Рефераты. Профессиональное самосознание личности - (диплом)

p>Е. Ю. Прежниковой (1994г. ) были выделены основные задачи профессионального самоопределения:

    формирование общей готовности к самоопределению;

а для старшеклассников и выпускников школ – это помощь в конкретном выборе. Главная цель профессионального самоопределения заключается в постепенном формировании у школьника внутренней готовности к осознанному и самостоятельному построению, корректировке и реализации перспектив своего развития (профессионального, жизненного и личностного), готовности рассматривать себя развивающимся во времени и самостоятельно находить личностно-значимые смыслы в конкретной профессиональной деятельности. [Н. С. Прежников №33]

1. 4. Особенности профессионального самосознания медицинских работников.

В профессиях, связанных с взаимодействием человек-человек, огромное значение имеет ориентация на другого, как равноправного участника взаимодействия. Немного существует профессий, в которых ценностный подход к профессиональной деятельности оказывал бы такое влияние на индивидуальную судьбу профессионала и судьбу другого человека. Суть ценностного подхода– это ориентация на другого человека, как на “высшую ценность, равную ценности собственного Я”. Особенно важна способность к гуманистической, нравственной реакции в профессиональной деятельности врача и среднего медицинского работника. Поскольку объектом исследования и субъектом взаимодействия является человек, а характер знаний прикладной, то от медицинских работников требуется высокая мера ответственности за результаты своей деятельности. Медицина, как человековедческая наука, не может существовать без определенных нравственно-этических принципов, норм и критериев. [Ю. П. Лисицин, А. М. Изуткин, И. Ф. Матюшин №21] Актуальность ценностного подхода в медицине сейчас, в условиях НТР, особенно возросла. В данный момент сложилась очень непростая социальная ситуация профессиональной деятельности врача, которая имеет достаточно четкие характеристики:

социальные ожидания от эффективности профессии превышают возможности самой профессии (“сейчас врач посмотрит, а потом врач обязательно поможет”); врач начинает осуществлять гуманистическую деятельность на фоне общей дегуманизации (воплощение противоречия: человек–это высшая ценность, и в то же время цена человеческой жизни равна практически нулю);

создается профессиональный фантом социальной ответственности (профессионал берет на себя ответственность, которая расширяет границы его социального влияния). [Г. С. Абрамова, Ю. А. Юдшу№1, с40]

Труд медицинских работников ответственен, требует выносливости, предполагает высокую и постоянную психо-эмоциональную нагрузку, а так же необходимость принятия решений в экстремальных ситуациях.

Средний мед. персонал (СМП) должен обладать такими социальными характеристиками, как: зрелый возраст, физическое и психическое здоровье, развитый интеллект, гуманистическое мировоззрение, сочетания свободы и ответственности, нравственность, инновационный потенциал. [А. Н. Стрельникова №44] Профессиональные качества СМП, которые наиболее значимы в медицине (по результатам социологического исследования Нижегородского мед. училища) профессионализм;

    милосердие, сострадание;
    доброта;
    умение общаться с людьми;
    чувство долга;
    аккуратность;
    умение владеть собой. [№29]

Помимо безупречного владения профессиональными навыками медицинский работник должен уметь построить взаимоотношения с пациентами. Даже если мед. сестра от природы коммуникабельна, важна, что бы она умела анализировать свое общение с людьми и сознательно использовала свои навыки для совершенствования профессиональной деятельности. Коммуникация лежит в основе гуманистической сестринской помощи.

Основой для коммуникации и в качественном итоге для построения взаимоотношений служат: участие, открытость, умение слушать, воспринимать, проявлять беспокойство, принимать чужие взгляды, сопереживать, быть искренним и уважать другого человека[№13].

Успех понимающего общения зависит от способности медсестры и эмпатии. Эмпатия (от английского – вчуствование) –это способность чувствовать эмоциональное состояние другого человека, точно воспринимать смысловые оттенки его внутреннего мира, способность взглянуть на обстоятельства глазами собеседника. [Н. Творогова №44].

