Дата добавления: март 2006г.
Основы психотерапии Лекции.
(Прочитаны на факультете психологии Санкт-Петербургского Государственного Университета осенью 2002 года профессором Исуриной) Основные понятия. 1. 1. Определение.
Психотерапия – около 500 определений – система лечебных воздействий на психику и через психику на организм человека. Определения медицинские – жестко привязывают психотерапию к медицине (лечение, здоровье). Определения психологические –основные понятия: межличностное взаимодействие, неадекватные эмоции, конфликты и т. д. Психотерапия –
персонализированная техника, которая представляет собой нечто среднее между познавательным процессом, который в отличие от любого другого ставит человека лицом к лицу с его внутренними конфликтами и противоречиями, и техникой планируемых изменений отношений чувств и поведения человека. Психотерапия –
целенаправленное упорядочивание нарушенной деятельности организма психологическими средствами. 1. 2. Психотерапевтическое вмешательство (интервенция)
- вид воздействия, характеризуемое определенными целями и средствами. Может обозначать как общую стратегию поведения (психологическая интервенция), так и отдельные приемы (разъяснения). Виды вмешательств в медицине: фармакологические хирургические физикальные (физиотерапия) психотерапия (психологические)
Виды вмешательства в психологии (области распространения экспансии в психологии): педагого-психологическая организационная психология клинико-психологическая
Таким образом, психотерапевтическое вмешательство фактически клинико-психологическое вмешательство. 1. 3. Клинико-психологическое вмешательство. Характеристики:
Выбор средств – методы –те психологические средства, которые использует психолог или психотерапевт, реализуются в контексте взаимоотношений: А) беседа Б) тренинг В) межличностное взаимодействие Функции: А) профилактика А) и Г) психол. консультирование Б) лечение В) реабилитация Б) и В) психотерапия Г) развитие
Целевая ориентация процесса на расширение позитивных изменений (могут быть близкие цели и отдаленные). Теоретическая обоснованность. Понятия о норме и патологии в рамках каждой теории. Эмпирическая проверка.
Исследование эффективности. Исследования Граве показали высокую эффективность психоанализа и поведенческой психотерапии. Исследования эффективности: репрезентативная выборка
исследования до и после терапии с участием конкретной группы (лечившиеся определенным методом и нелечившиеся совсем)
катамнестическое исследование (исследование после лечения: ближний катамнез – 6 месяцев; дальний катамнез – 3-5, 10-20 лет) независимый исследователь эффективности 6. Профессиональные действия
Интервенции должны осуществляться в профессиональных рамках и профессионалами. Пункты 4, 5, 6 –отличают клинико-психологические интервенции от средне психологических воздействий. 1. 4. Психологическая коррекция.
Возникла в связи с необходимостью узаконить занятия психотерапией не медиками, но по сути одно и то же. Были попытки (Куликов) определить специфику термина– психокоррекция – это профилактика: - первичная профилактика – профилактика заболевания вторичная профилактика – профилактика рецидива болезни третичная – профилактика инвалюризации 1. 5. Психологическое консультирование. Вид клинико-психологического вмешательства.
В общем виде –профилактическая помощь человеку/группе людей в поиске путей решения трудной ситуации. 3 подхода:
1). Проблемно-ориентированное консультирование – анализ сущности и внешних причин проблемы и поиски путей разрешения ситуации. 2). Личностно-ориентированное консультирование –анализ внутренних причин проблемы и поиски путей предотвращения ситуаций в будущем.
3). Ресурсно-ориентированное консультирование – выявление ресурсов решения проблемы. Психотерапия Психологическое консультирование 1. средства воздействия и психологические; широкий арсенал средств 2. цели расширение позитивных достижение более глубинных изменений 3. функции лечение и реабилитация 4. теоретическая теоретическая психология методы
психологические; преимущественное средство – предоставление информации изменений
лучшее использование собственных ресурсов и улучшение качества жизни развитие и профилактика обоснованность теоретическая психология Дополнительные различия психотерапия Психологическое консультирование 5. место
изменения непосредственно в процессе психотерапии, что является сущностью психотерапевтического процесса 6. степень самостоятельности сопровождение психотерапевта 7. продолжительность не менее 15 сеансов изменений
анализируется сущность проблемы, а изменения происходят после окончания консультирования клиента самостоятельность воздействия 1 –5 консультаций 1. 6. Понятие метода психотерапии. 4 уровня использования термина методов (Алексанрович):
–методы как конкретные методические приемы или техники (гипноз, беседа, релаксация)
–методы, определяющие условия протекания психотерапии и оптимизирующие процесс (стационарные, семейные).
