Главная:
Рефераты
На главную
Генетика
Государственно-правовые
Экономика туризма
Военное дело
Психология
Компьютерные сети интернет
Музыка
Москвоведение краеведение
История
Зоология
Геология
Ботаника и сельское хоз-во
Биржевое дело
Безопасность жизнедеятельности
Астрономия
Архитектура
Педагогика
Кулинария и продукты питания
История и исторические личности
Геология гидрология и геодезия
География и экономическая география
Биология и естествознание
Банковское биржевое дело и страхование
Карта сайта
Генетика
Государственно-правовые
Экономика туризма
Военное дело
Психология
Компьютерные сети интернет
Музыка
Москвоведение краеведение
История
Зоология
Геология
Ботаника и сельское хоз-во
Биржевое дело
Безопасность жизнедеятельности
Астрономия
Архитектура
Педагогика
Кулинария и продукты питания
История и исторические личности
Геология гидрология и геодезия
География и экономическая география
Биология и естествознание
Банковское биржевое дело и страхование
Карта сайта
Рефераты. Загадки, пословицы, поговорки как средство развития речи младших школьников на уроках русского языка
а уроках русского языка учитель включает разные типы загадок. Отгадывание их можно рассматривать как процесс творческий, а саму загадку - как творческую задачу. Приведем примеры по использованию игр в загадки в практике.1. Загадки, в которых дается описание предмета или явления путем перечислением различных его признаков, например:
Сам алый, сахарный, кафтан зелёный, бархатный
.
(
Арбуз
-
словарное слово. Отгадка - ключ к его запоминанию) Ребята учатся проводить анализ, выделяя признаки предмета (цвет, вкус, форму), и синтез, объединения этих признаков в единое целое.2. Загадки, где описание предполагает краткую характеристику предмета или явления (по одному - двум признакам нужно восстановить целостный образ, выделив отмеченный признак, связь его по ассоциации с другими), например:
Белая скатерть всё поле покрыла
.
(
Снег
- парная согласная в конце отгадки требует проверки) Игровая ситуация помогает запомнить правило.3. В загадку включаются противопоставления, например:
По земле ползёт, а к себе не подпускает
.
(
Земля
- безударная гласная в корне слова требует проверки) Отгадывание таких загадок представляет собой доказательство от противного: отгадывающий должен поочередно сопоставить разные и в то же время в чем-то сходные предметы, явления признаки, действия, выделять в них сходство и группировать по-новому.4. Загадки, в описании которых использованы метафоры, например:
Одной ручкой всех встречает, другой ручкой
-
провожает
.
(
Дверь
.
Чтобы написать это слово надо вспомнить о мягком знаке как знаке мягкости) Такие загадки предусматривают расшифровку метафоры, для чего необходимо сопоставить, сравнить предметы или явления из разных, часто очень далеких областей, увидеть в них черты сходства, отнести к одной смысловой категории.5. Загадки, в которых представлено описание не самого предмета (явления), а буквенного (слогового) состава слова, его обозначающего. Загадки, В которых несколько букв, слогов или частей слова выделены и описаны самостоятельно. По ним и нужно разгадать целое слово, например:
Первое
-
предлог, второе
-
летний дом, а целое порой решается с трудом
.
(
За
-
дача
-
в отгадке правило "чаща", надо вспомнить, как пишутся предлоги и приставки, чтобы отличать их от тех слов, в которых все слово - корень)6. Загадки - метаграммы, в которых из загаданного слова путем замены одной буквы другой получается новое слово. Например:
С
"
ч
"
над морем я летаю,
С
"
г
"
в машинах я бываю
.
(
Чайка
-
гайка
)
7. Анаграммы - слова, получающиеся в результате перестановки букв в слове, например:
Легко дышать в моей тени,
Меня ты летом часто хвалишь,
Но буквы переставь мои
-
И целый лес ты мною свалишь
.
(
Липа
-
пила
)
8. Логографы - слова - загадки, меняющие свое значение при отнимании или прибавлении букв, например:
Известное я блюдо,
Но лишь прибавишь
"
м
"
,
Летать, жужжать я буду,
Надоедая всем
.
