Рефераты. Профессиональное самосознание личности - (диплом)

p>6. ориентация на свободу более выражена у I курса. У первокурсников еще проявляется подростковое чувство“взрослости”, выражающееся в стремлении к независимости, самостоятельности. В процентном соотношении: I курс– 70%, III – 60%.

7. Ориентация на власть более выражена у первокурсников. Они стремятся добиться уважения, влияния в данной социальной группе. В процентном соотношении: I курс– 38%, III курс – 30%. 8. Ориентация на деньги преобладает у III курса. Третьекурсники больше первокурсников осознают ценность социально-экономической ситуации в стране, знают цену деньгам, подошли к тому, что их труд должен быть оплачен. В процентном соотношении: I курс– 34%, III курс – 58%.

    Рассмотрим данные ориентации по иерархии:
    № п/п
    I курс
    III курс
    1.
    На процесс
    На результат
    2.
    На свободу
    На альтруизм
    3.
    На результат
    На труд
    4.
    На труд
    На процесс
    5.
    На альтруизм
    На свободу
    6.
    На эгоизм
    на деньги
    7.
    На власть
    На эгоизм
    8.
    На деньги
    На власть

Из таблицы видно, что I курс более всего ориентирован на процесс, а менее всего на деньги. III курс более всего ориентирован на результат, а менее всего на власть. Это связано с тем, что первокурсников в первую очередь интересует все, что связано с процессом познания, овладения их будущей профессией. Им важен процесс овладения трудовыми навыками, которые позволят включиться в производственную деятельность в будущем.

Третьекурсникам же наиболее важен результат их деятельности, они уже многое могут выполнять самостоятельно, поэтому им важен итог их работы–назначенное ими лечение, выполненные ими лечебные процедуры должны облегчить страдания пациентов.

Применяя метод Стьюденса, получаем по первому показателю t эмп. = 2, 4; по второму показателю t эмп. = 4, 7; по третьему показателю t эмп. = 5, 2; по четвертому показателю t эмп. = 0, 8; по пятому показателю t эмп. = 2, 8; по шестому показателю t эмп. = 2, 5; по седьмому показателю t эмп. = 2; по восьмому показателю t эмп. = 4, 8.

Полученные данные по 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 установкам выше критического значения, которое соответствует уровню достоверности 0, 05 для 58 степеней свободы, что позволяет сделать вывод о том, что различия между средними I и III курсов есть, и они значимы.

По 4 установке – “ориентация на эгоизм”различий между средними I и III курсов нет, разница между средними не достоверна.

    Результаты исследования компонентов эмпатии:
    Э – эмпатическая тенденция;
    П – тенденция к присоединению;
    СО сензитивность к отвержению.
    Таблица 4. Количественные показатели компонентов эмпатии.
    Компоненты эмпатии
    Э
    П
    СО
    Среднее
    19, 0
    30, 0
    15, 0
    27, 0
    7, 0
    12, 5

В контрольном исследовании, проведенном на студентах педагогического института были получены следующие нормативы:

    Мужчины
    Женщины
    Э
    П
    СО
    Э
    П
    СО
    Среднее
    10, 5
    31, 9
    -3, 8
    44, 4
    45, 6
    5, 7
    Станд. отклон.
    17, 1
    18, 3
    11, 7
    23, 6
    16, 8
    18, 7
    Построим диаграмму:
    - I курс
    - III курс

Построим таблицу компонентов эмпатии на базе данных нормативов студентов пединститута.

    Компоненты эмпатии
    Э
    П
    СО
    I
    III
    I
    III
    I
    III
    +1 выше среднего
    13, 3%
    6, 6%
    63, 3%
    100%
    М среднее
    -1 ниже среднего
    36, 6%
    60%
    33, 3%
    36, 6%
    -2 ниже среднего
    63, 3
    26, 6
    100%
    60%

По результатам исследования можно сказать, что все компоненты эмпатии у третьекурсников развиты выше. Эмпатическая тенденция, то есть способность к сопереживанию, впечатлительность у третьекурсников более развита, по сравнению с первокурсниками. Студенты III курса почти освоили профессию медицинского работника и огромное количество часов практических занятий провели в лечебных учреждениях, непосредственно у постели больного, поэтому они более способны чувствовать состояние другого человека, точно воспринимать смысловые оттенки его внутреннего мира.