–методы в значении основного инструмента психотерапевтического воздействия (психотерапевт, группа). – методы в значении психотерапевтических интервенций. 1. 7. Интердисциплинарный характер психотерапии. - С одной стороны медицина, с другой – психология. - Смыкание с той областью медицины, с которой имеем дело. 1. 8. Личностный подход. Важнейший принцип медицины и психотерапии. Реализуется в трех ипостасях:
изучение личности больного, закономерностей развития, специфики нарушений для использования в психотерапии.
Учет личностных особенностей при использовании любых психотерапевтических техник
Ориентация психотерапевтического процесса на личностные изменения. 1. 9. Общие факторы психотерапии.
В каждой психотерапии они выступают в своей роли и имеют свое значение. Психотерапия предполагает рассмотрение трех характеристик: пациент терапевт процесс Вопросы:
что общего происходит с пациентом при применении разных техник что общего в поведении психотерапевта независимо от его теоретических представлений общие этапы вне зависимости от парадигмы. Пациент.
обращение к сфере эмоциональных отношений (работа с эмоциями пациента в любой психотерапии)
формирование самопонимания, принимаемого и пациентом, и психотерапевтом (пациент понимает себя, терапевт корригирует понимание).
предоставление и получение информации (от клиента, от терапевта). Укрепление веры больного в выздоровление Накопление положительного опыта Облегчение выхода эмоций Терапевт.
целевая ориентация терапевта на достижение позитивных изменений внимание к взаимоотношениям пациент/терапевт. Сочетание принципов: “там и тогда” и “здесь и теперь” Процесс.
установление оптимального контакта, вовлечение пациента в сотрудничество, создание мотивации в психотерапии
прояснение причин и механизмов в формировании симптомов и развития эмоциональных и поведенческих нарушений– понимания пациента и терапевта должны быть одинаковы определение психотерапевтических мишеней
применение определенных методов и техник, направленных на изменения закрепление достигнутых результатов
окончание курса психотерапии (зависимость пациента от психотерапевта) 1. 10. Показания к психотерапии.
удельный вес психотерапии определяется ролью психологического фактора этиопатогенезе болезни
показания определяются последствиями определенного заболевания (смена социального статуса, физическая ограниченность, понижение самооценки…) Личность. Центральная проблема современной психотерапии.
Психология личности пытается с позиций науки объяснить поведение человека. Наука о личности – персонология.
Олпорт осуществил анализ существующих определений личности: – биосоциальные и биофизические определения личности
а –личность определяется реакцией на нее окружающих людей (скорее бытовое значение) б – исключительно качества и характеристики личности 2. - через перечисления
3. – подчеркивается интегрирующая и организационная функция личности – отмечается роль личности в регуляции поведения
– отождествляют личность с уникальными или индивидуальными свойствами – личность рассматривается как сущность человека
Теории личности отвечают на вопрос: что такое люди, почему они себя так ведут. Теории личности выполняют функции: объяснение предсказание Что влияет на теории личности: клинические наблюдения
гештальтистская традиция (изучение фрагментов не может привести к пониманию целого) традиции научения, экспериментальная психология
психолого-метрическая традиция (измерение и изучение индивидуальных различий) Компоненты теорий личности. структура личности (например, черты личности)
проблема мотивации (фокусируется на изменяющихся аспектах человека) Объяснение мотивации:
редукционистическая модель – по Фрейду – поведение направлено на снятие напряжения модель компетенции –стремление человека получить новый опыт с целью наслаждения или самоактуализации Маслоу признавал обе модели мотивации на разных уровнях. проблемы развития личности. Как мотивационные аспекты меняются с возрастом. стадийная модель развития (Фрейд, Эриксон) роль взаимоотношений между ребенком и взрослым (Роджерс) психопатология.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6