Рефераты. Характеристика младшего школьника с трудностями в общении

p align="left">Слишком застенчивые, ранимые, обидчивые, робкие, тре-вожные дети. Они постесняются громко и явно выражать свои эмоции, будут тихо переживать свои проблемы, бо-ясь обратить на себя внимание.

Несомненно, характер проявления эмоциональных ре-акций связан с типом темперамента. Как мы видим, дети, относящиеся ко второй группе, являются скорее холери-ками, а представители третьей группы - меланхоликами или флегматиками.

Как уже отмечалось выше, такое деление носит дос-таточно умозрительный характер: на практике можно встретить школьников, сочетающих в себе как истероидные черты (которые выделены во второй группе), так и агрессивные тенденции; или детей агрессивных, но в глубине души при этом очень ранимых, робких и безза-щитных. Однако общим, что можно подчеркнуть у всех намеченных групп является то, что неадекватные аф-фективные реакции (проявляющиеся по-разному у раз-личных типов детей) носят защитный, компенсаторный характер.

Рассмотрим случай, описанный психологом Э. Ле Шан:

«Около меня сидел мужчина, держа на коленях малень-кую хорошенькую девочку. Рядом с ним стоял мальчик, который без конца скулил. Он ныл, что хочет опять в воду, хотя весь дрожал; он канючил, чтобы отец купил ему мячик. Его ноющий голос царапал меня по нервам, и я в конце концов не выдержала. Уходя я обернулась и посмотрела на маленького нытика. Его взгляд был при-кован к отцовскому колену»[5,41]. Дальше автор книги делает вывод, что мальчик хотел не в бассейн, и не новую иг-рушку, а просто обратить внимание отца на себя, он хо-тел, как и его младшая сестра, на колени к отцу, он как бы напоминал (не сознательно, конечно), что он тоже имеет право на такую же любовь и ласку, как его сестра. Мы можем соглашаться или не соглашаться с такой интер-претацией данного случая, но очевидно одно, что неудов-летворенная потребность, подавляемая эмоция всегда рано или поздно выплескиваются в форме неадекватной аффек-тивной реакции. В рассмотренной ситуации мы можем лишь предполагать, почему у мальчика возникла такая потребность, его недостаточно любили в детстве, ему недоставало тепла и ласки со стороны родителей, может быть они были слишком строги с ним, и он не мог в полной мере проявить свое отношение к ним? Почему именно на эту ситуацию он так реагировал? Мы видим, что даже такая простая и привычная даже, на первый взгляд, проблема требует для разрешения ответа на мно-гие, многие вопросы.

Трудности в развитии общения могут быть обусловлены особенностями семейного воспитания, отно-шения окружающих к ребенку. Знание особенностей семей-ного воспитания, влияния родителей на сына или дочь дает возможность объяснить специфику эмоциональных нарушений детей.

В психологической литературе выделяются различные типы неправильного воспитания[9,102]. Остановимся на четы-рех, наиболее распространенных типах неправильного воспитания.

1. Неприятие. Оно может быть явным и неявным. Явное неприятие наблюдается, например, тогда, когда рождение ребенка было изначально нежелательным, или в случае, если планировалась девочка, а родился мальчик, т.е. когда ребенок не удовлетворяет начальные ожидания родителей. Намного сложнее обнаружить неявное неприятие. В таких семьях ребенок, на первый взгляд, желанен, к нему внима-тельно относятся, о нем заботятся, но нет душевного кон-такта. Причиной тому может быть чувство собственной не-реализованное, например, у матери, для нее ребенок препятствие для развития собственной карьеры, помеха, устранить которую она никогда не сможет, и вынуждена терпеть. Проецируя свои проблемы на ребенка, она создает эмоциональный вакуум вокруг него, провоцирует собствен-ного ребенка на обратное неприятие. Как правило, в семь-ях, где доминируют такого рода отношения, дети стано-вятся либо агрессивными (т.е. мы их можем отнести к пер-вой группе выделенных форм проявлений эмоциональных нарушений), либо чересчур забитыми, замкнутыми, роб-кими, обидчивыми (т.е. по нашей классификации, третья группа). Неприятие порождает в ребенке чувство протеста. В характере формируются черты неустойчивости, негативиз-ма, особенно в отношении взрослых. Неприятие приводит к неверию в свои силы, неуверенности в себе.

