Рефераты. Особенности работы психолога с одаренными детьми - (реферат)

p>Предложенная система подсчета баллов для этого теста также довольно трудоемкая. При подсчете показателей этого субтеста учитывается общее число классов рисунков, число изображенных предметов. Учитывается оригинальность изображения, редкость его появления, а также учитывается оригинальность подхода: необычное выполнение рисунка, удачное использование круга, необычная композиция рисунка и т. д.

Наивысший балл по субтесту набрали Трахман О. (56), Костырева Н. (116). Наиболее оригинальные эскизы: выключатель, лапа медведя, капуста, елочный шар, бомба, демон. Часто встречаются: мишень, яблоко, лицо человека, планета, цветок.

    Субтест 7. Спрятанная форма (образная область).

Этот тест предпочитаем детьми, все испытуемые работают с данным заданием с большим интересом. Среднее число ответов по этому тесту– 15, размах от 7 до 25 ответов. Ответы с наибольшей частотой: рыба, ведро, человек, зонт, солнце, летучая мышь. Редкие оригинальные ответы: монета, платье, муха в стакане, улитка, молекула, вилка, тюлень, русалка.

    Выводы:

При анализе показателей беглости и оригинальности мышления были получены результаты:

В целом показатели креативности мышления в этой группе подростков оказались достаточно высоки: более 280 баллов по тестам набрали 6 детей, более 250– 2 человека, более 200 – 6 подростков. [приложение 1] Наибольшее количество баллов по тестам набрали Костырева Н. (298, 7), Михайлов С. (289, 1).

Наибольшее число ответов и наибольшее число оригинальных ответов испытуемые дают в субтестах 4 (определения) и 7 (спрятанная форма).

Субтесты 2 (заключения), 3 (выражения), 4 (определения), 7 (спрятанная форма) обладают наибольшей различительной способностью, лучшим образом дифференцирует испытуемых.

В целом, вербальной тесты обладают большей различительной способностью, чем образные; а показатель оригинальности большей, чем показатель беглости. Полученные данные могут быть использованы психологами и педагогами при изучении природы творческого мышления, а также в диагностике при изучении творческих способностей индивидов, при отборе одаренных и талантливых людей.

2. Соотношение вербального и невербального компонентов в структуре мышления подростка

Для изучения структуры интеллекта двух особо одаренных детей использовался тест Р. Амтхауера.

    Изучение структуры интеллекта по тесту Р. Амтхауера.

Тест является типичным групповым интеллектуальным тестом. Общий результат обследования позволяет судить об уровне умственного развития учащихся, а успешность выполнения отдельных субтестов– об индивидуальной структуре интеллекта школьников. Задания теста состоят из вербального и числового материала и из изображений. Первые требуют от испытуемых определенных знаний и умений производить с материалом некоторые логические действия. Вторые предполагают определенную степень развития формализованного и пространственного мышления. Тест предназначен для возраста 13-15 лет.

    2. 2. Результаты исследования.

При анализе результатов исследования необходимо учесть, что возраст испытуемых составляет 10 (Симонов А. ) и 12 (Сербинов Б. ) лет. Поэтому условные границы результатов выполнения были немного снижены.

Оба мальчика имеют общий балл по тесту более 105 и попадают в категорию с высоким умственным развитием. [приложение 2]

При анализе относительной успешности выполнения разных типов субтестов (вербальных и пространственных) оказалось, что у Сербинова Б. показатель процентного выполнения вербальных субтестов (R верб. ) 59, 8% немного превышает R простр. 52, 5%. Показатель субтестов 5 и 6 невысоки (34%), что коррелирует с неуспешностью обучения Бориса по предметам физико-математического цикла. Успешность выполнения отдельных субтестов можно наглядно увидеть на графическом изображении на сетке [приложение 2].

У Симонова А. прослеживается существенно лучшая успешность выполнения пространственных субтестов (77, 5%) по сравнению с вербальными (53%). Довольно высоки показатели субтестов 5 и 6 (65%). Это хорошо заметно на графическом изображении.

Знание относительного развития вербальных и пространственных способностей учащихся должны быть использованы учителями для индивидуального подхода к оценке учебной деятельности.

    3. Изучение личностных особенностей учащихся.

Для более полного представления о личностных особенностях диагностируемых было решено использовать психогеометрический тест.

    3. 1. Краткое описание психогеометрического теста.

Психогеометрический тест позволяет определить тип личности, характеристику особенностей поведения диагностируемого.

Учащимся предлагалось проранжировать в порядке предпочтения 5 фигур (квадрат, треугольник, прямоугольник, круг, зигзаг), затем по результатам исследования давалась психологическая характеристика основных форм личности.

    Характеристика психогеометрических типов подростков.

Выбор основной фигуры, субъективной формы, учащимися разнообразен. Но преобладающей формой является зигзаг (13 из 23) [приложение 3] Эта фигура символизирует креативность, творчество, ей свойственны образность, интуитивность, интегративность, мозаичность. Доминирующим стилем мышления является синтетический стиль. Комбинирование абсолютно различных, несходных идей и создание на этой основе чего-то нового, оригинального–вот что нравится зигзагам. Такое мышление позволяет зигзагам строить целостные, гармоничные концепции и образы [2, 13 ].

