Рефераты. Конспект лекций по "Основам психотерапии" - (лекции)

p>Задачи метода: - с помощью концентрации внимания выработка способности улавливать чувство напряжения в мышцах, когда оно имеется, и чувство мышечного расслабления

понижение порога восприятия этих двух противоположных состояний (различий) на основе предыдущего, обучение произвольному расслаблению напряженных мышечных групп, даже если напряжение незначительно

Для овладения этими задачами , мышцы разделены на 16 групп: 1 группа: доминантная кисть и предплечье – максимально сожмите кулак 2 группа6 доминантное плечо –максимально надавите локтем на подлокотник, вызовите напряжение двуглавой мышцы плеча

    3 группа: не доминантная кисть и предплечье
    4 группа: не доминантное плечо

5 группа: мышцы верхней трети лица – поднимите брови как можно выше 6 группа: мышцы средней трети лица – сведите как можно сильнее глаза к переносице и максимально наморщите нос 7 группа: мышцы нижней трети лица: максимально сожмите челюсти и отведите углы рта назад

8 группа: мышцы шеи –наклоняйте подбородок к груди и одновременно препятствуйте этому, напрягая задние мышцы шеи

9 группа: грудь , мышцы надплечий и спины – максимально соедините лопатки книзу и к середине 10 группа: мышцы живота: максимально напрягите все мышцы брюшного пресса как перед ударом в живот

11 группа: доминантное бедро - максимально напрягите передние и задние мышцы бедра

12 группа: доминантная голень – максимально подтяните на себя ступню и разогните большой палец ступни 13 группа: доминантная ступня: согните ступню вовнутрь, одновременно согните пальцы ступни

    14 группа: не доминантное бедро
    15 группа: не доминантная голень
    16 группа: не доминантная ступня

Сначала отрабатывается одна группа мышц, потом объединяется вся рука, все лицо и т. д.

Освоение примерно за 8 сеансов по 15 минут (обязательна домашняя тренировка).

5 этап: собственно системная десенсибилизация через воображение. Психотерапевт предъявляет пациенту самую простую ситуацию и заставляет его ослабить напряжение за счет выработанных умений. Ситуация предъявляется до той поры, пока напряжение не перестает возникать. Далее двигаются по иерархии напряжений. Существуют модификации метода.

    2. Методы, основанные на оперантном обусловливании.
    Жетонная система.

Ассертивный тренинг (тренинг уверенного поведения) –подкрепляются позитивные элементы поведения, а негативные переносятся заданием на другой этап.

3. Что понимают под промежуточными переменными, с тем и работают. Основные методические приемы:

    предоставление информации пациенту
    самонаблюдение
    осознание ошибок мышления и собственных ресурсов мышления
    Основные черты:
    актуальный диалог между пациентом и психотерапевтом

лечение ориентировано на цель и решение проблемы; переформулирование симптома в проблему научения, которую можно решить

основное внимание удаляется распознаванию скрытых моделей мышления и поведения

    Лекция 4.
    Психодинамическое направление
    ! !
    психоанализ психодинамическая или психоаналитическая
    психотерапия
    ! !
    инсайториентированная суппортивная

Для психоаналитической психотерапии теоретическая основа та же, что и у психоанализа. Психоанализ более интенсивен и строг.

Психоаналитическая психотерапия меньше уделяет внимания прошлому, больше – анализу актуальных проблем, и через них движение к бессознательному. Суппортивная (поддерживающая) - акцент на поддержку, а не на развитие инсайта. Она скорее для пациентов с уязвимым ЭГО. Длительное (много лет), поддержка– ускорение, помощь в развитии социальных изменений.

    Фрейдизм
    Неофрейдизм
    Постфрейдизм
    Учение Фрейда
    Фромм, Хорни, Саливан - неопсихоанализ
    Влияние психоанализа на другие области знаний, практики
    Гуманистическое направление.

Очень неоднородно по составу, но есть общая идея: основное –личностная интеграция клиента за счет перешивания, осознания нового опыта, полученного в ходе терапии.

    Концепция личности.

Часто называют третьей силой, сформировалась в 50х годах 20 века. В основе –экзистенциальная философия и феноменологический подход. Первая принесла интерес к проявлениям человеческого бытия; вторая–подход к человеку без предварительных теоретических построений, интерес к субъекту, миру переживаний человека, его опыту.

Можно проследить влияние восточной философии: подчеркивание единства души и тела.

Предмет гуманистической психологии – личность как единое целое, постоянно находящаяся в развитии. Гуманистическая психология развивается в противовес психоанализу и бихевиоризму. Один из основоположников– Ролло Мей.

Человек характеризуется специфическими потребностями, которые низводят его на уровень инстинктов.

Личность –целостное образование, понять ее, изучая определенные ее части, невозможно. Главное– мотивационный аспект.

    Детерминанта развития – потребность в самоактуализации.

