Рефераты. Профориентация школьников и формирование элементов духовной культуры - (курсовая)

p>Экологическая культура –ёмкое понятие , но главное содержание фиксирует особенность современного этапа взаимодействия общества и природы, когда противоречие между ними достигло небывалой остроты.

С одной стороны , “ответная реакция”природы на разрушительные действия даёт мощный толчок , побуждающий , а точнее–вынуждающий общество переосмыслить своё отношение к природе, отказаться от старого взгляда на неё как на сферу свободной игры человеческих сил и способностей , встать на путь выработки экологической культуры. С другой стороны , процесс формирования и развития экологической культуры становится импульсом духовно-практической деятельности , направленной на преодоление кризисного состояния системы“общество-природа” , на оздоровление этого состояния, а в перспективе – на гармонизацию отношений между обществом и природой. “Заряженность”на улучшение природопользования должна стать общей чертой всех социальных групп и поколений, но особенно молодёжи. И не случайно во время международной конференции учёных“Охрана окружающей среды и защита всеобщего мира” (1986 г) был проведен “круглый стол” “Молодёжь и борьба за охрану природы и мира”. Подрастающее поколение олицетворяет не только ближайшее будущее , но и более отдалённое будущее , и поэтому особенно заинтересовано, чтобы будущее было мирным и экологически безопасным. Поколение, вступающее в самостоятельную жизнь наиболее восприимчиво к новым принципам и нормам взаимоотношений с природой, отличается духом новаторства, энергии и другими качествами, столь необходимыми для реализации этих принципов и норм. Наконец , сегодняшние дети в перспективе - весьма близкой– возьмут на себя всю полноту ответственности за судьбу планеты –колыбели и обители человечества. Тревожные изменения в природе и воочию воспринимаемые, и лежащие за порогом ощущений, но выявленные в результате исследований и ставшие достоянием гласности, - ведут к тому , что всё более широкие слои населения осознают насущную потребность в оздоровлении естественной среды своей жизни и деятельности.

Эта потребность побуждает новых и новых людей разобраться в экологической обстановке, уяснить причины её неблагополучия , осмыслить способы её улучшения, а тем самым“выводит” на экологические знания, стимулирует овладение ими. В какой мере эта тенденция проявляется в молодёжном сознании ? Ряд социологических исследований“Молодёжь и окружающая среда”проведённых группой специалистов в том числе Ю. П. Ожеговым и Е. В. Никоноровой , и изложенных в книге“Экологический импульс”, даёт следующие результаты. Отвечая на вопрос : “ Считаете ли Вы необходимым углублять свои экологические знания ? ” – 69, 6% опрошенных юношей и девушек заявили “да”. В их числе 77, 6 % школьников , 70 % студентов , 68, 2 % учащихся профтехучилищ. Не видят необходимости в углублении своих знаний 10, 2 % опрошенных и 2, 6 % затруднились ответить на вопрос , так как не задумывались над ним или не выработали определенного мнения.

В анкету был включен вопрос : “если вы считаете необходимым углублять свои экологические знания , то для чего Вам нужны они? ”. Далее следовали девять вариантов ответа на вопрос. Итак, что же побуждает молодёжь обращаться к различным источникам знаний о состоянии природной среды , причинах её защиты от загрязнений и т. д. ?

Самое высокое место в иерархии занял мотив , выраженный в ответе: “Эти знания мне нужны для общего развития”. Такой ответ дали около 30 % юношей и девушек , в том числе 39, 6 % школьников , 37 % учащихся ПТУ.

На второе место вышел ответ: “ Такие знания помогают самостоятельно разбираться в экологической обстановке” –24, 2 % опрошенных (31, 5 % школьников , 26 % - студентов , 18, 2 % - учащихся ПТУ ).

Третьим по степени распространения оказался мотив сформулированный в ответе: “ Экологические знания являются одним из условий здорового образа жизни”. Этот вариант ответа отметили 16, 1 % респондентов. Из них –18 % - школьников и студентов , 13, 3 % - учащихся училищ. Четвёртую позицию занял ответ : “ Эти знания необходимы для удовлетворения интереса к жизни природы”, - собравший 15, 5 % голосов ( 23 % - студентов, 17 %- школьников, 12 % учащихся ПТУ).

