Рефераты. Основы психологии - (курсовая)

p>Через речь психология и опыт одного человека становятся доступными другим людям, обогащают их, способствуют их развитию.

    Классификация

Речь является полиморфной деятельностью - в своих различных функциональных значениях представлена в разных формах:

внешняя, внутренняя, монолог, диалог, письменная, устная и т. д. Внешняя – средство общения;

    Внутренняя – средство мышления;
    Письменная – один из способов запоминания информации;
    Диалог – двусторонний обмен информации;
    Монолог – процесс рассуждения;
    Развитие процесса

Первое слово ребенка по своему значению как целая фраза. То, что взрослый человек выразил бы развернутым предложением, ребенок передает одним словом. С развитием мышления происходит развитие всех форм речи человека. С помощью речи обучаемые изучают учебный материал, общаются, влияют друг на друга и воздействуют на себя в процессе самовнушения.

Чем активнее обучаемые совершенствуют устную, письменную и другие виды речи. Пополняют свой словарь, тем выше уровень их познавательных возможностей и культуры.

------------------------------------------------------------------------------------ Основные направление в психологии

    Структуруализм
    Представители:
    Эдвар Титченер
    Предмет изучения.
    Экспериментальное исследование структуры сознания
    Основные теоретические положения.

Психология – наука об опыте, зависящем от испытывающего его субъекта. Сознание имеет собственный строй и материал, скрытый за поверхностью его явлений. Чтобы высветить этот строй испытуемый должен справиться с“ошибкой стимула”, которая выражена в смешении психического процесса с наблюдаемым объектом, т. е. стимулом процесса. Знание о внешнем мире оттесняет“материю” сознания, это знание оседает в языке. Три категории “материи”: ощущение, образ и чувство.

    Практика.

Поиск простейших элементов сознания и открытие регулярности в их сочетаниях.

    Вклад.

Вклад в развитие психологии можно назвать минусовым, т. к. деятельность строилась на канонах полувековой давности. Что привело к полной не поддержке психологов.

    Функционализм
    Представители:
    Вильям Джеймс (1842-1910), Джон Дьюи (1859-1952)
    Предмет изучения.

Изучить посредством, каких психических функций индивид приспосабливается к изменчивой среде, найти способы более эффективного приспособления.

    Основные теоретические положения.

Психология –естественная, биологическая наука, предмет которой психические (ментальные) явления и их“условия”.

Учение об эмоциях: показывает, что “условия”- это не только внутри телесные процессы, но и явления, представляющие собой категорию действия. Эмоция–результат физиологических изменений в различных системах, т. е. снята роль побудителя поведения.

Учение о идеомоторном акте: Любая мысль приходит в движение, если этому не препятствует другая мысль.

Структура личности: Я (self) состоит из четырех форм – материальное Я, социальное Я, духовное Я и чистое Я. Степень самоуважения зависит от возрастания успеха либо от уменьшения уровня притязаний, т. е. самоуважение = успех / притязания

    Практика.

Функционализм стремился рассмотреть все психические проявления под углом зрения их приспособительного, адаптивного характера. Это требовало определить их отношение к условиям среды, с одной стороны, к потребностям организма– с другой. Понимание психической жизни по образу биологической как совокупности функций, действий, операций.

Функциональная психология рассматривала проблему действия под углом зрения его биологически адаптационного смысла, его направленности на решение жизненного важных для индивида проблемных ситуаций.

    Вклад.

Предложил вопреки казавшемуся неоспоримым представлением о том, что эмоция служит источником физиологических изменений в различных системах рассматривать ее не как первопричину, а как результат этих изменений.

Джон Дьюи - выступил против представления о том, что основными единицами поведения служат рефлекторные дуги.

В атмосфере слабости функционализма зарождается новое психологическое течение. На смену функционализма приходит бихевиоризм.

    Бихевиоризм
    Представители:
    Эдвар Торндайк (1874-1949), Джон Брадуас Уотсон (1878-1958)
    Предмет изучения.
    Изучать не сознание, а поведение человека.
    Личность – все то чем обладает индивид.

Человек в концепции бихевиоризма понимается, прежде всего, как реагирующее, обучающееся существо, запрограммированное на те или иные реакции, действия, поведение.

    Основные теоретические положения.

Благодаря манипуляциями внешними стимулами можно формировать у человека разные черты поведения.

    Связь “ситуация-реакция” характеризуется признаками:
    исходный пункт – проблемная ситуация;
    организм противостоит ей как целое;
    он активно действует в поисках выбора;
    выучивается путем упражнения.

Законы “естественного отбора” полезных действий у индивида: закон упражнения –при прочих равных обстоятельствах реакция на ситуацию связывается с ней пропорционально частоте повторения связей и их силе.

закон готовности – упражнения изменяют готовность организма к проведению нервных импульсов. закон ассоциативного сдвига –если при одновременном действии раздражителей один из них вызывает реакцию, то другие приобретают способность вызывать ту же самую реакцию. закон эффекта

Сфера психологии – взаимодействие между организмом и средой. Коннексия – это элемент поведения.

