Рефераты. Предмет и методы психологии. Общее понятие о психике. Классификация психических явлений - (лекции)

p>Вкусовые ощущения. Все многообразие вкусовых ощущений состоит из комбинации четырех вкусов: горького, соленого, кислого и сладкого. Вкусовые ощущения вызываются химическими веществами, растворенными в слюне или в воде.

Рецепторами вкусовых ощущений являются нервные окончания, располо женные на поверхности языка, - вкусовые сосочки. Рецепторы вкусовых ощущений расположены на поверхности языка неравномерно. Отдельные участки поверхности языка наиболее чувствительны к отдельным вкусовым воздействиям: кончик языка чувствителен к сладкому, задняя часть языка - к горькому, а края - к кислому. Поверхность языка, так же, как и слизистая оболочка носа, чувствительна к прикосновениям, т. е. участву ет в формировании тактильных ощущении.

Корковые центры вкусового анализатора находятся в височной области. В результате голодания значительно повышается чувствительность к сладкому и понижается чувствительность к горькому и кислому. Кинестезические, или двигательные, ощущения - мышечные ощущения (от греч. "kineo" - движение).

В трудовых процессах наиболее существенны ощущения, связанные с движением руки. Особую роль при этом играет большой палец руки, кото рый, противопоставляясь другим пальцам, образует как бы точку отсчета (при восприятии величины и формы осязаемых предметов). Осязание - это комплексное восприятие, состоящее из сочетания двигательных и тактиль ных ощущений. Особенно важную роль двигательные ощущения играют при формировании образов и в речевой деятельности. Корковыми центрами дви гательного анализатора являются области передней центральной извилины. При осуществлении движений в эту область коры поступают импульсы, ко торые сигнализируют о скорости движения и напряжении мышц.

Двигательные ощущения человека очень точны, на их основе осуществ ляется постоянная нервная регуляция мышц в каждый момент совершения движения. Если двигательные рецепторы нарушаются, то человек не может осуществить движение без зрительного контроля.

Статические ощущения - ощущение положении тела и пространстве отно сительно направления силы тяжести, ощущение раиновесия. Рецепторы этих ощущений находятся во внутреннем ухе.

Рецептором вращательных движений тела являются полукружные каналы внутреннего уха, расположенные в трех взаимно перпендикулярных плос костях. При ускорении или замедлении вращательного движения жидкость, заполняющая полукружные каналы, оказывает давление (по закону инерции) на чувствительные волоски, которые вызывают соответствующее возбужде ние. Перемещение в пространстве по прямой линии отражается в отолито вом аппарате. Он состоит из чувствительных клеток с волосами, над ко торыми расположены отолиты (подушечки с кристаллическими включениями). Изменение положения кристаллов сигнализирует мозгу направление прямо линейного движения тела. Полукружные каналы и отолитовый аппарат назы ваются вестибулярным аппаратом. Он связан с височной областью коры и мозжечком посредством вестибулярной ветви слухового нерва.

Сильное перевозбуждение вестибулярного аппарата вызывает тошноту, так как этот аппарат связан с внутренними органами.

Вибрационные ощущения возникают в результате отражения колебаний от 15 до 1500 Гц в упругой среде. Эти колебания отражаются всеми частями тела. Вибрационная чувствительность повышается у людей, потерявших зрение.

Для человека крайне утомительны и даже болезненны вибрации порядка 5 Гц.

Органические ощущения - ощущения, связанные с интерорецепторами, расположенными во внутренних органах. К ним относятся ощущения сытос ти, голода, удушья, тошноты, боли и т. д.

Интерорецепторы связаны с корой через подкорковые образования - ги поталамус. Органические ощущения не дают точной локализации, а иногда носят подсознательный характер. Сильные отрицательные органические ощущения могут дезорганизовать сознание человека.

    Использование знаний о закономерностях ощущений
    в следственной практике

Знание закономерностей ощущений содействует более квалифицированно му расследованию преступлений. Например, проводя следственный экспери мент, следователь должен учитывать, что чувствительность зависит от ряда факторов (от длительности пребывания в данной обстановке, от воз действия ряда раздражителей, от опыта человека и его физиологического состояния).

В ряде случаев недобросовестность показаний обнаруживается в ре зультате их несоответствия порогам чувствительности. Так, например, если дающий показания утверждает, что он не заметил разницы в весе между двумя ящиками, а проверка показала, что эта разница значительно превышает разностный порог, то есть основание усомниться в правдивости показаний. При этом следует иметь в виду, что оптимальным условием различения является такое различие между раздражителями, которое в несколько раз превышает порог различения (оптимальный порог различе ния). Показания о цветовых качествах объекта, воспринимавшегося в су меречном освещении, должны оцениваться критически.

Иногда следователь может проявить необоснованное недоверие к разным показаниям двух свидетелей одного и того же события. Например, извест но, что полная адаптация к темноте наступает через 30 - 40 мин. Если один свидетель был полностью адаптирован к темноте, а другой находился в этих условиях лишь несколько минут, то показания последнего будут неточными, неполными. Однако это не дает основания проявлять к нему недоверие.

Адаптация к запаху (например, к газу) может быть причиной бездей ствия в аварийной ситуации. Но если подозреваемый утверждает, что он не заметил значительного изменения силы какого-то звукового раздражи теля, то следователь, зная о низкой адаптации к звуковым раздражите лям, справедливо усомнится в истинности этого утверждения.

