Первая группа –наиболее многочисленная, состоит из 14 опрошенных работников. Эти респонденты набрали от 14 до 18 очков и по результатам получили такую характеристику: нормальная коммуникабельность. Любознательны, охотно слушают собеседника, достаточно терпеливы в общении с другими, отстаивают свою точку зрения без вспыльчивости. Без неприятных переживаний идут на встречу с новыми людьми. В то же время не любят шумных компаний. Экстравагантные выходки и многословие вызывают у них раздражение.
Вторая группа состоит из 8 человек. Количество набранных балов –от 9 до 13. Эта группа респондентов характеризуется следующим образом: весьма общительна (порой, может быть, даже сверх меры). Любопытны, разговорчивы, любят высказываться по разным вопросам. Охотно знакомятся с новыми людьми. Любят бывать в центре внимания, никому не отказывают в просьбах, хотя не всегда могут их выполнять. Бывает, вспылят, но быстро отходят. Чего им недостает, так это усидчивости, терпения и отваги при столкновении с серьезными проблемами. При желании, однако, смогут заставить себя не отступить.
И наконец, третья группа состоит из 3-х человек. Количество набранных балов –от 19 до 24. Эта группа характеризуется следующим образом: в известной степени общительны и в незнакомой обстановке чувствуют себя вполне уверенно. Новые проблемы их не пугают. С новыми людьми сходятся с оглядкой. В спорах и диспутах участвуют неохотно. В высказываниях порой слишком много сарказма без всякого на то основания. Эти недостатки исправимы.
Анализируя данные тестирования можно сделать вывод, что в отделе работают специалисты, которые в полной мере владеют искусством коммуникации. Анкетирование показало так же, что к третей группе относятся специалисты старшего поколения, т. е. люди, возраст которых приближается к 50. Таких специалистов в отделе трое, и два из них резко отличаются от остального контингента, Исходя из этого, можно сделать вывод, что молодость–это не недостаток, а скорее наоборот. И планируя работу на дальнейшее предпочтение нужно отдавать молодым специалистам.
В отделе также была методика изучения темперамента. Анкетирование проводилось в период с 14 апреля по 18 апреля 2001 года. В анкетировании принимало участие 20 специалистов отдела. Тест состоял из 20 вопросов (см. приложение 4), на которые нужно было дать ответы. В результате тестирования отдел разделился на две группы.
Первая группа из 12 человек набрала доминирующее процентное содержание типа характера сангвиника. Вторая группа соответственно из 8 человек – флегматики.
Итак, сангвиник –характеризуется высокой активностью. Выдержан, сохраняет самообладание в сложной обстановке. Речь громкая, быстрая, отчетливая. Общителен, легко входит в новый коллектив, не чувствует скованности. Быстро включается в новую работу и быстро переключается. Инициативен, но часто не собран. Обычно хорошо обучается.
Ко второй группе относятся люди, которые относятся к типу темперамента –флегматик. Этот тип характера характеризуется спокойствием и ровным настроением. Эмоции выражены слабо, устойчивы. Осторожен, рассудителен. Малоподвижен, инертен. Общителен в меру. Внимание устойчивое. Придерживается строго заведенного порядка на своем рабочем месте. Устойчив в интересах и склонностях. Медленно включается в новую работу, медленно переключается с одного дела на другое.
Конечно, в каждом человеке имеют место проявление всех типов характеров, так как в чистом виде типы почти не встречаются. Все люди имеют так называемую акцентуацию характера. Акцентуация характера–чрезмерная выраженность отдельных черт характера и их сочетаний. Акцентуации характера могут переходить друг в друга под влиянием различных факторов, среди которых важную роль играют особенности семейного воспитания, социального окружения, профессиональная деятельность, физическое здоровье. Необходимо заметить, что при обработке результатов тестирования выявилось, что основными типами характеров, доминирующими среди работников были типы сангвиника и флегматика. Такой тип, как холерик не встретился ни в одной анкете. Исходя из результатов тестирования, можно сделать вывод, что специалисты отдела по типу характера подходят, как для работы с пожилыми людьми, так для межличностного общения внутри коллектива. Заключение
Общение между людьми –важнейший признак именно человеческого существования. Без него невозможны деятельность, формирование и усвоение духовных ценностей, формирование и развитие личности. Общение сопровождает эти процессы, способствует их осуществлению. Однако связь между ним и любыми проявлениями социальной жизни неоднозначна и не проста. Общение многогранно прежде всего потому, что оно реализуется на разных уровнях: общаться могут страны и народы, партии, коллективы и отдельные личности, соответственно этому и взаимодействие между сторонами в этом процессе будет различно по своей социальной значимости. Кроме того, общение может проявляться по-разному: быть непосредственным или опосредованным, различаться по видам и, наконец, в процессе него люди могут обмениваться мыслями, чувствами, опытом, трудовыми навыками и т. д. Такая многогранность общения связана с тем, что в его основе лежат общественные отношения. Поскольку последние охватывают разные стороны функционирования общества, они выступают как определенные для данной формации типы социально-экономических, политических, правовых и нравственных отношений. В конечном итоге именно они и являются содержанием общения.
Огромное значение межличностного общения объясняется важнейшими функциями, которое оно выполняет. Во-первых, в общении осуществляется обмен информацией между людьми.
