Такая особенность этого вида мышления следствие того, что с его помощью решаются задачи, в которых предметы можно брать в руки, чтобы изменить их состояния и свойства, а так же расположить в пространстве.
Поскольку работая с предметами ребенку легче наблюдать за своими действиями по их изменению, то в этом случае и легче управлять действиями, прекращать практические попытки, если их результат не соответствует требованиям задачи, или наоборот заставлять себя довести попытку до конца, до получения определенного результата, а на бросить ее выполнение, не узнав результата. И так, с помощью наглядно - действенного мышления удобнее развивать у детей такое важное качество ума, как способность при решении задач действовать целенаправленно, сознательно управлять и контролировать своими действиями. Своеобразие наглядно - образного мышления заключается в том, что решая задачи с его помощью, человек не имеет возможности реально изменять образы и представления. Это позволяет разрабатывать разные планы для достижения цели, мысленно согласовывать эти планы, чтобы найти наилучший. Поскольку при решении задач с помощью наглядно - образного мышления, человеку приходится оперировать лишь образами предметов (т. е. оперировать предметами лишь в мысленном плане), то в этом случае труднее управлять своими действиями, контролировать их и осознавать чем в том случае, когда имеется возможность оперировать самими предметами.
Поэтому главной целью работы по развитию наглядно - образного мышления не может состоять в том, чтобы с его помощью формировать умение управлять своими действиями при решении задач.
Главная же цель коррекции у детей наглядно - образного мышления заключается в том, чтобы с его помощью формировать умение рассматривать разные пути, разные планы, разные варианты достижения цели, разные способы решения задач. Это следует из того, что оперируя предметами в мыслительном плане, представляя возможные варианты их изменений можно найти быстрее нужное решение, чем выполняя каждый вариант, который возможен. Тем более, что не всегда имеются условия для многократных изменений в реальной ситуации.
Своеобразие словесно - логического мышления состоит в том, что это отвлеченное мышление, в ходе которого человек действует не с вещами, и их образами, а с понятиями о них, оформленных в словах или знаках. При этом человек действует по определенным правилам отвлекаясь от наглядных особенностей вещей и их образов. Поэтому главная цель работы по развитию у детей словесно - логического мышления заключается в том, чтобы с его помощью формировать у детей умение рассуждать, делать выводы из тех суждений, которые предлагаются в качестве исходных, умение ограничиваться содержанием этих суждений и не привлекать других соображений, связанных с внешними особенностями тех вещей или образов, которые отражаются и обозначаются в исходных суждениях.
Вывод: Итак, мышление младшего школьника осуществляется тремя способами: наглядно-действенным, наглядно-образным, словестно-логическим. Уровни мышления у детей одного и того же возраста достаточно разные. Поэтому задача педагогов, психологов состоит в дифференцированном подходе к развитию мышления у младших школьников.
Глава III. Обсуждение результатов психодиагностическкого обследования учащихся.
В ходе исследования была разработана и апробирована развивающая программа “потенциал, ориентированная на развитие мыслительных операций в практических умений планировать и комбинировать. В основе программы лежит система взглядов А. З. Зака. В качестве показателя эффективности этой программы были использованы результаты тестирования. Детей обследовали с помощью методики Векслер в адаптации Панасюка. С помощью этой методики определили: общий интеллектуальный показатель (ОИП), вербальный интеллектуальный показатель (ВИП), невербальный интеллектуальный показатель (НИП). Эта методика состоит из двенадцати субтестов : Осведомленность – эрудиция, любознательность.
Понятливость –социальная зрелость, хорошая ориентация в сфере социально значимых отношений, знания правил поведения.
Арифметический тест – хорошая концентрация внимания, легкость выполнения, операция в уме. Сходство – уровень мышления и гибкость мышления. Словарь – развитие речи, умение выражать свои мысли.
Запоминание цифр – память и способность к собранной работе. Недостающие детали – концентрация внимания, восприятия, наблюдательность. Последовательные картинки – способность к планированию. Кубики Косса – развитие пространственных представлений.
Складывание объекта – развитие наглядно образного мышления. Кодирование – ловкость, внимание, настойчивость. Лабиринт – планирование и ориентация на инструкции.
С помощью этой методики определили общий интеллектуальный показатель детей до поступления в первый класс (август1987года) таблица №2 и №4. Этот же показатель после обучения их в школе в течение первого полугодия, когда с детьми экспериментальной группы занимался психолог по программе, развивающей мышление (с контрольной группой таких занятий не проводилось). Результаты обследования представлены в таблицах.
Результаты экспериментальной группы представлены в таблицах №1 и №2. Результаты контрольной группы представлены в таблицах №3 и №4 Таблица № 1
Результаты обследования экспериментальной группы первоклассников (август, 1997 год) методика: Векслер Имя обследуемого С/Т № 1 № 2 № 3 №4 №5 №6 №7 №8 №9 №10 №11 №12 ОИП ВИП НИП 1. Наталья С. 9 4 8 11 6 9 13 9 9 7 8 9 89 86 94 2. Ольга Ш. 5 14 9 9 7 5 7 3 8 5 4 6 77 89 69 3. Елена Ч. 4 4 13 5 5 8 13 8 8 7 6 10 83 79 90 4. Анастасия А. 6 4 10 9 6 9 8 9 11 9 8 8 86 84 92 5. Татьяна К. 10 6 11 14 6 7 12 3 8 7 12 5 88 94 85 6. Роман С. 4 13 6 8 6 6 13 9 11 6 11 8 88 81 97 7. Анастасия Д. 3 5 8 14 4 6 4 9 9 1 6 10 77 79 76 8. Марина М. 3 6 5 11 5 2 14 8 8 6 6 8 77 71 87 9. Юлия О. 9 2 8 7 5 8 3 9 10 4 9 7 77 79 79 10. Вера К. 6 2 10 10 2 4 9 6 12 1 5 6 73 76 76 Среднее значение 5, 9 6 8, 8 9, 8 5, 2 6, 4 9, 6 7, 3 9, 4 5, 3 7, 5 7, 7 81, 5 81, 8 84, 5 Таблица № 2
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7