Таблица 5. Разница средних значений в экспериментальной группе 8, 3 8, 4 11, 1 11, 5 7, 4 8, 3 11, 4 9, 6 11 9, 5 9, 8 11, 1 87, 3 84, 8 91, 5 5, 9 6 8, 8 9, 8 5, 2 6, 4 9, 6 7, 3 9 5, 3 7, 5 7, 7 81, 5 81, 8 84, 5 2, 4 2, 4 2, 3 1, 7 2, 2 1, 9 1, 8 2, 3 2 4, 2 2, 3 3, 4 5, 8 3 7 x1 = 4, 7 Таблица 6. Разница средних значений в контрольной группе 12, 3 10 9, 8 11, 4 11, 7 8, 9 12 9, 7 10, 2 10 12, 1 10, 6 111 107 104 8, 3 8, 4 11, 1 11, 5 7, 4 8, 3 11, 4 9, 6 11 9, 5 9, 8 11, 1 87, 3 84, 8 91, 5 4 1, 6 -1, 3 -0, 1 4, 3 0, 6 0, 6 0, 1 -0, 8 0, 5 2, 3 -0, 5 23, 7 22, 2 12, 5 x2 = 3, 9 Критерий Стьюдента.
Методика сравнения средних величин по критерию Стьюдента в практике применяется тогда, когда необходимо, например, установить, удался или не удался эксперимент, оказал или не оказал он влияние на уровень развития того психологического качества, для изменения которого предназначался. Допустим, что в некотором учебном заведении вводится некоторая новая экспериментальная программа или методика обучения, рассчитанная на то, чтобы улучшить знания учащихся, повысить уровень их интеллектуального развития. В этом случае выясняется причинно - следственная связь между независимой переменной программой или методикой и зависимой переменной - знаниями или уровнем интеллектуального развития. Соответствующая гипотеза гласит: “ Введение новой учебной программы или методики обучения должно будет существенно улучшить знания или повысить уровень интеллектуального развития учащихся”. Предположим, что данный эксперимент проводится по схеме, предполагающей независимые оценки зависимой переменной в начале и в конце эксперимента. Получив такие оценки и вычислив средние оценки по всей изученной выборке испытуемых, мы можем воспользоваться критерием Стьюдента для точного установления наличия или отсутствия статистически достоверных различий между средними до и после эксперимента. Если окажется, что они действительно достоверно различаются, то можно будет сделать определенный вывод о том, что эксперимент удался.
Глава IV. Пути и способы развития мышления в младшем школьном возрасте
Проблема развития, коррекция и совершенствования мышления учащихся, одна из важнейших в психолого-педагогической практике. Справедливо считается, что главный путь ее решения - рациональная организация всего учебного процесса. В качестве дополнительного, вспомогательного пути может рассматриваться специально организуемый игровой тренинг мышления.
Есть основания считать, что общим базисом для полноценного протекания любого мыслительного процесса, является наличие как минимум трех универсальных составляющих мышления:
1. Высокий уровень сформированности элементарных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, выделения существенного и других, выступающих в качестве наиболее дробных элементов мышления;
2. Высокий уровень активности, раскованности и плюралистичности мышления, проявляющийся в продуцировании большого количества различных гипотез; 3. Высокий уровень организованности и целенаправленности мышления, проявляющийся в четкой ориентации на выделение существенного в явлениях, использование обобщенных схем анализа явления.
Представленный комплекс направлен прежде всего на шлифовку элементарных мыслительных операций. Он включает в себя следующие интеллектуальные игры: 1. Составление предложений – состоит из произвольных взятых слов. 2. Исключение лишнего слова – из произвольно взятых слов.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7