    Практика.

Человек полностью зависит от своей среды, и всякая свобода действий, которой, как ему кажется, которой он может пользоваться– чистая иллюзия. Одна из главных причин сделавших нас такими, какие мы есть, связана с нашей склонностью подражать поведению других людей с учетом того, насколько благоприятны, могут быть результаты такого подражания для нас. Таким образом, на человека влияют не только внешние условия: он также постоянно должен предвидеть последствия своего поведения путем его самостоятельной оценки.

    Вклад.
    Подняли эксперимент на высокую ступень исследования.

В результате проделанной работы было выявлено 16 типов поведения. (перцептивное поведение, защитное, индуктивное, привычное, утилитарное, ролевое, сценарное, моделирующее, уравновешивающее, освобождающее, атрибутивное, экспрессивное, автономное, утверждающее, исследовательское, эмпатическое. )

    Фрейдизм
    Представители:
    Зигмунд Фрейд (1856–1939)
    Предмет изучения.
    Бессознательные психические процессы.
    Основные теоретические положения.

Психическая жизнь состоит из трех уровней: бессознательного, предсознательного и сознательного. Бессознательный уровень–насыщено сексуальной энергией, т. е. либидо, которое прорывается сквозь цезуру сознания, выражается в нейтральных формах, но имеющих символический план (шутки, обмолвки, сновидения и т. д. )

    Концепция об инфантильной сексуальности:

Ребенок до 5-6 летнего возраста проходит фазы: оральную, анальную и фаллическую.

“Эдипов комплекс”- определенная мотивационно - аффективная формула отношения ребенка к своим родителям.

Компоненты личности: “ид”(оно) - носитель инстинктов, подчиняется принципу удовольствия; “эго”(Я) - следует принципам реальности; “супер-эго”(сверх-Я) - носитель моральных стандартов. Из-за их несовместимости появляются “защитные механизмы”: вытеснение – произвольное устранение из сознания чувств, мыслей и стремления к действию; регрессия – соскальзывание на более примитивный уровень поведения или мышления; сублимация –механизм, посредством которого сексуальная энергия разряжается в виде деятельности, приемлемой для индивида или общества (творчество и т. д. )

    Практика.

Опыты с гипнозом показали, что чувства и стремления могут направлять поведение субъекта, даже когда они не осознаются им.

Метод “свободных ассоциаций”т. е. попытка объяснить, чему соответствуют ассоциации не в мире внешних объектов, а во внутреннем мире субъекта (их двойственность). Положение о символическом характере снов. По мнению Фрейда, в этой символике иносказательно подает о себе весть мир бессознательных потаенных влечений. Существуют две категории инстинктов:

    сохранение жизни (инстинкт любви – ЭРОС)

противодействуют жизни и стремятся вернуть ее в неорганическое состояние (инстинкт смерти– ТАНАТОС)

    Вклад.

Недостатком Фрейдизма является преувеличение роли сексуальной сферы в жизни и психике человека, человек понимается в основном как биологическое сексуальное существо, которое находится в состоянии непрерывной тайной войны с обществом, заставляющим подавлять сексуальные влечения.

    Гештальтпсихология
    Представители:

Макс Вертгеймер (1880-1943), Вольфганг Келер (1887-1967), Курт Коффка (1886-1941)

    Предмет изучения.
    Учение о целостности психических явлений.
    Основные теоретические положения.

Постулат: Первичными данными психологии являются целостные структуры (гельштаты), в принципе не выводимые из образующих их компонентов. Гельштатам присущи собственные характеристики и законы.

Понятие “инсайта” - (от англ. понимание, озарение, внезапная догадка) –интелектуальное явление, суть которого в неожиданном понимании стоящей проблемы и нахождение ее решения.

    Практика.

В основе практики лежала одна из двух сложных концепций мышления –либо ассоцианистская (обучение строиться на упрочнении связей между элементами), либо формально–логического мышления. Обе препятствуют развитию творческого, продуктивного мышления. У детей, обучающихся геометрии в школе на основе формального метода, несравненно труднее выработать продуктивный подход к задачам, чем у тех кто вообще не обучался.

    Вклад.

Гештальтпсихология считала, что целое определяется свойствами и функции его частей. Гештальтпсихология изменила прежнее воззрение на сознание, доказывая, что его анализ призван иметь дело не с отдельными элементами, а с целостными психическими образами.

Гештальтпсихология выступала против ассоциативной психологии, расчленяющей сознание на элементы.

    Отечественная психология
    Представители:

И. П. Павлов, В. М. Бехтерев, В. А. Вагнер, Н. Н. Ланге, А. Ф. Лазурский, П. Ф. Лесгафт …

    Предмет изучения.

Психические процессы … – это свойство высокоорганизованной материи.

    Практика.

Павлов –разработка проблем патопсихологии (сигнальные системы, учение о типах высшей нервной деятельности)

Бехтерев –огромнейший материал по патопсихологическим исследованиям. Исследовал проблему галлюцинаций, слуховые иллюзии.

    Развитие направлений таких как:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.