Рефераты. Критерии оценки уровня продуктивности коммуникативной деятельности психолога-консультанта - (диплом)

p>Такое качество как склонность к доминированию также названо нежелательным для коммуникативной деятельности психолога-консультанта.

Теперь обсудим результаты опроса студентов первого курса вечернего отделения факультета психологии МГОПУ им. М. А. Шолохова (приложение 4). Психолог должен обладать данным качеством в полной мере:

    умение понятно говорить
    профессионализм
    здравый смысл
    внимательность
    умение активно слушать
    личная ответственность
    интеллектуальность
    Эти результаты показывают еще недостаточную

профессиональную теоретическую и практическую подготовленность студентов первого курса к психологической консультативной деятельности по сравнению как со студентами пятого курса, так и продуктивно работающими психологами. По мнению студентов первого курса психолог

консультант для продуктивной коммуникативной деятельности должен иметь следующие качества:

    внутренний локус контроля
    самоуважение
    приятная внешность
    работоспособность
    позитивный настрой
    Вышеперечисленные качества также отличаются от
    взглядов двух других групп испытуемых.
    Склонность к доминированию – стремление

господствовать, преобладать, быть основным, единодушно определено независимыми экспертами, студентами пятого курса и студентами первого курса как качество, которымне должен обладать психолог-консультант.

В ходе исследования нами были получены результаты подтверждающие гипотезу 1. Представления студентов первого курса, пятого курса факультета психологии вечернего отделения МГОПУ им. М. А. Шолохова и продуктивно работающих психологов отличаются в виду различного профессионального теоретического и практического опыта (приложение 5). Однако следует отметить, что представления студентов пятого курса ближе и чаще совпадают нежели взгляды студентов первого курса на качества, которые определяют продуктивность коммуникативной деятельности психолога-консультанта. Мы полагаем, что это объясняется наличием полной теоретической базы и наличием опыта диагностической, психолого-педагогической и консультативной практики у студентов пятого курса. Все эти знания, умения и навыки приближают студентов-выпускников к верному пониманию критериев оценки продуктивности коммуникативной деятельности психолога-консультанта. Также следует отметить, что склонность к доминированию была определена как нежелательное для коммуникативной деятельности психолога-консультанта качество всеми тремя группами испытуемых:

независимыми экспертами (продуктивно работающими психологами) студентами пятого курса

и студентами первого курса факультета психологии вечернего отделения МГОПУ им. М. А. Шолохова

Анализируя результаты исследования с точки зрения того, к какой сфере относятся наиболее "популярные" и необходимые для продуктивной коммуникативной деятельности качества, мы приходим к некоторым выводам. Итоговая таблица по результатам исследования, в которой объединены взгляды всех трех групп испытуемых (87 человек), показывает, что определяющими для коммуникативной деятельности психолога-консультанта являются:

    коммуникативная сфера
    познавательная сфера
    Таким образом, качества входящие в

коммуникативную (обмен информацией, обогащение друг друга за счет накопления каждым запаса знаний) и познавательную сферы (умение применять старые знания и приобретать новые) являютсянеобходимымидля продуктивности коммуникативной деятельности психолога-консультанта. Качества, относящиеся к эмоционально-волевой сфере, определены респондентами как максимальножелательные для психолога-консультанта.

В результате теоретического и эмпирического исследования подтвердилась гипотеза 2. На основе итоговой таблицы по результатам исследования были определены качества, являющиеся критериями оценки уровня продуктивности коммуникативной деятельности психолога-консультанта.

    Коммуникативная сфера:
    умение активно слушать
    умение понятно говорить
    Познавательная сфера:
    профессионализм
    умение понимать последствия своего влияния
    здравый смысл
    Неприемлемым для психолога-консультанта является
    склонность к доминированию (приложение 1).
    2. 4. Выводы.

На основании результатов теоретического и эмпирического исследования критериев оценки уровня продуктивности коммуникативной деятельности психолога-консультанта можно сделать следующие выводы.

