Рефераты. Критерии оценки уровня продуктивности коммуникативной деятельности психолога-консультанта - (диплом)

p>По уровням овладения профессиональной, в нашем случае коммуникативной деятельности выделяют:

первоначальные умения, представляющие собой осознание цели действия и поиск способов ее выполнения, когда ярко выражен характер проб и ошибок; частично умелую деятельность, которая характеризуется овладением умениями в выполнении отдельных приемов, операций, уточнением необходимой системы знаний, сформированностью специфических для данных действий навыков, появлением творческих элементов деятельности;

умелую деятельнсть как творческое использование знаний и навыков с осознанием не только цели, но и мотивов выбора способов и средств ее достижения (на уровне тактики деятельности);

мастерство как овладение умениями на уровне стратегии деятельности, творческого использования различных умений (технологий) (25).

    Различение умений по уровням овладения актуально,
    так как содержание психолого-консультативной

работы дифференцируется в зависимости от выявленного уровня сформированности коммуникативных умений у психолога-консультанта.

В профессии психолога важнейшее значение имеет коммуникативная компетентность, умение в процессе общения устанавливать контакт, активно взаимодействовать, т. е. получать обратную связь. Понятие коммуникация происходит от латинскогоcommunicatio, communico –делаю общим, связываюсь, общаюсь. Таким образом, коммуникация - передача информации по каналу связи. Общение–это процесс обмена информацией как в речевой форме (вербально), так и невербально, т. е. посредством мимики, контакта глаз, непроизвольных жестов. Общение выступает как один из видов коммуникации.

Учитывая сложность общения, необходимо каким-то образом обозначить его структуру. В отечественной социальной психологии структура общения характеризуется путем выделения в нем трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной. Коммуникативная сторонаобщения связана с обменом информацией, обогащением друг друга за счет накопления каждым запаса знаний. Интерактивная стороназаключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, то есть в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями. Здесь проявляется их способность сотрудничать, помогать друг другу, координировать свои действия, согласовывать их. Отсутствие навыков и умений общения или недостаточная их сформированность отрицательно сказываются на развитии личности. Перцептивная сторона общения характеризует процесс восприятия людьми других людей, процесс познания их индивидуальных свойств и качеств. Основными механизмами восприятия и познания друг друга в процессах общения являются идентификация, рефлексия и стереотипизация.

Коммуникативная, интерактивная и перцептивная стороны общения в их единстве определяют его содержание, формы и роль в жизнедеятельности людей, а также в процессе психологической консультации.

    Выделим 3 функции общения:
    познавательная
    коммуникативная
    регулятивная (управленческая)
    Успешное выполнение всех этих функции имеет

огромное влияние на процесс и результат психологического консультирования, однако, наша работа призвана осветить коммуникативную сторону общения, а также выдвинуть критерии оценки продуктивности коммуникативной деятельности психолога-консультанта.

Определим коммуникативные умениякак синтез общепсихологических, социально-психологических и специально-профессиональных качеств личности.

    Коммуникативные умения формируются двумя путями:

в ходе разнообразной социальной практики, в которую личность включена; в ходе специальной подготовки к общению.

    Профессиональные умения определяют успешность

практической деятельности прихолога-консультанта, его способность применять психологические знания к выполнению своих обязанностей: конкретные действия, приемы, психологические "техники". Продуктивные–плодотворные, положительные, прогрессивные, формирующие, результативные, эффективные.

    Умения, необходимые для общения личности можно
    условно разделить на семь групп:

1. речевые умения связаны с овладением речевой деятельностью и речевыми средствами общения;

2. социально-психологические умения связаны с овладением процессами взаимосвязи взаимовыражения, взаимопонимания, взаимоотношения, взаимопроявлений и взаимовлияний;

3. психологические умения связаны с овладением процессами самомобилизации, самонастройки, саморегуляции;

4. умение использовать нормы речевого этикета в соответствии с конкретной коммуникационной ситуацией;

    5. умения использовать невербальные средства общения;
    6. умения общаться в политической деятельности;
    7. умения взаимодействовать.

Таким образом, психотехнология общения –это система социально-психологических алгоритмов, определяющих для личности социальные роли и порядок их реализации в соответствующих коммуникационных ситуациях.

Наиболее важные и длительные эффекты на развитие человечества в истории оказывали слова, а не войны. Большинство великих истин было открыто очень давно. Сочетая опыт наших предков и современные знания, мы неизменно делаем правильный выбор.

Например, сегодня известно, что определенные функции ассоциируются с деятельностью левого полушария мозга, тогда как другие с деятельностью правого полушария. Для левого полушария обычно характерны логика, факты и аналитическое обоснование. Мышление правого полушария в большей мере определяется чувствами и эмоциями.

Вспомним Аристотеля (кн. “Риторика”). Первая вещь, которую Аристотель считал необходимой для убеждения другого человека, состоит в обращении к его“логосу”. Это греческое слово означает логику. Мы должны представить логические и фактические обоснования для действия. Но Аристотель полагал, что фактов недостаточно. Если бы это было так, никто не курил бы сигарет и каждый, кто водит автомобиль, всегда пристегивался. Аристотель говорил, что мы должны апеллировать также к“пафосу” человека (греч. – эмоции).

