Рефераты. Профориентация школьников и формирование элементов духовной культуры - (курсовая)

p>Именно достижение цели , преодоление препятствий на пути к ней свидетельствуют о сильной воле. Однако следует различать волю и упрямство. Бывает , что стремление добиться чего-либо , настоять на своём“я”приобретает болезненный характер и становиться более важным , чем конечный результат задуманной деятельности. Вспомните главных героев Гоголя– Ивана Ивановича и Ивана Никифоровича – настоящих упрямцев. Упрямство – нецелесообразная настойчивость –отрицательное качество личности. Развивая волю , надо обязательно помнить об одном из самых важных законов жизни– законе целесообразности. Проводимые в школе факультативы этики и эстетики , позволяют учащимся более глубоко изучить историю культуры поведения человека в обществе и в быту , узнать о чести и долге , справедливости и о манере общения. Необходимо учащимся знать , что прийдя в трудовой коллектив , первое впечатление о его характере у коллег сложиться по манере общения с окружающими. Для этого нужно научить школьников организовывать своё общение , соблюдая следующие правила.

1. Важно научиться слушать другого человека , не перебивая его во время разговора.

2. Важно понимать другого человека. Индусские философы придумали такое правило спора. Каждый собеседник должен сначала изложить мысль своего противника в споре и , только получив от него подтверждение , что его мысль понята , может её опровергать. Этим правилом очень полезно пользоваться хотя бы в тех случаях , когда спорящие вкладывают разный смысл в одни и те же слова. 3. Нужно научиться искренне ценить людей. Культурный и развитый человек всегда найдёт в другом хорошие качества.

Важно быть щедрым на похвалу , высоко оценивать истинные достоинства людей. 4. Нужно быть внимательным к людям . Говорят : лучше лишить человека пищи , чем внимания.

5. Общение –это воспитание полезных привычек , тренировка поступков , достойного поведения. Поэтому в общении всё важно : как вы одеты , как сидите , как ходите , танцуете , разговариваете с соседями.

    Всё это и многое другое формирует детский характер.

Анализ вышесказанного показывает , что с социально –эстетической точки зрения содержание воспитания нравственной культуры должно прежде всего включать в себя вовлечение учащихся в такие виды деятельности , как общественно- политическая , патриотическая, трудовая, материальная, природоохранительная и общение.

    4. 3 Эстетическая культура.
    “Для человека одних знаний мало. Необходимо воспитывать ,

самые чувства людей, их души. Одно из главных человеческих чувств, отличающее его от зверя и приближающее его к небу, - эстетическое чувство …совершенно забыто при нашем воспитании. Между тем эстетика даёт жизнь. Наука , лишенная эстетики, сушит её; религия без эстетики не трогает души; война, не облагороженная эстетическим чувством, превращает рыцарей в убийц ; революция без эстетики принимает уродливые формы и превращает свободу в распущенность. Эстетика облагораживает и оживляет всё, к чему она прикасается”. К. С. Станиславский

Цель воспитания эстетической культуры не может быть расшифрована изолированно от других сторон формирования личности, всевозможного проявления её отношений к окружающему миру. Эстетическое воспитание–обязательный элемент формирования всей совокупности духовного богатства индивида. Сам процесс эстетического роста в становлении сознания юношества должен быть демократичен. Необходимо вхождение в сознание детей эстетизации различных сфер жизни

общества , как способа выявления самоосуществлённых творческих задатков. Эстетическое воспитание осуществляется всей системой целенаправленной деятельности , ориентированной на достижение в развитии соответствующих способностей , навыков, а также получения знаний , составляющих в своей совокупности необходимый обществу уровень эстетической культуры личности. Задача эстетического развития в процессе профориентации – выявлять и развивать творчески – эстетические задатки , неразрывно связанные с изначальными трудовыми навыками. Проблема эстетического восприятия раскрыта в работах психологов Л. В. Выготского, С. Л. Рубинштейна, Б. М. Теплова, П. Я. Якобсона , которые подчёркивали что эстетическое освоение действительности– это прежде всего деятельно-эмоциональное восприятие. В концепции художественного воспитания и образования Б. Неменского отмечается , что фундаментом эстетического воспитания школьников должно стать преподавание предметов художественного цикла, продолжающееся в течение всей школьной жизни ребёнка. Однако на разных этапах обучения это должно происходить по разному, и в смысле содержательных акцентов и в организационном плане , с учётом логики самого предмета и возрастных особенностей детей. Художественное развитие школьников рассматривается как часть системы эстетического воспитания , начинающегося ещё в детском саду , в процессе знакомства детей с окружающей действительностью и подготовки к вступлению во взрослую жизнь. Первый этап 1-4 классы. Эстетическое отношение к жизни является общей основой для всех видов художественного творчества, поэтому начальный курс эстетического воспитания должен представлять собой не отдельные исторически обособившиеся виды искусства , а целостный курс общеэстетического развития. Курсу эстетического развития целесообразно посвятить год обучения ( шестилетку) , после чего он трансформируется в преподавание отдельных художественных дисциплин. Эта дифференциация исходно необходима , т. к. лишь специалисты в отдельных конкретных областях искусства могут компетентно руководить творческой работой детей, знакомя их по мере возникновения интереса с необходимыми профессиональными приёмами.