1. Были выявлены профессионально важные качества психолога-консультанта, которые набрали наибольшее количество баллов во всех группах, наличие и степень развития которых позволяют оценивать уровень продуктивности коммуникативной деятельности психолога-консультанта. Они были проранжированы в порядке убывания:

    умение активно слушать
    умение понятно говорить
    профессионализм
    понимать последствия своего влияния
    здравый смысл
    самообразование
    личная ответственность
    уверенность в себе
    заинтересованность в общении
    тактичность
    внимательность
    понимание себя
    саморегуляция
    увлеченность профессией
    интеллектуальность
    эмоциональная устойчивость
    самоуважение
    доброжелательность
    не давать нравственных оценок
    владение теорией
    стрессоустойчивость
    практика с супервизором
    эмпатийность
    рефлексия
    внимание к деталям
    позитивный настрой
    Отсюда видно, что ведущими критериями оценки

уровня продуктивности коммуникативной деятельности психолога-консультанта являютсяумение активно слушать и понятно говорить.

2. Гипотеза о том, что представления студентов первого курса, пятого курса факультета психологии вечернего отделения МГОПУ им. М. А. Шолохова и продуктивно работающих психологов (независимых экспертов) будут отличаться в виду различного профессионального психологического опыта, подтвердилась. Однако по некоторым пунктам взгляды на качества, определяющие успешность коммуникативной деятельности психолога-консультанта, совпадали. Все три группы респондентов показали одинаковый результаты по пунктам:

важным критерием оценки уровня продуктивности коммуникативной деятельности психолога-консультанта являетсяумение слушать

нежелательным для психолога-консультанта является наличие склонности к доминированию

    3. По большинству предложенных качеств мнения

всех испытуемых совпадали, однако, по отдельным качествам выявились различия у представителей разных групп. По данным сравнениям четко прослеживаются те качества, которые вызвали особые разногласия, это:

    внимание к деталям
    склонность к доминированию
    позитивный настрой
    творческие способности
    артистичность
    креативность
    Можно предположить, что именно эти качества

остались спорными по итогам нашего исследования, т. е. их нельзя отнести к критериям оценки уровня продуктивности коммуникативной деятельности психолога-консультанта, несмотря на то, что качество - склонность к доминированию, получило наибольшее количество баллов в графе: психолог не должен обладать данным качеством (13 выборов). Поскольку в графе: психолог должен иметь данное качество в значительной степени, сделано 15 выборов.

    Заключение.

В заключение подведем некоторые итоги. Непосредственными факторами, предопределяющими эффективность или неэффективность коммуникативной деятельности психолога-консультанта являются личные качества психолога-консультанта и его профессиональные умения, корректные действия в процессе психологического консультирования. Что подтверждает мнение Р. Кочюнаса (1999 г. ) о том, что "личность консультанта выделяется почти во всех теоретических системах как важнейшее целительное средство в процессе консультирования". Гармония, преложенных критериев оценки уровня продуктивности коммуникативной деятельности психолога-консультанта, определяется разделением личностных качеств эффективного специалиста, определяющих успешность его коммуникативной деятельности, на три сферы:

    ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВУЮ
    КОММУНИКАТИВНУЮ
    ПОЗНАВАТЕЛЬНУЮ

В результате анализа научных источников и эмпирической проверки нами выявлены два основных качества, наличие которых является одним из критериев оценки уровня продуктивности коммуникативной деятельности психолога-консультанта:

    умение активно слушать
    умение понятно говорить
    Данные результаты подтверждают предварительный

теоретический анализ работ А. Ф. Ануфриева, И. В. Дубровиной, А. К. Болотовой, где говорится о том, что эффективность слушания зависит от точного понимания слов говорящего, а также от понимания невербальных сигналов, т. е. от умения активно слушать. Свободное владение речью является составляющей модели эффективного психолога-консультанта.

Цель нашей работы достигнута, были изучены и обобщены критерии оценки уровня продуктивности коммуникативной деятельности психолога-консультанта. Для большей точности и достоверности полученных данных, представляется целесообразным провести исследования на большей выборке. Ранее предпринимались попытки определить признаки продуктивной деятельности консультанта, большинство фактов и закономерностей, полученных в исследованиях эффективности деятельности психолога-консультанта, по мнению самих исследователей данного вопроса, например К. Роджерса, также нуждаются в дополнительной проверке.

    Литература.

Абрамова Г. С. Практическая психология – М. , 1997. – 368 с.

Алешина Ю. Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование – М. , 2000. Аминов Н. А. , Молоканов М. В. О компонентах специальных способностей будущих школьных психологов // Психологический журнал–1992. -Т. 13, №5. -с. 104-110. Амосов Н. М. Модельный подход к исследованию личности в процессе ее развития // Эвристические модели в психологии и социологии. - Киев, 1976. -с. 4-32. Ануфриев А. Ф. , Бусарова О. Р. Случаи из школьной консультативной практики. - М. , 1994. -с. 74.