Лишь на пятом месте оказался мотив , производный от ярко выраженной практической потребности : “Эти знания нужны для того, чтобы с пониманием участвовать в экологической деятельности”.

Этот вариант ответа выбрали 14, 3 % опрошенных ( 20 % - студентов, 15, 1 % школьников, менее 5 % учащихся ПТУ ).

Шестое место занял ответ : “Эти знания входят в изучаемые мною в школе (ПТУ, техникумах, вузе) учебные предметы и курсы. Здесь возникает недоумение : почему лишь 18, 5 % учащихся ПТУ , 13, 7 % школьников , менее 6, 6 % студентов испытывают тягу к учебному материалу , несущему экологическую информацию, или , на худой конец, хотя бы вынуждены осваивать его ? Не потому ли , что во многих учебных заведениях явно недостаёт такого материала , или же преподносится он так , что не может пробудить интерес учащихся.

Острую тревогу вызывает то , что только седьмое место занял мотив, порождаемый профессиональными запросами реальной или будущей деятельности. Всего лишь 7, 4 % опрошенных выбрали вариант ответа : “Экологические знания требуются по роду производственной деятельности”. Эти цифры –наглядное свидетельство того, сколь слабо ещё экологизирована , то есть сопряжена с задачами охраны природы ; рационального использования её ресурсов ; профессиональная деятельность учащихся.

Экологизация современного познания, обусловленная общественными потребностями, выдвигает задачу–придать системе образования экологическую ориентацию. Научное знание лежит в основе образования . в том числе и экологичес-кого. Из этого исходят и международная программа Юнеско–ЮНЕП по образованию в области окружающей среды и программы экологического всеобуча , разрабатываемые в нашей стране.

В ходе учебного процесса и подготовки учащихся к выбору профессии необходимо : Усиление эколого-мировоззренческой нагруженности образования , и прежде всего более широкое освещение философских проблем взаимодействия человека и природы; Сопряжение различных школьных предметов с вопросами экологии, формирование межпредметных связей , выявленных в ходе развития междисциплинарных исследований проблем охраны природы, оздоровления окружающей среды ; Разработка и введение целостных учебных курсов охраны природы, общей экологии, которые отражают в образовательном процессе такую тенденцию научного познания, как становление и развитие целостных комплексных сфер экологических исследований ;

Включение в экологическое образование результатов тех научных исследований в области окружающей среды , которые связаны с регионально– отраслевой специализацией. Эти линии экологического образования должны не только пронизывать процесс образования , но и объединять все те знания , которые усваивает молодёжь, сквозной идеей о единстве общества и природы.

    Нравственная культура.
    “ Посеешь поступок – пожнёшь привычку ,
    Посеешь привычку – пожнёшь характер,
    Посеешь характер – пожнёшь судьбу . ”
    (Восточная пословица)

Огромное значение нравственного воспитания в развитии и формировании личности осознавалось в педагогике с древних времён. Многие выдающиеся педагоги прошлого отмечали , что подготовка доброжелательного человека не может сводиться только к его образованию и умственному развитию , и на первый план в воспитании выдвигали нравственное формирование. В своём трактате“Наставление нравов”чешский педагог Я. А. Коменский цитировал древнеримского философа Сенеку , который писал : “Научись сперва добрым нравам, а затем мудрости. Ибо без первой трудно научиться последней”. Там же он приводил известное народное изречение : “Кто успевает в науках, но отстаёт в добрых нравах, тот больше отстаёт, чем успевает”.

Большую роль отводил нравственному воспитанию выдающийся швейцарский педагог-демократ Песталоцци. Нравственное воспитание он считал главной задачей детского воспитания. По его мнению , только оно формирует добродетельный характер , стойкость в жизненных невзгодах и сочувственное отношение к людям. Однако из педагогов –классиков прошлого наиболее полно и ярко характеризовал преобразующую роль нравственного воспитания в развитии личности К. Д. Ушинский. Он писал : “Конечно, образование ума и обогащение его познаниями много принесёт пользы , но увы , я никак не полагаю, чтобы ботанические или зоологические познания… могли сделать гоголевского городничего честным челове-ком , и совершенно убеждён , что будь Павел Иванович Чичиков посвящён во все тайны органической химии или политической экономии , он останется тем же весьма вредным для общества пронырой.