2. Гиперсоциальное воспитание. Причина его в непра-вильной ориентации родителей. Это слишком «правиль-ные» люди, пытающиеся педантично выполнять все реко-мендации по «идеальному» воспитанию. «Надо» произве-дено в абсолют. Ребенок у гиперсоциальных родителей как бы запрограммирован. Он чрезмерно дисциплинирован и исполнителен. Гиперсоциальный ребенок вынужден посто-янно подавлять свои эмоции, сдерживать свои желания. При таком типе воспитания возможно несколько путей развития: это может быть бурный протест, бурная агрес-сивная реакция, иногда и самоагрессия в результате психотравмирующей ситуации, или наоборот, замкнутость, отгороженность, эмоциональная холодность.

3. Тревожно-мнительное воспитание. Наблюдается в тех случаях, когда с рождением ребенка одновременно возни-кает неотступная тревога за него, за его здоровье и благопо-лучие. Воспитание по этому типу нередко наблюдается в се-мьях с единственным ребенком, а также в семьях, где растет ослабленный или поздний ребенок. В результате ребенок тре-вожно воспринимает естественные трудности, с недоверием относится к окружающим. Ребенок в таком случае несамос-тоятелен, нерешителен, робок, обидчив, мучительно неуве-рен в себе. Как мы видим, это напоминает нам особенности детей вышеупомянутой третьей группы.

4. Эгоцентрический тип воспитания. Ребенку, часто единственному, долгожданному, навязывается представ-ление о себе как о сверхценности: он кумир, «смысл жизни» родителей. При этом интересы окружающих не-редко игнорируются, приносятся в жертву ребенку. В ре-зультате он не умеет понимать и принимать во внимание интерес других, не переносит дальнейших лишений, аг-рессивно воспринимает любые преграды. Такой ребенок расторможен, неустойчив, капризен. Его аффективные проявления очень схожи с поведением детей, относящихся ко второй группе.

Мы так подробно остановились на проблемах личност-ного развития в семье (рассмотрев при этом далеко не все аспекты семейных взаимоотношений), так как, на наш взгляд, семья является одним из важнейших факторов, влияющих на коммуникативные способности, в отличие, напри-мер, от интеллектуальных.

2.3. Коррекция нарушений общения

Прежде всего, в ходе игровой психокоррекции детей с нарушениями общения необходимо снизить конфликтность, снять неадекватные стереотипы поведения, разрешить основные психо-логические коллизии ребенка. Следует отметить, что эффектив-ность коррекции достигается чаще всего в процессе коллектив-ных игр, в группе и с группой сверстников. Навыки адаптивного бесконфликтного поведения ребенок может получить только в ходе активного общения. Поэтому важно создать для него воз-можность отрабатывать эти навыки в специально организован-ной для этого обстановке. Группа--наиболее подходящая среда для проведения полноценной игры со сверстниками и взрослы-ми; игра в свою очередь приводит к нормализации социальных отношений, разрешению внешних конфликтов. Все это создает благоприятный фон для решения внутренних конфликтов.

Как уже отмечалось, характерной особенностью нашего кон-тингента детей является конфликтное общение с окружающими. При этом речь идет прежде всего о формах общения. Так, стрем-ление ребенка к лидерству само по себе ценное качество, но то, как оно осуществляется, может приводить к конфликтам со сверстниками. В этом случае коррекции подлежит именно фор-ма реализации этого стремления. Новый опыт Общения со свер-стниками в группе складывается 'на основе доверительной атмо-сферы, открытого общения, в котором широко применяются при-емы обратной связи. Создается возможность пережить новый опыт взаимоотношений со взрослыми. Взрослые в группе--пси-хологи -- ведут себя недирективно, исходят из интересов детей, обходятся без оценок и не сравнивают детей между собой. В терминах Э. Берна это общение можно описать как общение на уровне взрослый--взрослый и ребенок--ребенок.