Иногда свидетели дают неточные показания из-за контраста ощущений. Например, свидетели одного преступления утверждали, что преступник был одет в белый костюм и был очень высоким. В действительности они видели человека среднего роста, в сером костюме на черном фоне. Нередко контрастное выделение ярких цветов, ярко горящих огней на фоне ночной темноты интерпретируется как приближенность объекта. Из вестны случаи, когда свидетели утверждали, что транспорт проехал ночью по ближайшей дороге, хотя в действительности он проехал по более удаленной дороге.

Задача следователя - воссоздать все существенные условия, в которых происходило отражение отдельных свойств предметов и явлений, и учесть основные закономерности чувствительности.

    Восприятие
    Общее понятие о восприятии

Восприятие - отражение предметов и явлений в целостном виде в ре зультате осознания их отличительных признаков.

Восприятие связано с опознанием, с пониманием и осмысливанием пред метов или явлений, с отнесением их к определенной категории. Восприятие осуществляется посредством действия, связано с обследо ванием воспринимаемого объекта, с построением его образа.

Восприятие обусловлено тем, какие признаки объекта избираются в ка честве исходных при его опознании.

Важнейшей составной частью каждого акта восприятия являются двига тельные процессы (движение глаза по контуру предмета, движение руки по поверхности предмета, движение гортани, воспроизводящее слышимый звук).

    Нейрофизиологические основы восприятия

Физиологическим механизмом восприятия является комплексная аналити ко-синтетическая деятельность анализаторов.

Поскольку в процессе восприятия устанавливаются отношения между частями и свойствами предмета, то одним из физиологических механизмов восприятия является образование условных рефлексов на отношения. Если на анализатор постоянно воздействует система раздражителей, действую щих в определенной последовательности, то ответная реакция начинает зависеть не от отдельного раздражителя, а от своеобразия связи раздра жителей, их соотношений.

Одним из основных физиологических механизмов восприятия является образование динамического стереотипа, а также установление условно рефлекторных связей между анализаторами.

Восприятие человека всегда связано с деятельностью второй сигналь ной системы. Благодаря слову воспринимаемые предметы приобретают смысл.

    Классификация восприятий

Восприятия классифицируются в зависимости от модальности рецепто ров. Различаются зрительные, слуховые и осязательные восприятия. Су ществуют сложные виды восприятий: восприятие пространства и времени. В зависимости от участия воли, целенаправленности восприятие делится на непроизвольное (непреднамеренное, не связанное с волевым напряжением и заранее поставленной целью) и преднамеренное (целенаправленное), про извольное.

Восприятия могут классифицироваться и в зависимости от специфики объекта отражения (восприятие величины и формы предмета, объемности и удаленности; восприятие человека человеком, восприятие речи и т. п. ). Восприятие обычно включается в какую-либо деятельность, но оно мо жет выступать и в качестве самостоятельной деятельности.

Планомерное, специальное, организованное восприятие для разрешения какого-либо вопроса называется наблюдением.

    Общие закономерности восприятия

Различные виды восприятия имеют свои специфические закономерности. Но кроме этих внутривидовых закономерностей существуют общие законо мерности восприятия: 1) осмысленность и обобщенность; 2) целостность; 3) структурность; 4) избирательная направленность; 5) апперцепция; 6) константность.

1. Осмысленность и обобщенность восприятия. Воспринимая предметы и явления, мы осознаем, понимаем то, что воспринимается. Восприятие свя зано с мыслительной деятельностью, с отнесением данного предмета к оп ределенной категории, понятию, с обозначением его в слове (не случайно дети, встречаясь с незнакомым предметом, всегда спрашивают его назва ние).

Зависимость восприятия от опыта и задач деятельности называется ус тановкой. В объекте на передний план выступают те его стороны, которые соответствуют данной задаче.

В восприятии осуществляется не суммирование данных ощущений, а ин терпретация этих данных с точки зрения имеющихся знаний. Отдельное от ражается в восприятии как проявление общего.

Наиболее простой формой осмысливания предметов и явлений является узнавание. Здесь восприятие тесно связано с памятью. Узнать предмет это значит воспринять данный предмет и соотнести его с ранее сформиро вавшимся образом. Узнавание может быть обобщенным, когда предмет отно сится к какой-либо общей категории (например, это стол, это дерево и т. д. ), и дифференцированным (специфическим), когда воспринимаемый объект отождествляется с ранее воспринимавшимся единичным предметом. Это более высокий уровень узнавания. Для такого рода узнавания необхо димо выделение специфических для данного предмета признаков, его при мет.

Узнавание характеризуется определенностью, точностью и быстротой. При узнавании человек не выделяет всех признаков предмета, а использу ет его характерные опознавательные признаки. Для узнавания материаль ных объектов существеное значение имеют их контуры, характерное для данного предмета сочетание линий (так, пароход мы издали узнаем по на личию трубы и не думаем, что это лодка). Узнавание затрудняется, когда имеется мало характерных внешних признаков предмета.

2. Целостность восприятия. В предметах и явлениях реальной действи тельности отдельные их признаки и свойства находятся в постоянной ус тойчивой взаимосвязи. В восприятии как в психическом образе предмета также отражаются устойчивые связи между компонентами предмета или яв ления. Это выражается в целостности восприятия. Даже в тех случаях, когда мы воспринимаем лишь некоторые признаки знакомого объекта, мы мысленно дополняем недостающие признаки и части этого объекта. Отдель ные, разрозненные части объекта мы стремимся объединить в единое зна комое нам целостное образование.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.