По мнению Аристотеля, все человеческое поведение является смесью рационального и иррационального– сознательного и бессознательного. Важно апеллировать как к “логосу” (логике), так и к “пафосу” (эмоциям).

    Схема №1
    Левое полушарие Правое полушарие
    “логос” (логика) “пафос” (эмоции)
    Логическое убеждение Эмоциональное заключение

Наряду с такими качествами психолога-консультанта, как умение изложить факты, вывести клиента на уровень эмоций (переживаний), помочь ему осуществить выбор (на какой из "-" хватит сил), важное значение имеет то, что клиент (человек) хочет вести дела с тем, кто ему нравится, кому он доверяет и в ком он уверен. Клиент также хочет, чтобы психолог-консультант был сердечным, дружелюбным и человечным. Люди не хотят вести дела с психологом, которого считают холодным, равнодушным и высокомерным. Аристотель называл все это греческим словом "этос".

У клиента будет 5 вопросов в отношении психолога-консультанта как индивидуума. Он никогда не задаст вопросы прямо, но, тем не менее, он сформулирует ответы на основе своего впечатления о нем. Эти ответы на 5 вопросов будут определять взаимоотношения и являются самым важным ключом к его профессиональному успеху.

    Вы надежны и заслуживаете доверия?
    Вы искренни?
    Вы компетентны?
    Ваше внимание сосредоточено на клиенте?
    Вы нравитесь мне?

Человек склонен находить оправдание на основе фактов, совершать действия на основе чувств и вести дела (консультироваться) с людьми, которые ему нравятся, вызывают доверие и уверенность.

Уже Аристотелем были сформулированы 3 составляющие эффективного общения:

    Факты: логическое обоснование
    Чувства: эмоции и переживания ( личностный смысл)

Этос: любовь, доверие, признание (Ваше умение взаимодействовать).

    Таким образом, именно личность психолога

консультанта во многом определяет продуктивность как коммуникативной деятельности, так и всего консультативного процесса.

    Ряд исследований, проведенных в последние годы,

говорит о том, что профессиональные затруднения начинающих психологов-консультантов часто связаны с недостаточной психологической компетентностью, проявляющейся, например, в авторитарности, неумении быть терпимым, неуверенности, коммуникативной пассивности (Г. С. Абрамова, М. Р. Битянова, Р. Кочунас и др. ).

    1. 2. Особенности профессиональной деятельности

психолога-консультанта. Теоретический анализ модели "идеального" психолога-консультанта.

Проблеме изучения особенностей профессиональной деятельности психолога-консультанта и портрету "идеального" психолога посвящено большое количество исследований (Ю. Б. Алешина, 2000; Г. С. Абрамова, 1998; Р. Кочюнас, 1999; Р. Мэй, 2001; Р. С. Немов, 2000; К. Роджерс, 1994; Н. А. Аминов, М. В. Молоканов, 1992; Е. Э. Смирнова, 1977). Отмечается, что необходимо определить личностные особенности специалиста, которые обеспечивают успешность его профессиональной деятельности (Е. Э. Смирнова, 1977). Необходимость обсуждения этого вопроса связана, прежде всего, на наш взгляд, с тем, что работа психолога-консультанта очень специфична своим предметом–индивидуальностью человека. Р. Кочюнас говорит, что личность консультанта выделяется почти во всех теоретических системах как "важнейшее целительное средство" в процессе консультирования. "По существу основная техника психологического консультирования– это "я – как – инструмент" (23, c. 25). Специфичность проявляется и в том, что сам психолог тоже выступает как индивидуальность, как человек, имеющий на нее полное право. В этом смысле возникает множество проблем, связанных с социальным статусом профессии психолога-консультанта, например, проблема критериев эффективности его работы, уровня его квалификации, в конечном счете, проблемы подготовки психологов-консультантов. В нашем исследовании необходимо определить коммуникативные способности, знания и умения, с их учетом построить модель "идеального" специалиста в рамках коммуникативной компетентности и выдвинуть критерии оценки уровня продуктивности коммуникативной деятельности психолога-консультанта.

Важной особенностью психологического моделирования личности является учет основных факторов, оказывающих формирующее влияние на коммуникативную компетентность личности психолога–характер деятельности, система отношений с другими людьми и прочее. Модель "перспективного" специалиста строится на основе экспертных оценок (Г. Е. Леевик, 1982).

При построении модели специалиста метод моделированияшироко использовался в социологии. Е. Э. Смирнова модель специалиста раскрывает обобщенно "в виде.... образца специалиста, которого высшая школа должна выпустить из своих стен". (48).

Каким же должно быть сочетание свойств личности, которое в наибольшей степени обеспечивало бы успех консультирования?

Хотя исследований в этой области много, однако, единого ответа о свойствах личности, способствующих эффективной работе консультанта, к сожалению, нет. Определение критериев оценки продуктивности уровня коммуникативной деятельности психолога-консультанта позволяет представить желательные коммуникативные качества профессионала для эффективного осуществления стоящих перед ним практических задач.

Г. С. Абрамова считает, что "эмпирически очевидные показатели, которые служат для проверки валидности теста, обозначаются терминомкритерий. " (1, с. 34). Критерием чаще всего бывает проявление изучаемой характеристики в повседневной жизни. Другими словами, критерий–это очевидный показатель тех характеристик личности, определяемый независимо от предъявления теста.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.