Рефераты. Предмет и методы психологии. Общее понятие о психике. Классификация психических явлений - (лекции)

p>Основной признак психики человека состоит в том, что кроме наслед ственных и лично приобретенных форм поведения человек владеет принци пиально новым, важнейшим средством ориентировки в окружающей действи тельности - знаниями, которые представляют собой концентрированный опыт человечества, передаваемый посредством речи.

    "Сознание" буквально и означает "совокупность знаний".

Психика человека формируется и постоянно обогащается в условиях со циального окружения, в процессе усвоения социального, общественного опыта. Если животное, выращенное в искусственных, изолированных усло виях, сохраняет все свои видовые качества, то человек без социального окружения не приобретает никаких человеческих качеств.

В истории отмечено около 40 случаев, когда дети с раннего возраста вскармливались животными. Они не обнаруживали не только признаков соз нания (у них полностью отсутствовали речь и мышление), но даже такого физического свойства человека, как вертикальное положение тела при ходьбе.

С переходом от животного существования к человеческому обществу возникло два новых фактора формирования психики человека: это общест венный труд, употребление орудий труда и общение с помощью слова. С возникновением прямохождения у человека освободилась рука, расши рился кругозор, возникли условия для интенсивного развития его ориен тировочной деятельности. Это привело к возникновению орудий труда, трудового процесса. Человек начинает жить в мире постоянных орудий труда, через которые из поколения в поколение передаются трудовые опе рации.

Изготовление самого простого орудия труда неизбежно требует таких сознательных действий, как предварительное представление его функций, формы, свойств материала. Действия по изготовлению орудия должны пла нироваться в определенном порядке. Они должны осознаваться и запоми наться для повторного его изготовления.

Изготовление орудий труда связано с мысленным расчленением целого на части (анализ), с вычленением (абстракцией) отдельных свойств пред мета, а также с мысленным объединением (синтез), вычлененных свойств в представляемые целостные орудия. Совершенствование трудовых процессов, изготовление все более и более сложных орудий труда было связано с со вершенствованием аналитико-синтетической деятельности коры головного мозга человека; совершенствовалось и орудие этой деятельности - речь. Общественная организация трудовой деятельности привела к выделению отдельных действий, которые приобретают смысл только через работу дру гих людей. Так, в труде возникают сознательные действия, оторванные от непосредственной биологической цели, формируется абстрактное мышление человека, его воля.

В процессе формирования психики человека его внешние физические действия с материальными объектами предшествуют формированию внутрен них психических действий. Лишь на основе действия с материальными предметами человек постепенно переходит к оперированию их идеальными образами, к действиям в уме. Этот переход от внешних действий к внут ренним действиям называется интериоризацией ("превращение во внутрен нее"). Благодаря способности действовать с психическими, идеальными образами предметов человек начинает моделировать различные отношения между объектами, предвидеть результаты своих действий. Интериоризация осуществляется на словесной, речевой основе. Слово используется и как средство обозначения объектов и как символ их общих, существенных свойств.

Сформировавшись на основе внешних действий, умственные действия са ми начинают регулировать внешние действия. Все сознательные действия человека являются экстериоризацией (внешним проявлением) его внутрен ней психической деятельности.

Одной из особенностей психики человека является ее обусловленность общественным сознанием.

К общественному сознанию относятся наука, мораль и право, идеоло гия, искусство, религия. Изменения в производстве, в общественных от ношениях, отражаясь в сознании людей, приводят к изменениям в содержа нии общественного сознания.

Существенной особенностью сознания человека является самосознание. Осознавая предметы своей деятельности и свои отношения к другим людям, человек начинает осознавать самого себя, выделять себя, свое Я из ок ружающего мира.

Содержанием самосознания является осознание человеком своих физи ческих и психических свойств, своих действий и поступков, чувств и стремлений. Выделяя себя из объективной действительности, осознавая свои достоинства и недостатки, человек начинает изменять и свою психи ку, свое поведение в соответствии с теми требованиями, которые предъ являет к нему общество, и целями, которые он ставит перед собой в про цессе самовоспитания.

Самосознание проявляется в самонаблюдении, критическом отношении к себе, самообладании и ответственности перед обществом за свои поступки и действия. Определенный уровень самосознания - необходимая предпосыл ка правомерного поведения.

Самосознание - целостное интегративное, концептуальное отражение человеком своей собственной личности, это психическая модель своего Я. Человек направляет и регулирует свою деятельность, исходя из своей Я концепции, которая обусловлена социальными условиями существования ин дивида, его социальной идентификацией (отнесением себя к определенной социальной группе).

Самосознание - социально обусловленная установочная система личнос ти, система ее ценностно-смысловых образований. На этой основе и осу ществляются все поведенческие акты человека, они приобретают личност ное единство - стиль поведения данной личности.

Итак, психика человека, его сознание - это система его психической саморегуляции, основанная на социально сформированных категориях и ценностных ориентациях.

Сознание человека как высшая форма развития психики имеет следующие существенные особенности:

1. Категориальность - отражение мира сквозь призму общечеловеческих знаний и позиций, отражение мира на базе концептуальной схемы. 2. Отражение существенных, наиболее значимых в данной ситуации взаимо связей.

3. Осознание целей деятельности, предвосхищение их в системе общечело веческих понятий и представлений.

4. Обусловленность индивидуального сознания общественными формами соз нания.