(
Уха
-
муха
)
9. Загадки - шутки, связанные с омонимичностью слов, например:
Какой город летает
?
(
Орел
- имя собственное, отгадка помогает сопоставить слово с название птицы - существительным с нарицательным)Формы загадывания загадок может быть различной (фронтальной, групповой, индивидуальной). Виды упражнений, включающих в себя разгадывание загадок, также могут быть разнообразными. Их отгадок можно составить кроссворд, чайнворды, лотереи, соревнования. Можно усложнить задание, рассыпав слова - загадки, получится деформированный текст, над составлением которого нужно поработать. Слова - отгадки можно предложить записать в разные столбики в соответствии с изученной темой, например, записать существительные 1, 2 и 3-го склонения мужского и женского рода и т.д. Можно записать весь текст загадки и поработать над ним и проанализировать только слово - отгадку, рассмотрев его с разных сторон.Дети любят загадки, небылицы и всякую словесную игру. Слова для них - предмет игры, а через игру ребенок узнает язык и его законы. В уроки можно включать различные игры на превращения слов. Они помогают развить у учеников орфографическую зоркость, позволяют предупредить некоторые ошибки, повторить и закрепить правила грамматики, развивают речь. Положительная эмоциональная атмосфера в классе способствует активному творческому поиску детей, возбуждает их интерес к занятиям [25, с.45].Итак, посредством загадки у детей развивается чуткость к языку, они учатся пользоваться различными средствами, отбирать нужные слова, постепенно овладевают образной системой языка. С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи. Можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа. Все выше перечисленные формы работы указывают на это, остается разработать комплексную методику их применения.В словаре русского языка под редакцией А.П. Евгеньевой дается определение "пословица": "Пословица - краткое образное изречение, обобщающее различные явления жизни и имеющая обычно назидательный смысл" [11, с.217].Выдающийся педагог К.Д. Ушинский писал: "Русские пословицы имеют значение при первоначальном учении отечественному языку, во-первых, по своей форме, во-вторых, по своему содержанию" [4, с.5].Пословицы широко используются в обучении - как воспитательной целью, так и для развития речи. В речи самих учащихся пословицы сравнительно редки и имеют тенденцию убывания к старшим классам [11, с.165].Какой бы короткой ни была пословица, это все-таки законченное художественное произведение. Оно радует нас не только метким наблюдением, но и тем, как ловко, красиво оно выражено. Его и запомнить гораздо легче [2, с.143].
Ту меня, работушка, не бойся, я тебя, работушка, не трону
!
Пословицы можно употребить в самых разных случаях. Так, например, могли говорить крестьяне, угнетаемые господами. Поговорка о черной корове может прозвучать в любых обстоятельствах, при которых внешность не соответствует внутреннему содержанию явления. А пословица о топоре и крепком пне будет к месту, когда происходит любое единоборство, любая борьба, любой спор. Пословицы отличаются устойчивой художественной формой. Нередко они имеют рифму, иногда очень затейливую, многократно повторяющуюся:
Кот скребет на свой хребет
.
Пословицы отличаются от повседневной разговорной речи особым складом, ритмом. Ухо сразу улавливает этот ритм:
Кого впряг
-
и ехать так
.
Нежданный гость
-
не мытые ложки
.
Пословица часто имеет двучленное построение:
Тише едешь
-
дальше будешь
.
Много знать
-
мало спать
.