Быть в состоянии эмпатии, значит на какое-то время войти в мир другого. При этом сохраняется способность в любой момент вернуться в свой собственный мир. По данным социологического опроса 350 мед. Сестер ЛПУ Курска приоритетными специальностями для мед. Сестер являются:

    - хирургия (операционная) – 17, 1%
    - косметология – 8, 6%
    - фельдшер – 7, 4%
    - отделение реанимации – 6, 7%
    - анестезистки – 5, 7%
    - процедурные – 5, 7%
    - рентгенлаборанты – 5, 2%
    - функциональная диагностика – 4, 8%
    - участковые – 4, 3%
    - старшие – 3, 3%
    - лаборанты клинической лаборатории – 3, 3%

- гинекологические, терапевтические, медсестры физиотерапии, медсестры яслей/садов– по 2, 4%.

В остальные специальности вошли составившие меньше 1, 0% генная инженерия, психиатрия, нетрадиционная медицина и т. д.

В результате опроса выяснилось, что по призванию выбрали специальность 72, 6% медсестер, случайно– 14, 5%, по настоянию родителей 9, 5%, по совету знакомых – 3, 4%. Отвечая на вопрос: “Что Вас не устраивает в работе? ”- в среднем 20, 2% специалистов указали на высокие психоэмоциональные нагрузки. На физические перегрузки обратили внимание в среднем 11, 6% опрошенных. Заработная плата не удовлетворяет в среднем 57, 1% опрошенных. Только 41, 3% специалистов считают свою работу престижной. Остальные придерживаются противоположного мнения, мотивируя свой ответ низкой заработной платой (30, 7%) и со стороны общества (28%). Не случайно 35, 5% опрошенных на вопрос: “Хотели бы вы уйти из медицины? ” - ответили утвердительно. [И. Г. Греков №6]. Исследование Белгородского училища повышения квалификации СМП выявило катастрофические показатели. Самооценка медсестер в 99% случаев была низкой. Высокой самооценки не было вообще.

Как показал анализ полученных данных, половина слушателей, прошедших тестирование, имеют минимум коммуникативных умений и навыков, хотя установление психологического контакта с пациентом и его родственниками– неотъемлемая часть работы медсестры. Общение вызывает серьезные затруднения, отношения с пациентами медсестры строят по принципу воздействия. Проведенные исследования слабо выявили эмпативность и рефлексию у опрошенных. [А. Н. Стрельникова № 44].

Изучение условий труда и быта медицинских работников убеждает в том, что среди всех групп населения они оказались наименее социально защищены в современных условиях. Диссонанс между оплатой труда , условиями работы и степенью ответственности формируют комплекс причин, побуждающих персонал к уходу из отрасли, к трудовой пассивности, формальному выполнению обязанностей. Проведенные исследования указывают на необходимость изучения структур самосознания медицинских работников, так как работа накладывает на специалистов серьезные обязанности в области профессиональной грамотности.

Глава 2. Экспериментальное исследование развития профессионального самосознания студентов мед. колледжа.

    2. 1. Организация и методы исследования.

Исследование проводилось в период 2001/2002 учебного года в Медицинском колледже города Мурома. В экспериментальном исследовании принимали участие 30 студенток I курса и 30 студенток III курса отделения“Лечебное дело” в возрасте 17-19 лет. Комплексное исследование проводилось на основе следующих методик: 1. Методика Исследования самооценки Дембо-Рубинштейн в модификации А. М. Прихожан. [38]. Цель: Исследование самооценки личности.

Методика основана на непосредственном оценивании (шкалировании) студентами ряда личных качеств. На вертикальных шести линиях отмечают знаком уровень развития этих качеств (показатель самооценки). Размеры шкал 100 мм, ответы получают количественную характеристику. Результаты оцениваются по специальной таблице. 2. Методика исследования самоотношения Р. С. Пантилеева. [38]. Цель: Исследование самоотношения личности.