Гуманистическая психология не разделяет взгляд на природу тревоги. Основные принципы:

    признание целостности характера и природы человека
    признание роли сознательного опыта
    признание свободы воли
    признание спонтанности
    признание творческих возможностей
    способность к росту

Самоактуализация –одно из важнейших понятий, процесс, сущность которого в наиболее полном развитии, раскрытии, реализации всех возможностей и способностей человека, реализации его потенциала.

Потребность в самоактуализации – основной мотивирующий фактор. Опыт –внутренний личный субъективный мир переживаний человека, совокупность переживаний - феноменальное поле, которое содержит символизированные и не символизированные переживания (в обход Фрейда– сознательное и бессознательное). Организм –сосредоточение опыта переживаний, включает не только органический опыт, но и социальный.

Я – концепция –устойчивое представление человека о самом себе, те качества, которые человек воспринимает в себе: Я– реальное и Я – идеальное. Наличие адекватной Я – концепции – основа для самоактуализации. Конгруэнтность –соответствие между воспринимаемым Я и актуальным опытом переживаний. Определяет возможности самоактуализации.

Если человек допускает в сознание различные части своего опыта, то он способен к полному функционированию. То есть все, что есть в моем опыте включено в мой образ Я.

Неконгруэнтность вызывает ощущение угрозы и тревогу, что включает защитные механизмы.

Основа развития – самоактуализация, для которой необходима адекватная Я – концепция и конгруэнтность. Концепция невроза.

Невроз – результат невозможности самоактуализации, непринятие себя и своего опыта. Депривация потребностей роста может быть причиной психического заболевания. Виктор Франкл: у каждого времени свои проблемы и свой невроз; сейчас это потеря смысла существования (экзистенциальный вакуум).

    Психотерапия.

Разные школы, но общий смысл: восстановление целостности и единства человеческой личности. Может быть достигнута за счет переживания, осознания, интеграции всего опыта человека, в том числе во время психотерапевтического процесса (то есть принятие всего себя).

    Каким путем? За счет чего? За счет встреч.

Встреча –соприкосновение двух человеческих миров, это приводит к мощному переживанию, способствует принятию себя. Типы встреч:

с другим человеком – (гуманистическая психотерапия – теоретическая база психотерапии) Роджерс, Франкл; задача психотерапевта – повысить уровень осознаваемости собственного поведения с самим собой – соматический подход, гештальт

    с высшим разумом – духовный подход
    Клиенто-центрированная терапия Роджерса.
    Задача: создание условий, способствующих новому опыту.

Может существовать только при определенном поведении терапевта, так называемая триада Роджерса:

    эмпатия
    безусловное положительное принятие
    собственная конгруэнтность

Эмпатия –способность психиатра встать на место клиента, понимать его так, как он себя понимает.

Безусловное положительное принятие –отношение к пациенту как к личности, которая обладает безусловной ценностью вне зависимости от качеств личности.

Собственная конгруэнтность (аутентичность) терапевта – соответствие поведения терапевта тому, какой он на самом деле.

Основная критика направления – отсутствие методов и методик.

Опыт приобретается за счет встречи с собой, с разными аспектами своей личности. Интеграция Я за счет концентрации внимания на разных аспектах своей личности. Приобщение к высшему началу, расширение опыта человека до космического уровня (медитация, духовный синтез).

    Личностно-ориентированная терапия.
    База: психология Мясищева.

Личность – система отношений человека к себе, к людям, к окружающему миру. Важна иерархия отношений.

Невроз –результат нарушения системы отношений (особо значимых); когнитивное искажение и гипертрофированное детерминирование эмоционального компонента. Патогенетическая концепция невроза.

    Основные задачи психотерапии:

Изучение личности пациента, особенностей формирования и развития его системы отношений.

Выявление и изучение этногенетических механизмов невротического состояния. Осознание причинно-следственных связей между особенностями нарушения системы отношений и возникновением, развитием и сохранением невротических расстройств. Коррекция нарушений системы отношений больного неврозом, неадекватных форм эмоционального и поведенческого реагирования.

На базе этой психотерапии возникла личностно-ориентированная (реконструктированная) психотерапия (Карвасарский)– современный этап психотерапии Мясищева. Задачи ее локализуются:

    в сфере интеллектуального осознания –

осознание взаимосвязей между ситуацией личностью и болезнью осознание исторического плана собственной личности (как я такой возник) осознание интерперсонального плана собственной личности (как проявляю себя в общении с другими)

эмоциональная сфера – эмоциональная коррекция нарушенных отношений поведенческая сфера –формирование адекватного поведения на основе достижений в когнитивной и эмоциональной сферах

    Основные лечебные факторы психотерапии.
    Когнитивный(осознание) – психоанализ
    Поведенческий – бихевиоризм
    Эмоциональный – опытная психотерапия
    Групповая психотерапия.
    - Групповая психотерапия –

метод, основанный на использовании групповой динамики в лечебных целях. Может использоваться в разных теоретических подходах. Направлена не только на межличностный конфликт, но и на личностный конфликт пациента через анализ межличностного взаимодействия.

    Основа – групповая динамика.
    Групповая динамика –

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.