Рефераты. Особенности умственного развития младших школьников - (реферат)

p>Если ребенок успешно решает легкие задачи, предназначенные для применения того или иного вида мышления, но затрудняется в решении более сложных задач, в частности из - за того, что не удается представить все это решение целиком, поскольку недостаточно развито умение планировать, то в этом случае считается, что у него второй уровень развития в соответствующем виде мышления. Для умственного развития младшего школьника нужно использовать три вида мышления. При этом с помощью каждого из них у ребенка лучше формируется те или иные качества ума. Так решение задач с помощью наглядно - действенного мышления позволяет развивать у учеников навыки управления своими действиями, осуществление целенаправленных, а не случайных и хаотичных попыток в решении задач.

Такая особенность этого вида мышления следствие того, что с его помощью решаются задачи, в которых предметы можно брать в руки, чтобы изменить их состояния и свойства, а так же расположить в пространстве.

Поскольку работая с предметами ребенку легче наблюдать за своими действиями по их изменению, то в этом случае и легче управлять действиями, прекращать практические попытки, если их результат не соответствует требованиям задачи, или наоборот заставлять себя довести попытку до конца, до получения определенного результата, а на бросить ее выполнение, не узнав результата. И так, с помощью наглядно - действенного мышления удобнее развивать у детей такое важное качество ума, как способность при решении задач действовать целенаправленно, сознательно управлять и контролировать своими действиями. Своеобразие наглядно - образного мышления заключается в том, что решая задачи с его помощью, человек не имеет возможности реально изменять образы и представления. Это позволяет разрабатывать разные планы для достижения цели, мысленно согласовывать эти планы, чтобы найти наилучший. Поскольку при решении задач с помощью наглядно - образного мышления, человеку приходится оперировать лишь образами предметов (т. е. оперировать предметами лишь в мысленном плане), то в этом случае труднее управлять своими действиями, контролировать их и осознавать чем в том случае, когда имеется возможность оперировать самими предметами.

Поэтому главной целью работы по развитию наглядно - образного мышления не может состоять в том, чтобы с его помощью формировать умение управлять своими действиями при решении задач.

Главная же цель коррекции у детей наглядно - образного мышления заключается в том, чтобы с его помощью формировать умение рассматривать разные пути, разные планы, разные варианты достижения цели, разные способы решения задач. Это следует из того, что оперируя предметами в мыслительном плане, представляя возможные варианты их изменений можно найти быстрее нужное решение, чем выполняя каждый вариант, который возможен. Тем более, что не всегда имеются условия для многократных изменений в реальной ситуации.

Своеобразие словесно - логического мышления состоит в том, что это отвлеченное мышление, в ходе которого человек действует не с вещами, и их образами, а с понятиями о них, оформленных в словах или знаках. При этом человек действует по определенным правилам отвлекаясь от наглядных особенностей вещей и их образов. Поэтому главная цель работы по развитию у детей словесно - логического мышления заключается в том, чтобы с его помощью формировать у детей умение рассуждать, делать выводы из тех суждений, которые предлагаются в качестве исходных, умение ограничиваться содержанием этих суждений и не привлекать других соображений, связанных с внешними особенностями тех вещей или образов, которые отражаются и обозначаются в исходных суждениях.

Вывод: Итак, мышление младшего школьника осуществляется тремя способами: наглядно-действенным, наглядно-образным, словестно-логическим. Уровни мышления у детей одного и того же возраста достаточно разные. Поэтому задача педагогов, психологов состоит в дифференцированном подходе к развитию мышления у младших школьников.

Глава III. Обсуждение результатов психодиагностическкого обследования учащихся.

В ходе исследования была разработана и апробирована развивающая программа “потенциал, ориентированная на развитие мыслительных операций в практических умений планировать и комбинировать. В основе программы лежит система взглядов А. З. Зака. В качестве показателя эффективности этой программы были использованы результаты тестирования. Детей обследовали с помощью методики Векслер в адаптации Панасюка. С помощью этой методики определили: общий интеллектуальный показатель (ОИП), вербальный интеллектуальный показатель (ВИП), невербальный интеллектуальный показатель (НИП).

    Эта методика состоит из двенадцати субтестов :
    Осведомленность – эрудиция, любознательность.

Понятливость –социальная зрелость, хорошая ориентация в сфере социально значимых отношений, знания правил поведения.

Арифметический тест – хорошая концентрация внимания, легкость выполнения, операция в уме. Сходство – уровень мышления и гибкость мышления.

    Словарь – развитие речи, умение выражать свои мысли.

Запоминание цифр – память и способность к собранной работе. Недостающие детали – концентрация внимания, восприятия, наблюдательность. Последовательные картинки – способность к планированию.

    Кубики Косса – развитие пространственных представлений.

Складывание объекта – развитие наглядно образного мышления. Кодирование – ловкость, внимание, настойчивость.

    Лабиринт – планирование и ориентация на инструкции.

С помощью этой методики определили общий интеллектуальный показатель детей до поступления в первый класс (август1987года) таблица №2 и №4. Этот же показатель после обучения их в школе в течение первого полугодия, когда с детьми экспериментальной группы занимался психолог по программе, развивающей мышление (с контрольной группой таких занятий не проводилось). Результаты обследования представлены в таблицах.

Результаты экспериментальной группы представлены в таблицах №1 и №2. Результаты контрольной группы представлены в таблицах №3 и №4

    Таблица № 1

Результаты обследования экспериментальной группы первоклассников (август, 1997 год) методика: Векслер

    Имя обследуемого
    С/Т
    № 1
    № 2
    № 3
    №4
    №5
    №6
    №7
    №8
    №9
    №10
    №11
    №12
    ОИП
    ВИП
    НИП
    1. Наталья С.
    9
    4
    8
    11
    6
    9
    13
    9
    9
    7
    8
    9
    89
    86
    94
    2. Ольга Ш.
    5
    14
    9
    9
    7
    5
    7
    3
    8
    5
    4
    6
    77
    89
    69
    3. Елена Ч.
    4
    4
    13
    5
    5
    8
    13
    8
    8
    7
    6
    10
    83
    79
    90
    4. Анастасия А.
    6
    4
    10
    9
    6
    9
    8
    9
    11
    9
    8
    8
    86
    84
    92
    5. Татьяна К.
    10
    6
    11
    14
    6
    7
    12
    3
    8
    7
    12
    5
    88
    94
    85
    6. Роман С.
    4
    13
    6
    8
    6
    6
    13
    9
    11
    6
    11
    8
    88
    81
    97
    7. Анастасия Д.
    3
    5
    8
    14
    4
    6
    4
    9
    9
    1
    6
    10
    77
    79
    76
    8. Марина М.
    3
    6
    5
    11
    5
    2
    14
    8
    8
    6
    6
    8
    77
    71
    87
    9. Юлия О.
    9
    2
    8
    7
    5
    8
    3
    9
    10
    4
    9
    7
    77
    79
    79
    10. Вера К.
    6
    2
    10
    10
    2
    4
    9
    6
    12
    1
    5
    6
    73
    76
    76
    Среднее значение
    5, 9
    6
    8, 8
    9, 8
    5, 2
    6, 4
    9, 6
    7, 3
    9, 4
    5, 3
    7, 5
    7, 7
    81, 5
    81, 8
    84, 5
    Таблица № 2

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.