    Краткое описание шкал:

1. Открытость – открытое или закрытое (Защитное) отношение к себе. “Внутренняя честность” или “закрытость”. 2. Самоуверенность – высокое самоотношение, ощущение силы “Я” или ощущения Слабости, Сомнение в способности вызывать уважение. 3. Саморуководство –отражает представление о том, что основным источником активности и результатов субъекта является он сам, отражает чувство субъекта по поводу управляемости и предсказуемости собственного“Я”.

4. Отраженное самоотношение –отражает представление субъекта о том, что его личность способна вызывать у других уважение, симпатию– или противоположные им чувства.

5. Самоценность – “Я как ценность”, отражает ощущение ценности собственной личности и предполагаемую ценность своего“Я” для других.

6. Самопринятие – в основе лежит чувство симпатии к себе, принятия себя таким, какой ты есть. 7. Самопривязанность – желание или нежелание изменяться по отношению к наличному состоянию. 8. Внутренняя конфликтность – отражает чувство конфликтности, направленное на себя. 9. Самообвинение – отрицательные эмоции в адрес “Я”.

Тестовый буклет 110 пунктов, две градации ответов: “согласен”. Значения подсчитываются по 9-ти школам с помощью ключа-трафарета. Сырые баллы переводятся в стандартные оценки– “стены”. Интерпретация проводится путем анализа профиля 9-ти показателей. 3. Методикадиагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере О. Ф. Потемкиной [39].

Цель: Выявить степень выраженности социально-психологических установок. 1. “Ориентация на процесс”- люди, ориентированные на процесс, менее задумываются над достижением результата. Их процессуальная направленность препятствует их результативности. 2. “Ориентация на результат” - люди, ориентирующиеся на результат –одни из самых надежных. Они достигают результата в своей деятельности вопреки суете, помехам, неудачам.

3. “Ориентация на альтруизм”- наиболее ценная общественная мотивация, наличие которой отличает зрелого человека.

    4. “Ориентация на эгоизм”.

5. “Ориентация на труд”- люди, ориентирующиеся на труд, все время используют для того, чтобы что-то сделать. Труд приносит им радость и удовольствие.

6. “Ориентация на свободу” - главная ценность для этих людей это свобода. 7. “Ориентация на власть”

    8. “Ориентация на деньги”.

Тестируемые отвечают на 80 вопросов двумя способами: “да” или “нет”, результаты подсчитываются по специально подготовленному ключу. 4. Опросник Мегробяна по изучению эмпатии [30].

Цель: измерение трех различных и сравнительно независимых друг от друга компонентов эмпатии.

1. Э – эмпатическая тенденция, способность к сопереживанию, впечатлительность; 2. П –тенденция к присоединению, способность к проявлению тепла, дружелюбия, поддержки;

3. СО –сензитивность к отвержению, соответственно способность к возникновению адекватного чувства вины, восприимчивость к критике в свой адрес. Респодентам предлагается рассмотреть 83 вопроса и дать оценку каждому из них по 9-бальной шкале (от–4 до +4 с шагом в 1 балл). Результаты оцениваются по ключам. 5. Методика диагностики уровня эмпатических способностей В. В. Бойко. [39] . Цель: Исследование каналов эмпатии и общего уровня эмпатических способностей. 1. Рациональной канал эмпатии характеризует направленность внимания, восприятия и мышления эмпатирующего на сущность любого другого человека–на его состояние, проблемы, поведение. Это спонтанный интерес к другому, открывающий шлюзы эмоционального и интуитивного отражения партнера. 2. Эмоциональный канал эмпатии. Фиксируется способность эмпатирующего выходить в эмоциональный резонанс с окружающими– сопереживать, сочувствовать. 3. Интуитивный канал эмпатии. Свидетельствует о способности респондента видеть поведение партнеров, действовать в условиях дефицита исходной информации о них, опираясь на опыт, хранящийся в подсознании.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.