходящего, он будет отрицать неприятный, фрустрирующий опыт, приводя в замешательство партнеров по общению и разрушая контакт с ними.

В работе отечественных представителей гуманистического под-хода к общению М. Р. Кагана и А. М. Эткинда подчеркивается вли-яние мотивации на возникновение нарушений в общении. По их мнению, когда субъект общения руководствуется не внутренним стремлением к той ценности и уникальности, которую представ-ляет он сам и его партнер, а внешней мотивацией одобрения, достижения, эмоционального обладания, то возникает затруднен-ное общение. Субъект затрудненного общения в этом случае -- это индивид, у которого в процессе общения внешняя мотивация одобрения, достижения, обладания и т.д. преобладает над внутренним стремлением к сохранению уникальности и ценности дру-гого и самого себя.

Субъект затрудненного общения -- это также индивид, осо-знающий свою связь со значимыми другими как неудовлетворяю-щую его базовую потребность в подтверждении. Неподтвержденность развивает в нем недоверчивость, подозрительность, враж-дебность, отчужденность, подавленность, стремление доминиро-вать, эмоциональную холодность, неадекватность восприятия и понимания других людей, снижает способность прогнозировать события, стимулирует непоследовательность и противоречивость поступков.

Таким образом, субъект затрудненного общения наделен таки-ми особенностями, которые делают установление подлинного контакта, сокращение психологической дистанции, развитие глу-боких межличностных отношений и удовлетворение базовых со-циальных потребностей недостижимыми, невозможными, что деформирует личность, разрушает ее внутренний мир, нарушает связи с внешним миром.

А как обстоит дело с нарушением общения у детей младшего школьного возраста?

Этиология нарушений общения у детей разнообразна. Можно назвать, по крайней мере, три ее источника. Первый--семейные стереотипы поведения, некритично усвоенные ребенком и ригидно воспроизводимые во внесемейных ситуациях общения. На-пример, демонстративная обидчивость и капризность девочки, скопированные у мамы, вызывают смех и непонимание в кругу сверстников. Такого рода конфликты, вызванные неадекватны-ми кругу сверстников стереотипами поведения, особенно свойст-венны детям, попавшим в школу сразу после домашнего воспи-тания, не посещавшим детский сад.

Второй источник дезадаптации--особенности темперамента ребенка. Точнее, неумение ребенка справляться с особенностями своего темперамента. Ребенок с низкой адаптивностью, высокой интенсивностью реакций и с негативным фоном преобладающего настроения труден для коллектива детей, вызывает много агрес-сивных реакций и реакций избегания, что, в свою очередь, оби-жает и злит ребенка. Коллективная жизнь таких детей насы-щена стереотипно повторяющимися конфликтами на всем ее протяжении, обиды у ребенка становятся привычными, возника-ют отгороженность, чувство невозможности дружбы и понима-ния.

Третий источник дезадаптацин--внутренние конфликты са-мого ребенка. Например, ребенок со страхом автономии, не ре-шивший в свое время дилемму «самостоятельность--нереши-тельность», во внешнем поведении, особенно в психологически дискомфортной ситуации, какой часто является посещение школы, может проявлять пассивность, двигательную заторможен-ность, нерешительность. Для коллектива сверстников такой ребенок не интересен, поэтому дети не ищут контактов с ним; и он оказывается в изоляции.

Глава 2. Характерные признаки возникновения затрудненного общения младших школьников

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.