Результаты исследования творческого мышления по тестам Туник Е. Е. хорошо кореллируют с выявленными психогеометрическими типами подростков: учащиеся, выбравшие основной формой зигзаг (символ креативности), показали высокие результаты в тестах Туник Е. Е (Колбасенко А. , Костырева Н. , Никогосян Д. , Серебров Д. , Рева Н. , Сербинов Б. , Симонов А. ).

Подростки охотно выбирали на первое место круг (5 из 23) –символ гармонии, самый доброжелательный из пяти форм. Круги стабилизируют группу. Это лучшие коммуникаторы, обладают высокой чувствительностью, развитой эмпатией. Круги, как и зигзаги, относятся к “правополушарным” мыслителям. “Правополушарное” мышление–более образное, интуитивное, эмоционально окрашенное, скорее интегративное, чем анализирующее.

Линейные формы (квадрат, треугольник, прямоугольник) выбрало меньшее количество подростков–5. Эти психогеометрические типы характеризуются аналитическим “левополушарным” мышлением, способностью глубоко и быстро анализировать ситуацию.

    4. Исследование тревожности по методике Нюттена.

Для изучения потребностей и тревожности учащихся была применена методика “Незаконченные предложения” Нюттена.

Получены следующие результаты: высокой тревожностью обладают дети с нестандартным креативным мышлением [приложение 4]. Особенно ярко проявляются межличностная и учебная тревожность. У некоторых детей это выражается в трудностях в общении со сверстниками и неуспешном школьном обучении.

5. Исследование познавательной активности одаренных детей по методике СОНА (спонтанное описание нерегламентированной активности).

    5. 1. Описание методики СОНА.

Методика представляет собой начальную формализацию обычной беседы, которая ведется с ребенком и его родителями. Ориентирована на спонтанное описание одаренным ребенком и его родителем деятельности, любимой ребенком, в течение прошедшей до момента обследования недели.

В основе методики лежит идея о том, что чем больше доля познавательных интересов в общем “раскладе” деятельности ребенка, тем более он творчески одарен.

Беседа велась с наиболее одаренными учащимися - Сербиновым Б. и Симоновым А.

    Результаты исследования.

В ходе беседы с Сербиновым Б. (12 лет) мы получили общее, спонтанное перечисление ребенком его занятий за неделю:

    изучал Ветхий завет;

изучал стратегию и тактику Жукова и других великих полководцев; наблюдал за поведением муравьев, подсчитывал количество муравейников, переселял муравьев из разрушенных муравейников в новые места обитания; составлял кроссворды по географии, истории и языковедению;

разводил шмелей в квартире, кормил, наблюдал за их жизнедеятельностью, сравнивал с поведением ос;

    писал лики святых акварелью на деревянной заготовке;
    к семейному празднику сервировал стол;
    гадал на иглах, свинце и воске;
    лечил деда мысленными посылами, особыми формулами;
    изучал белую и черную магию, заговоры, астрологию;
    мастерил лук и стрелы;
    гулял;
    изучал азербайджанский язык;
    играл в шахматы;
    вязал мягкую игрушку;
    собирал усилители для радиоприемника;
    проводил исследования по своему генеалогическому дереву;
    клеил макет замка;
    сочинял стихи о смысле жизни;
    пополнял коллекцию бабочек и гербарий;
    строил двухэтажный шалаш во дворе;
    изучал династии китайских правителей;
    читал книги по уфологии;
    изучал старые книги 1856 года издания.

Уже одно перечисление занятий дает достаточное представление о широте его интересов.

Тот факт, что в перечне нет общения с друзьями, вполне отражает реальную жизнь этого ребенка.

Такой же спонтанный рассказ матери о деятельности ребенка дал примерно те же результаты.

В приведенном примере из перечисленных занятий 23 являются познавательными, из них 16 можно отнести к творческим (в них проявляется направленность не на усвоение, а на создание нового, например, “писал лики святых на дереве”). Индекс познавательных интересов равен 96, а индекс творческих 70. Беседа с Симоновым А. (10 лет) дала следующие результаты:

    готовился к экзамену по геометрии;
    читал “Капитанскую дочку”, “Евгения Онегина”;

учил в оригинале 8 сонет Шекспира для выступления на конкурсе “Ученик года”; занимался английским языком;

    играл на фортепьяно;
    усиленно занимался пением в хоре в музыкальной школе;

выступал с хором в музыкальной школе и городской филармонии; посещал конкурс педагогов-пианистов, где выступала его преподавательница; был на заключительном концерте коллективов из музыкальных школ и на концерте музыкантов-профессионалов, посвященном 200-летию А. С. Пушкина. готовился к конкурсу “Ученик года” в музыкальной школе;

    стал победителем конкурса “Ученик года”;
    ездил на дачу, работал в саду;
    делал уборку квартиры;
    немного гулял;

решал и составлял кроссворды по географии, истории и т. д. ;

    изучал немецкий язык.

Количество познавательных интересов составило 11, индекс познавательных интересов– 68, индекс творческих интересов – 54.

Эти результаты являются типичными для одаренного ребенка в том случае, когда прогноз развития достаточно благоприятен.

Глава 3. Разработка программы работы практического психолога с одаренными детьми и учителями в условиях иннавационного образовательного учреждения. Программа работы практического психолога с одаренными детьми (по Матюшкину А. М. ).

Программа позволяет практическому психологу вести работу с одаренными детьми на всех этапах развития: в дошкольном возрасте, школьном, юношеском. 1. 1. Развитие одаренных детей в семье.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.