…Нет одного ума и одних познаний ещё не достаточно для укоренения в нас того нравственного чувства , того общественного цемента , который иногда согласно с рассудком , а часто и в противоречие с ним , связывает людей в честное , дружное общество”. (Ушинский К. Д. О нравственном элементе в воспитании. ) На огромную роль нравственного воспитания в процессе обучения и формирования личности указывал В. Г. Белинский . Он отмечал , что образование и приобретаемые человеком знания и умения принесут большую или меньшую пользу в зависимости от того , какую нравственность он усвоит.

Ребёнок находится в состоянии тихой , скрытой от посторонних глаз душевной работы–работы роста и развития. Под дождём , градом так же , как под палящими лучами солнца , плохо растёт молодое деревце. Так и ребёнку вредны для нормального развития постоянные эмоциональные встряски , в том числе разносы и неумеренные похвалы.

У болгарского писателя П. Вежинова есть фантастический рассказ “Синие бабочки”. На далёкой планете живут бабочки и гусеницы. Бабочки наделены только утончённо-эмоциональным , а гусеницы–только умственным началом. Бабочки живут возвышенно -легкомысленно , в конечном счёте их жизнь сводиться лишь к продолжению рода. Они лёгкие , стройные, изящные , их тело словно обтянуто нежной, мягкой , переливающейся тканью. Они смотрят на космонавтов с любопытсвом , волнением и живым интересом , слетаясь на музыку , звучащую из магнитофона , словно зачарованные. Кроткие и доверчивые , они приближались к магнитофону ближе и ближе , забыв обо всём на свете , их волновали музыка , природа , любовь. Гусеницы же слепые , глухонемые , они лишены эмоций и страстей . ведут тусклое и безрадостное существование. Они слепы к чуду , которое их окружает , они не слышат голоса истины. Лёд сковал их сердца. У них холодный разум и мёртвое сердце.

Жизнь и тех и других лишена творчества , потому что для него нужна гармония ума и чувства.

В той же сказке есть робот Дирак , летевший с космонавтами в звездолёте. Он не проявлял никакого интереса к прекрасной планете : он был лишен способности чувствовать. Всё окружающее для него было только поводом для умозаключений. Попав на новую планету , робот прежде всего убил бабочку , чтобы увезти диковинный экземпляр на Землю ; он не хотел принимать во внимание , что это не насекомое , а разумное существо.

Лишь единство интеллектуального, эмоционального , нравственного развития делает человека способным к прекрасным , возвышенным формам душевного состояния , которые нужно сохранять в ребёнке и лелеять , это чувства патриотизма, любви к природе, людям , Родине.

Нравственное воспитание начинается с упражнений в нравственных поступках, с проявлений чувств любви , благодарности , а не путём обучения нравственным истинам. Разговоры о долге, поучения , если они предшествуют нравственным поступкам , - как тени , появляющиеся при закате солнца раньше действительных вещей , утверждал Песталоцци.

Развитые нравственные и умственные запросы побуждают ребёнка к прилежанию в труде.

Негармоничность развития Белинский оценивал как скрытое от глаз уродство. У одного человека , отмечал он, ум едва заметен из-за сердца, у другого сердце как будто поместилось в мозгу; Этот страшно умён и способен на дело , да ничего сделать не может , потому что у него нет воли: а у того страшная воля , да слабая голова , и из его деятельности выходит или вздор , или зло. Исключительно важная задача учителя – волевое развитие каждого школьника . Не будет сформирована воля –человек вырастет пустоцветом , ни к чему не пригодным существом. Все его благие порывы будут разбиваться об его же собственное малодушие , трусость и лень. В процессе профориентации школьникам можно предложить ответить на анкету , позволяющую оценить уровень развития волевых качеств .

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.