Далее. Общение выполняет так называемую регуляционнокоммуникативную функцию. В общении вырабатываются правила поведения, цели, средства мотивы поведения, усваиваются его нормы.
Наконец, общение регулирует уровень эмоциональной напряженности, создает психологическую разрядку и, в конечном счете, формирует тот эмоциональный фон, на котором осуществляет наша деятельность и который в немалой степени определяет само мироощущение.
Каждое общество, а порой и отдельные его социальные группы, вырабатывают определенные регулятивные принципы общения, которые не только закрепляются в принятых им нормах поведения, но и воспитываются у людей с большей или меньшей степенью сознательности. Это дает основание утверждать, что существует тот или иной уровень культуры общения.
В своей дипломной работе я хотела показать, что повседневное поведение человека в труде, в котором находят внешнее выражение моральные и эстетические нормы, является показателем культуры общения. Культура поведения и культура общения тесно связаны между собой и неотделимы друг от друга. В понятие“ культура поведения”входят все области внешней и внутренней культуры человека: этикет, правила обхождения с людьми и поведение в общественных местах, взаимоотношение людей на работе и вне, культура речи, умение грамотно выражать свои мысли. Культура поведения предполагает уважительное отношение к людям, такт, деликатность, предупредительность, аккуратность в выполнении обещаний, взаимное уважение. Человек, который владеет всеми этими качествами, владеет секретом общения. Умение общаться– пожалуй, самое важное в жизни умение.
Одним из главных признаков культуры общения можно считать умение быть коммуникабельным. Понятие коммуникабельность включает в себя такие определения, как склонность к общению с людьми, умение желание говорить, легко и быстро устанавливать деловые и товарищеские контакты, желание помочь друг другу, соучастие и сопереживание, удовлетворенность потребности людей в широком интенсивном общении. Человека, который владеет всеми вышеперечисленными качествами, можно отнести к категории людей, владеющих искусством общения. Учитывая тот факт, что работа занимает в жизни человека важное место, производственные отношения необходимы и дороги каждому из нас. Причем некоторые из них необходимы и дороги нам не в меньшей степени, нежели отношения с близкими людьми. Поэтому культура служебных отношений включает в себя создание благоприятного психологического климата. А создание психологического климата в коллективе невозможно без создания устойчивой духовной атмосферы, без взаимного уважения членов коллектива, без высокой профессиональной подготовки, без элементарных знаний психологии человека. Наличие у членов коллектива высоких нравственных качеств так же благоприятно отражается на создании благоприятного психологического климата.
Деловые отношения, основанные на знании правил поведения в обществе, знания служебного этикета, умении выслушать и понять собеседника всегда являются предпосылкой для создания благоприятного климата. Взаимоотношения людей непосредственно регулируются социальными нормами, прежде всего правовыми и нравственными, которые представляют собой важнейшие элементы культуры. Нормы морали и права, которые действуют при общении людей, включаются в культуру общения. Норма не просто указывает на то, что значимо с точки зрения принятых в обществе ценностей, а предполагает их обязательное исполнение Нарушение этих норм неприемлемо не только в плане морали, но и в плане культуры поведения. Говоря о культуре общения в широком смысле слова, мне хотелось показать нормы и способы ее реализации в человеческих отношениях, в частности в коллективе, в малой группе. В этом случае она определяется степенью владения людьми навыками общения, созданными и принятыми в данной группе. Культура общения в группе зависит от правовой системы, от нравственного климата социальной группы, а так же от уровня культуры каждого индивидуума. Люди в малой группе сталкиваются повседневно, совершают акты коммуникации, пользуются определенными манерами, совершают различные поступки. Все эти действия создают предпосылки для взаимопонимания, проистекают из интересов и желаний. Одни из них создают предпосылки для создания комфортных и благоприятных производственных отношений, другие–наоборот. Это внешняя сторона взаимоотношений и расценивается прежде всего с точки зрения культуры людей и характеризуется как культура общения. Таким образом, культура общения представляет собой совокупность норм, способов, форм взаимоотношений людей, которые приняты в определенной социальной группе как своеобразные эталоны общения. В данном случае рассматривались нормы, способы и формы взаимоотношений в отделе назначения пенсий и пособий. Исследования показали, что в отделе существует определенный стиль работы, доверительные отношения среди членов коллектива, уважение и взаимопонимание, соучастие и сострадание, высокий профессионализм и ответственность за порученное дело. Основные нормы общечеловеческой морали и нравственности играют очень большую роль в культуре общения.
Общечеловеческой нормой общения является признание человека высшей ценностью. Поэтому подлинное человеческое общение - форма творчества, помогающая выявить и раскрыть лучшие стороны личности.
Общаясь с людьми, мы должны испытывать радость, если хотим чтобы они испытывали радость от общения с нами. Вне зависимости от статуса человека, ему хочется ощущать собственную значительность, и каждое подтверждение ее радует. Поведение человека–это образ его жизни и действий. Именно в поведении проступает сущность личности человека, особенности его характера, темперамента, его потребности, взгляды, вкусы, желания, предпочтения. Только по поступкам мы судим о внутренних побуждениях, мыслях и чувствах. “Поступки людей, - писал Д. Томас, - подобны указателю в книге, они указывают на самое примечательное в них”. Список использованной литературы
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13