Рефераты. Отношения в команде спортсменок, занимающихся синхронным плаванием - (курсовая)

p>В этом смысле специфика синхронного плавания заключается в том, что оно является как индивидуальным видом спорта, так и командным. Это связано с тем, что в программу соревнований входит оценка технической стороны выполнения фигур и выступлений с сольной произвольной программой, и в этом случае спортсменки одной команды соревнуются между собой, они действуют самостоятельно и не должны согласовывать свои действия с действиями других.

В программу соревнований так же входят выступления дуэтов и групп, которые требуют взаимодействия и распределения функций между спортсменками, организации их совместных действий, а это обеспечивается общением. Кроме того, для достижения синхронности в исполнении отдельных элементов необходимо, чтобы спортсменки, что называется, чувствовали друг друга, работали в общем ритме и эмоционально поддерживали друг друга, а для этого необходимы отношения сотрудничества и сплоченность команды. Таким образом, взаимоотношения в команде могут быть довольно сложными и противоречивыми, т. к. спортсменки–партнерши в этом виде спорта обычно являются и соперницами, что может накладывать свой отпечаток и на психологическую атмосферу в коллективе. По мнению А. Л. Попова внутригрупповое соревнование–социально психологический феномен, который обнаруживается в группах, созданных для сотрудничества. Соревнование чаще всего носит негласный характер и возникает между членами группы, воспринимающими партнеров как равных по способностям, и может приносить удовлетворение даже в случае проигрыша. “Соревнование способствует установлению хороших межличностных отношений. Лица, отчетливо воспринимаемые как более способные, как правило, стараются повысить компетентность остальных, а те, в свою очередь, охотно обучаются” [14; 102]. “… взаимодействие участников является частью их коллективной совместной деятельности и становится возможным в результате их межличностного общения. Таким образом, спортивную деятельность схематически можно представить как совокупность индивидуальных, групповых и командных предметно ориентированных действий и межличностного общения.

При всей своей самостоятельности в спортивной деятельности, общение, тем не менее, выступает в качестве важного компонента предметно ориентированных действий. Однако его отличает от предметной деятельности направленность на партнера (субъектная направленность).

Межличностные взаимоотношения участников являются либо предпосылкой, либо следствием их общения, но никогда не бывают тождественны процессу общения”. [18; 7] Согласно концепции А. В. Петровского определяющими для коллектива являются взаимоотношения, опосредованные целями, задачами и ценностями совместной деятельности [18; 19]. В то же время межличностные отношения могут влиять на желание или нежелание одной спортсменки работать в дуэте с другой или выполнять какие-то совместные элементы при работе в группе, несмотря на то, что у них совпадает уровень спортивного мастерства, физические и анатомические данные (имеющие в синхронном плавании далеко не последнее значение). Ввиду этого, спортсменка, показывающая высокие результаты в технической и произвольной сольной программах, может“завалить”все выступление группы или дуэта, если не может сработаться с партнершами по команде в силу негативных межличностных отношений.

Общие цели всех членов команды сочетаются с общественно-значимыми мотивами. “Достижение их возможно при сплоченном коллективе, отличительной чертой которого являются положительные взаимоотношения”[9; 53].

    §2. 2 Основные аспекты понятия “команда”.

Команда - это небольшая группа людей, взаимодополняющих и взаимозаменяющих друг друга в ходе достижения поставленных целей. Организация команды строится на продуманном позиционировании участников, имеющих общее видение ситуации и стратегических целей и владеющих отработанными процедурами взаимодействия. Команда проходит эволюцию от рабочей группы (Working Group), которая создается для выполнения того или иного вида деятельности, до команды высшего качества (High Performance Team).

Рисунок 1. Кривая развития команды. (Katzenbach&Smith, 1993)

Легче всего объяснить суть каждой из ступеней развития команды на основе простых математических операций, предложенныхFolsom.

    Рабочая группа 1+1=2

Рабочая группа достигает результата, равного сумме стараний каждого из участников. Они используют общую информацию, обмениваются идеями и опытом, но каждый несет ответственность за свою работу независимо от результатов деятельности других членов группы.

В группе синхронного плавания это выражается в том, что спортсменки поодиночке могут выполнять какие-то элементы фигур или сами фигуры и даже сольные программы, но в дуэтах или“группе”они не показывают необходимого уровня синхронности, могут не соблюдать геометрию перестроений и не выдерживать общий темп.

    Потенциальная команда 1+1=2

Это как бы первая ступень в преобразовании рабочей группы в команду. Основными условиями будут выступать: количество участников (6-12), наличие ясной цели и задач, совместный подход к их достижению.

У нас потенциальной командой будет группа, укомплектованная необходимым количеством участниц (8 человек), совместно отрабатывающая произвольную групповую программу для выступления на каких-то определенных соревнованиях с целью завоевать какое-то определенное место или для показательных выступлений. Что касается псевдокоманды, то обычно она создается по необходимости или представленной возможности, но в ней не создается условий для командного взаимодействия, не делается упор на разработку общих целей. Такие группы, даже если и называют себя командой, самые слабые с точки зрения влиятельности их деятельности.