По многим пословицам можно отчетливо проследить, как выражал народ свое независимое мнение по различным житейским вопросам, свои самостоятельные взгляды на жизнь.Люди употребляют поговорки почти также легко и непринужденно, как слова собственной речи. Но все-таки пословицы и поговорки не просто слова, не просто разумные фразы или верные жизненные наблюдения [2, с.143].Работа с пословицей развивает мышление учащихся, прививает любовь к родному языку, повышает культуру речи, способствует лучшему усвоению грамматики [8, с.58].Системная работа над пословицей очень много дает учащимся. Во-первых, они учатся собирать народные изречения, относить их к определенной теме, анализировать их смысл, понимать их обобщающий характер. Изучение пословиц обогащает речь учащихся, повышает их грамотность, способствует воспитанию эстетического вкуса. Разнообразная работа с пословицами прививает учащимся любовь к устному народному творчеству, учит внимательно относиться к метким образным выражениям интересоваться народной мудростью. Следует помнить, что пословицы воспитывают у учащихся чувство любви к стране, уважения к труду, чувства доброты, милосердия, чувство уважения к русскому народу, создавшему эти пословицы.В словаре С.И. Ожегова дается определение "поговорка": "Поговорка - выражение, преимущественно образное, не составляющее, в отличие от пословицы, цельного предложения" [15, с.683].Краткое образное выражение, оборот речи, метко определяющий кого-либо явление жизни; в отличие от пословицы лишена обобщенного поучительного смысла.Поговорки имеют более узкий, конкретный смысл, пословица - шире. Они близки друг к другу, их всегда печатают и изучают вместе.Много пословиц и поговорок сохранили наши летописи, а также произведения древнерусской литературы.В летописи рассказывается о том, как обры (авары), покорив славянское племя дулебов, жестоко притесняли их. А затем, - видимо, эпидемия была или какое-то стихийное бедствие произошло, но только все обры погибли, умерли. Летописец, живущий 800 лет назад, завершает эту историю, которая произошла задолго до него, такими словами: "Есть притча в Руси и до сего дня: погибоша, аки обре" (то есть погибли, как обры). Это самая настоящая поговорка. Ее и сейчас можно услышать.И сейчас говорим мы: "Свинью подложить". Но, наверное, не все знают, что поговорка эта возникла в период борьбы Северной Руси с ливонским орденом.Когда речь заходит о новых, современных пословицах и поговорках нужно проявлять большую осторожность, научную добросовестность.Во-первых, настоящие пословицы и поговорки имеют широкое распространение, они должны быть приняты народом, и, во-вторых, это хоть и краткие, но все-таки, художественные произведения [2, с.145].Фонд пословиц и поговорок все время обновляется. И в прошлом и в настоящие дни постоянно рождаются новые меткие и художественно отточенные изречения.Какую-то небольшую часть их давала литература.Из басен И.А. Крылова в устный обиход вошли, стали пословицами и поговорками такие, например, стихи:
Ай, Моська
!
Знать она сильна, что лает на слона
.
А ларчик просто открывался
.
Множество пословичных выражений подарил нам А.С. Грибоедов:
И дым отечества нам сладок и приятен
.
Служить бы рад
-
прислуживаться тошно
.
Подписано
-
и с плеч долой
.
Некоторые пословицы и поговорки иногда приходят в нашу речь из песен, из частушек, из сказок:
Стань передо мной, как лист перед травой
!
Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается
-
Сказочные формы, они употребляются в разных сказках. Например, известная всем поговорка "Битый не битого везет" взята из определенной сказки - о волке и лисе, как бы подводит итог сказочной истории.В русских пословицах и поговорках ощущаешь удаль, душевный размах:
Грудь в крестах
-
или голова в кустах
!
Пан так пан, пал так пан
.
Пушкин писал в свое время об особом ироническом складе русского ума.Подобно всем произведениям фольклора, пословицы и поговорки тоже не остаются неизменными. Переходя из уст в уста, они переосмысляются, появляются в ином виде. Один человек может знать и употреблять поговорку:
Любит, как собака палку
.
А другой с детства знает другую:
Любит, как собака редьку
.
Какая верна, а какая неверная? Обе верные; это не искажение, не забвение - собака действительно не любит ни палку, ни редьку… Это равноправные варианты [2, с.148].
Страницы:
1
,
2
,
3
,
4
, 5,
6
,
7
,
8
,
9
Апрель (48)
Март (20)
Февраль (988)
Январь (720)
Январь (21)
2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная
ссылка на источник
обязательна.