Тенденция к присоединению так же выше у третьекурсников, что говорит об их умении проявлять тепло, дружелюбие, поддержку в трудную минуту. Сензиативность к отвержению, то есть способность к возникновению адекватного чувства вины, восприимчивость к критике в свой адрес у третьекурсников так же выше.

Скорее всего это связано с тем, что они осознают всю ответственность за свою работу, правильно воспринимают замечания в свой адрес по поводу каких-либо ошибок, неточностей в работе.

Применяя метод Стьюдента, получаем по первому показателю tэмп=4, 6; по второму показателю tэмп=8; по третьему показателю tэмп=5, 5.

Полученные данные по всем трем компонентам эмпатии выше критического значения, которое соответствует уровню достоверности 0, 05 для 58 степеней свободы, это позволяет сделать вывод. Что различия между средними I и III курсов есть и они значимы.

Результаты исследования каналов эмпатии, общего уровня эмпатических способностей.

    Каналы импатии:
    Рациональный
    Эмоциональный
    Интуитивный
    Установки, способствующие эмпатии
    Проникающая способность в эмпатии
    Идентификация в эмпатии
    III курс
    интуитивный
    эмоциональный
    установки, способствующие эмпатии
    рациональный
    проникающая способность в эмпатии
    идентификация в эмпатии
    Таблица 5. Количественные показатели каналов эмпатии:
    I курс
    Суммарная оценка
    III курс
    Суммарная оценка
    Каналы
    Каналы
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    среднее
    3, 1
    3, 2
    2, 8
    3, 0
    3, 0
    2, 9
    18, 0
    4, 5
    4, 7
    5, 2
    4, 6
    4, 4
    4, 3
    27, 7
    - I курс
    - III курс

Расположим по иерархии каналы эмпатии для каждого из курсов. I курс:

    Эмоциональный
    Рациональный
    Установки, способствующие эмпатии
    Проникающая способность в эмпатии
    Идентификация в эмпатии
    Интуитивный.
    III курс
    Интуитивный
    Эмоциональный
    Установки, способствующие эмпатии
    Рациональный
    Проникающая способность в эмпатии
    идентификация в эмпатии.

На первое место первокурсники, по средне групповому показателю, ставят эмоциональный канал, хотя он немного развит больше, чем остальные. У первокурсников на 1 место выходит способность входить в эмоциональный резонанс с окружающими–сопереживать, сочувствовать. Эмоциональная отзывчивость в данном случае становится средством“вхождения”в энергетическое поле партнера, она выполняет роль связующего звена, проводника от студента к больному. У третьекурсников эмоциональный канал выходит на 2-ое место, хотя более развит, чем у первокурсников. Повышение эмоциональной восприимчивости идет рука об руку с ростом способности к сопереживанию, которая, как видим выше у третьекурсников.

У студентов III курса важнейшая роль отводится интуитивному каналу, они больше опираются на опыт, хранящейся в подсознании, способны видеть поведение партнера и действовать в условиях дефицита исходной информации о нем. У студентов I курса данный канал занимает последнюю позицию.

Рациональный канал эмпатии занимают 3-е место у студентов и I и III курсов. Эти установки облегчают действие всех эмпатических каналов, и они наиболее развиты у третьекурсников.

Проникающая способность в эмпатии, которая расценивается, как важное коммуникативное свойство человека наиболее развита у третьекурсников. Студенты III курса более способны создавать атмосферу открытости, доверительности, задушевности, по сравнению с первокурсниками.

Идентификация в эмпатии преобладает у студентов III курса, хотя и занимает 6-ю позицию. У третьекурсников более выражено умение понять другого, поставить себя на место партнера. Идентификация утоньшает сферу чувствования человека, делая его богаче и одновременно ранимее. [27].

Таким образом, по результатам исследования заметно явное превосходство третьекурсников по всем каналам эмпатии.

Рассмотри таблицу суммарной оценки каналов эмпатии, которая выражает показатель общей эмпатии:

    Баллы
    Степень выраженности показателя
    Суммарный показатель в % соотношении
    I курс
    III курс
    30 и более
    Очень высокий
    20%
    29-22
    Средний
    23, 3%
    80%
    21-15
    Заниженный
    53, 3%
    Менее 14
    Очень низкий
    23, 3%

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.