5. Самосознание - концептуальная модель собственной личности и пост роение взаимодействий с действительностью на этой основе.

Все существенные стороны сознания функционируют посредством речи. Поведение человека определяется не только его сознанием. Психичес кая самоорганизация индивида, его адаптация к внешней среде осуществ ляется тремя относительно автономными уровнями психической регуляции: 1) эволюционно сформированным бессознательно-инстинктивным уровнем; 2) подсознательно-субъективным эмоционально-импульсным уровнем; 3) сознательными, произвольными, логико-семантическими программами. В по ведении социализированной личности доминируют произвольные, ценностно категоризированные программы. Два других, низших уровня саморегуляции в его поведении выполняют фоновую роль. В экстремальных же условиях и в условиях десоциализации индивида эти низшие уровни саморегуляции мо гут перейти в автономный режим функционирования.

Наличие в психике человека указанных уровней регуляции обусловлива ет относительную самостоятельность следующих разновидностей человечес ких реакций и действий:

1) бессознательно-инстинктивные, врожденные реакции (реакция страха, испуга, избежания физически опасных ситуаций);

    2) привычно-автоматизированные подсознательные действия;
    3) сознательные, волевые действия.
    Нейрофизиологические основы психики

Психика является продуктом деятельности коры больших полушарий го ловного мозга. Эта деятельность называется высшей нервной деятельнос тью. Открытые И. М. Сеченовым и И. П. Павловым и их последователями прин ципы и законы высшей нервной деятельности являются естественнонаучной основой современной психологии. Прежде чем рассмотреть закономерности высшей нервной деятельности, познакомимся со строением и функцией нервной системы.

    Строение и функции нервной системы

Вся нервная система делится на центральную и периферическую. К цен тральной нервной системе относится головной и спинной мозг. От них по всему телу расходятся нервные волокна - периферическая нервная систе ма. Она соединяет мозг с органами чувств и с исполнительными органами - мышцами и железами.

Все живые организмы обладают способностью реагировать на физические и химические изменения в окружающей среде.

Стимулы внешней среды (свет, звук, запах, прикосновение и т. п. ) преобразуются специальными чувствительными клетками (рецепторами) в нервные импульсы - серию электрических и химических изменений в нерв ном волокне. Нервные импульсы передаются по чувствительным (афферент ным) нервным волокнам в спинной и головной мозг. Здесь вырабатываются соответствующие командные импульсы, которые передаются по моторным (эфферентным) нервным волокнам к исполнительным органам (мышцам, желе зам). Эти исполнительные органы называются эффекторами.

Основная функция нервной системы - интеграция внешнего воздействия с соответствующей приспособительной реакцией организма.

Структурной единицей нервной системы является нервная клетка - ней рон. Он состоит из тела клетки, ядра, разветвленных отростков - денд ритов - по ним нервные импульсы идут к телу клетки - и одного длинного отростка - аксона - по нему нервный импульс проходит от тела клетки к другим клеткам или эффекторам.

Отростки двух соседних нейронов соединяются особым образованием синапсом. Он играет существенную роль в фильтрации нервных импульсов: пропускает одни импульсы и задерживает другие. Нейроны связаны друг с другом и осуществляют объединенную деятельность.

Центральная нервная система состоит из головного и спинного мозга. Головной мозг подразделяется на ствол мозга и передний мозг. Ствол мозга состоит из продолговатого мозга и среднего мозга. Передний мозг подразделяется на промежуточный и конечный.

    Все отделы мозга имеют свои функции.

Так, промежуточный мозг состоит из гипоталамуса - центра эмоций и витальных потребностей (голода, жажды, либидо), лимбической системы (ведающей эмоционально-импульсивным поведением) и таламуса (осуществ ляющего фильтрацию и первичную обработку чувственной информации). У человека особенно развита кора больших полушарий - орган высших психических функций. Она имеет толщину 3-4 мм, а общая площадь ее в среднем равна 0, 25 кв. м.

Кора состоит из шести слоев. Клетки коры мозга связаны между собой. Их насчитывается около 15 миллиардов.

Различные нейроны коры имеют свою специфическую функцию. Одна груп па нейронов выполняет функцию анализа (дробления, расчленения нервного импульса), другая группа осуществляет синтез, объединяет импульсы, идущие от различных органов чувств и отделов мозга (ассоциативные ней роны). Существует система нейронов, удерживающая следы от прежних воз действий и сличающая новые воздействия с имеющимися следами. По особенностям микроскопического строения всю кору мозга делят на несколько десятков структурных единиц - полей, а по расположению его частей - на четыре доли: затылочную, височную, теменную и лобную. Кора головного мозга человека является целостно работающим органом, хотя отдельные его части (области) функционально специализированы (например, затылочная область коры осуществляет сложные зрительные функции, лобно-височная - речевые, височная - слуховые). Наибольшая часть двигательной зоны коры головного мозга человека связана с регу ляцией движения органа труда (руки) и органов речи.

Все отделы коры мозга взаимосвязаны; они соединены и с нижележащими отделами мозга, которые осуществляют важнейшие жизненные функции. Под корковые образования, регулируя врожденную безусловно-рефлекторную де ятельность, являются областью тех процессов, которые субъективно ощу щаются в виде эмоций (они, по выражению И. П. Павлова, являются "источ ником силы для корковых клеток").

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.