Эффекты детской игровой психотерапевтической группы мож-но разделить на специфические и неспецифические. Неспецифи-ческие эффекты проявляются прежде всего в изменениях само-оценки, приведении ее в соответствие с реальными возможно-стями, расширении представления о себе, в увеличении арсенала средств общения, снятии тревожности. В то же время есть ряд специальных, индивидуализированных эффектов, относящихся непосредственно к проблеме каждого ребенка. Коррекции под-вергаются мучительные для самого ребенка особенности харак-тера: трусость, неспособность владеть своими чувствами, жад-ность.

Коррекция по-средством игрового группового общения в первую очередь име-ет дело с формой общения, а психокоррекция причин, породив-ших неверные формы общения, осуществляется во вторую оче-редь и при помощи дополнительных средств. К числу таких средств относится групповая работа с родителями, в которой вскрываются неверные стереотипы семейного общения и обсуж-даются средства изменений и пути к ним. Это одно из объясне-ний, почему необходима параллельная работа с родителями. Без такой работы коррекция детского общения будет малоэффек-тивна.

Отбор детей в группу производится по определенным пока-заниям. Обращается внимание на характер жалоб родителей и результаты первичного психологического обследования детей. Прежде всего акцент ставится на жалобы двух типов. Жалобы первого типа, как правило, сводятся к трудностям общения ребенка в коллективе сверстников. Родители часто связывают эти трудности с замкнутостью характера, необщительностью, указывают на то, что ребенок предпочитает быть один, «ему больше нравится читать, собирать модели и т. п.». Иногда труд-ности в общении родители объясняют тем, что ребенок «просто не умеет дружить--то хорошо играет, то вдруг обижается, в драку лезет. Дети не хотят играть с ним».

Родительские жалобы не всегда правильно отражают реаль-ное состояние дел. Часто они неверно представляют себе как картину детского поведения, так и его причины. Например, дет-ская замкнутость при ближайшем рассмотрении может оказать-ся просто избирательностью в знакомствах--ребенок имеет двух хороших друзей, но родителей беспокоит, что нет задушевной дружбы «всем двором», как в их детстве. Или же обычные дет-ские ссоры вырастают в родительском восприятии в фатальное непонимание, отчуждение, более того, они считают, что ребенок отвергнут детским коллективом, он--изгой. Нормализация ро-дительских представлений входит в одну из коррекционных за-дач родительской группы.

Характерной чертой жалоб второго рода являются указания родителей на то, что ребенок неуправляемый, непослушный, дерзкий, грубый. Родители чувствуют, что не могут найти подход к ребенку, не понимают его. Скрытый психологический смысл этих жалоб указывает на отсутствие взаимопонимания не только между родителями и ребенком, но и между самими родителями.

Семья--система, поэтому нарушение в одном звене непре-менно искажает другие. Часто это общее нарушение взаимопонимания может проявляться в хорошо описанной, известной псев-досолидарности родителей друг с другом, которая становится очевидной, когда они объединяются против ребенка. Именно по-этому такие семьи--оправданные кандидаты в «коррекционные группы: детские--для младших членов и родительские--для старших. Дети из этих семей ладят со сверстниками, более то-го, предпочитают общество сверстников обществу родителей. Следует отметить, что такие дети необходимы для эффективно-го группового процесса, они делают группу гетерогенной по со-ставу, ускоряют групповую динамику. Нередко в таких случаях корень семейных конфликтов кроется не в особенностях лично-сти ребенка или личностей родителей, а в неправильном стиле взаимодействия между ними.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.