К сожалению, псевдокоманда –это то, что чаще всего имеют наши тренеры через несколько лет тренировок. Спортсменки ориентируются на личное первенство и предпочитают отрабатывать техническую и сольную программы, в лучшем случае дуэты. Группа создается из спортсменок, продолжающих к этому времени занятия, при этом часто не учитывается не только психологическая совместимость детей и их взаимоотношения, но и уровень их спортивного мастерства и физические данные, т. к. если принимать во внимание все вышеперечисленные моменты, то в группу будет ставить просто некого. Соответственно, это отражается на уровне исполнения групповой программы, при этом отношение к слабым спортсменкам, которые, по мнению остальных, являются виновницами низких оценок за выступление, еще более ухудшается. Таким образом, для превращения псевдокоманды в команду необходимо применять ряд мер, направленных на улучшение взаимоотношений в коллективе и на оптимизацию взаимодействий между его членами.

    Реальная команда 1+1=3

В ходе своего развития (естественного или специально фасилитированного) члены команды становятся решительными, открытыми, преобладает взаимопомощь и поддержка друг друга, и растет эффективность деятельности. Положительным эффектом также может быть влияние их примера взаимодействия в группе на другие группы.

Для нас реальная команда (помимо всего выше сказанного) –это та команда, которая способна показать хороший, стабильный результат в условиях соревнований, все участницы которой действуют слаженно, синхронно и способны к самостоятельной деятельности при минимальном контроле со стороны тренера, могут отметить недостатки и достоинства друг друга при выполнении совместной деятельности.

    4. Команда высшего качества 1+1+1=9

Не все команды достигают этого уровня - когда они превосходят все ожидания и обладают высоким уровнем влиятельности на окружение. Такая команда характеризуется

    - высоким уровнем навыков командной работы
    - разделением лидерства, ротацией ролей
    - высоким уровнем энергетики

- своими собственными правилами и нормами - заинтересованностью в личностном росте и успехе друг друга.

У нас командой высшего качества будет команда, способная эффективно тренироваться в отсутствии тренера, “собраться” на соревнованиях и показать лучшее, на что она способна. Boldwell, 1996 выделил такие атрибуты команды высшего качества как: - общее видение, придающее значение выполняемой деятельности, - способность действовать в жестких временных рамках,

    - высокий уровень коммуникативной компетентности,
    - деятельность за границами “зоны комфорта”,
    - периодические проверки качества работы,
    - общая вовлеченность,
    - самостоятельная разработка путей достижения цели и

- совместное празднование успехов на пути к достижению цели.

Существуют и другие модели развития команды. Для простоты изложения они сведены в таблицу.

    Таблица 1. Фазы развития команды
    Фазы
    1
    2
    3
    4
    (Scholtes)
    Forming
    Storming
    Norming
    Performing
    (Blanchard)
    Ориента-ция
    Неудо-вольство
    Разреше-ние
    Продук-тивность
    Внутренний вопрос каждого члена группы
    Могу ли Я/можем ли мы это сделать?
    Мы не мо-жем этого сделать, потому что
    Мы сможем это сделать,
    если
    Мы
    делаем
    это!
    Оптимальный стиль лидерства
    Направля-ющий и информи-рующий
    Поддержи-вающий и способст-вующий
    Поддержи-вающий и делегиру-ющий
    Разделение лидерства (или не-формаль-ное)

Движение от фазы к фазе непосредственно связано с повышением эффективности работы команды.

Стоит рассмотреть более подробно, что же есть эффективная команда вообще. Это может быть сделано с точки зрения целей деятельности, характеристик команды и ее продуктивности (поBodner, 1996).

    Цели эффективной команды

Поскольку цели являются основной составляющей любой организации, вопрос в том, какие цели ставит перед собой эффективная команда.

Howell (1990) выявил пять целей, достижение которых обеспечивает создание эффективной команды. Он говорит, что команда должна

    1. Прояснить и согласовать обязанности каждого

Развивать кооперацию, координацию и коммуникацию как на внутрикомандном, так и на межкомандном уровнях.

Выявить и разрешить потенциальные проблемы, которые могут помешать их деятельности

Быть открытыми по отношению к новым творческим способам решения задач Задавать стандарты качества

    Качества эффективной команды.

Несмотря на разнообразие видов команд и выполняемой ими деятельности, все же можно выделить несколько основных качеств, которые кажутся присущими большинству эффективных команд.

    Koehler (1989) выявил три такие характеристики:

Эффективные команды не только понимают свои собственные цели, но и осознают, каким образом их достижение повлияет на эффективность деятельности всей организации

Они знают, что хотя для каких-то целей и достаточно индивидуального подхода, большинство из них требует совместных усилий по их достижению Члены такой команды способны не только понять, но и оценить и использовать личностные и профессиональные особенности каждого из них.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.