Ануфриев А. Ф. , Костромина С. Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. М. , 1998.

Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. М. , 1992. Битянова М. Р. Личностные особенности классного руководителя и эффективность руководства коллективом старшеклассников: Автореф. дис. -М. , 1991. -с. 28 Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе – М. , 1998. Бурменская Г. В. , Карабанова О. А. , Лидерс А. Г. Возрастно-психологическое консультирование. – М. , 1990.

Василюк Ф. Е. Уровни построения переживания и методы психологической помощи. // Вопросы психологии, 1988. №5.

Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: Контекстный подход. - М. : Изд-во Высшая школа, 1991, с. 182.

Гиппенрейтор Ю. Б. и др. Феномен конгруэнтной эмпатии // Вопросы психологии. -1993, -№4-с. 61-68.

    Гримак Л. П. Общение с собой. - М. ,1991.

Емельянов Ю. В. Активные групповые методы социально-психологической подготовки специалистов // Вопросы психологии. -1993. -№4. -с. 69-73.

    Емельянов Ю. В. Дисс. , 1990, с. 70

Жуков Ю. М. , Петровская Л. А. Диагностика и развитие компетентности в общении. М. , 1991.

Забродин Ю. М. "Модель личности" в психодиагностике; для практических психологов. – Кн. 1. М. , 1994.

Захарова Л. Н. Психологическая подготовка педагога. Н. Новгород, 1993. Игры - обучение, тренинг, досуг / Под. ред. В. В. Петрусинского. М. ,1994. -с. 28, 36, 38.

Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. - М. ,1987. -с. 180. Костромина С. Н. Исследование процесса решения диагностических задач практическим психологом при работе с мл. шк. : Дисс. , - М. , 1997. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. - М. , 1999. -с. 20-24. Лабунская В. А. Невербальное поведение: Социально-перцептивный подход. – Ростов н/Д. , 1986 Леонтьев А. А. Психология общения. - М. ,1997. -с. 365.

    Леонгард К. Акцентуированные личности. Киев, 1980.

Личность в педагогической деятельности. – Ростов-на/Д. , 1994. Митина Л. М. Учитель как личность и профессионал. - М. , 1994. Мэй Р. Искусство психологического консультирования. - М. , 2000. Молоканов М. В. Личностные компоненты успешности практического психолога: Дисс. - М. , 1994.

Мясищев В. Н. Психология отношений. Избр. псих. тр. - М. , Воронеж, 1996. Немов Р. С. Психологическое консультирование. - М. , 2000.

Петровская Л. А. Компетентность в общении: Социально-психологический тренинг. – М. , 1989 Пиз А. Язык жестов. Увлекательное пособие для деловых людей. - Воронеж, 1992, с. 6.

Практическая психология образования / под. ред. И. В. Дубровиной - М. , 1997. Психология профессиональной подготовки. - СПб. , 1993.

Попова Л. В. , Дьяконов Г. В. Идентификация как механизм общения и развития личности: Методологические рекомендации. – М. , 1988.

Психологический словарь, под ред. проф. А. Петровского и проф. М. Ярошевского. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога. - М. , 1999. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. - М. ,1994. Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. - М. , 1990.

Самоукина Н. Б. Практическая психология в школе. - М. , 1997.

Самоукин А. И. , Самоукина Н. Б. , Шишов А. П. Психология бизнеса. - М. , 1997. Ситников А. П. Современные прикладные психотехнологии: процесс и язык коммуникации. – М. , 1992.

    Словарь практического психолога. - Минск, 1998.
    Смелзер Н. Социология. - М. , 1994.

Смирнова Е. Э. Пути формирования модели специалиста с высшим образованием. - Л. , 1977.

Советский энциклопедический словарь / под. ред. А. М. Прохорова. – М. ,1986. Собчик Л. Н. Введение в психологию индивидуальности. - М. , 1997. Фейдимен Дж. , Фрейгер Р. Личность и личностный рост. Вып. 1, 2, 3. - М. , 1992. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. – М. , 1993. Эткинд А. М. Психологическая практика и академическая психология: расхождения когнитивной структуры внутри профессии // Вопросы психологии, 1981, №1. Юдина Е. В. Дисс. – М. , 2000.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.