В этот период акцент преподавания художественных дисциплин делается на эмоциональную отзывчивость ребёнка при восприятии окружающего мира. Второй этап –5-9 классы. Возросшая аналитичность подростка и его возрастные особенности в овладении“эталонами”деятельности и поведения человека создают благоприятные условия для осознанного приобщения к художественной культуре человечества. В этом возрасте уже возможно сотворческое восприятие произведений искусства.

Третий этап –10-11 классы. Ведущей целью эстетического воспитания в юношеском возрасте является помощь старшеклассникам в решении собственных мировоззренческих проблем , таких как поиски смысла жизни, нравственных ориентиров , идеалов , своей индивидуальности , что в итоге поможет более правильно познать себя и найти своё место в будущей жизни.

В старших классах разные виды искусства вновь интегрируются в единый предмет, позволяющий школьникам осмыслить мировую художественную культуру как целое. Однако этот курс должен быть дополнен обязательными практическими занятиями по выбору–дизайном , изобразительным искусством, музыкой, любительским кино, видеосъемкой и т. д.

Уже в средних классах нужно предусмотреть широкие возможности для желающих испытать себя , занимаясь различными видами искусства в творческих кружках , студиях по свободному выбору. В результате в старших классах выделиться группа учащихся с особыми способностями и устойчивым интересом к тому или иному виду искусства. В свою очередь , предоставленная возможность углублять знания , способности , умения в понравившемся виде искусства в дальнейшем даст толчок , станет своеобразным компасом в выборе профессии.

Эффективным способом повышения эстетической грамотности учащихся может стать проведение дополнительного курса эстетического воспитания в процессе профориентации. Вести занятия может преподаватель эстетического воспитания , библиотекарь или приглашенные специалисты.

    4. 4. Творчество

Тот факт, что в истории существовали творческие эпохи и творческие общества, что в наших школах первоклассники обладают более ярко выраженными творческими способностями, чем десятиклассники, говорит о том , что социальные , в том числе школьные , условия могут быть благоприятными и неблагоприятными для творческого воспитания.

В младших классах здесь вредят излишняя зарегламентированность , жесткая дисциплина , рутинный режим , в результате чего резко подавляется собственно творческая способность.

В старших классах безинициативность, насаждение хвостизма ( “как все , так и я”) и опять таки рутинный режим подавляют интеллектуальную активность и вместе с тем творческую продуктивность, которую упрощенно можно рассматривать как творческую способность , помноженную на интеллектуальную активность. В Московском Доме научно-технической пропаганды на семинаре по научному и техническому творчеству была дана рекомендация родителям, как у детей“вытравить”творческую продуктивность. Эта шутливая рекомендация имеет вполне серьёзную основу, так как даёт представление, что не надо делать. Итак , чтобы сделать нетворческую личность, необходимо очень сильно привязать ребёнка к себе, не позволять играть одному , больше держать при взрослых, но при этом никогда не брать с собой на работу , в гости , в командировки, оставляя на попечение других взрослых, разработать строгий режим и распорядок дня и придерживаться его с точностью до минуты , определить ребёнка в школу с продлённым днём и каждое лето на две смены отправлять в пионерский лагерь.

Во взрослой жизни творческая продуктивность продолжается подавляться рутинным и сильно зарегламентированным трудом , гонением новаторов.

Творческое воспитание –это прежде всего борьба с рутиной : один день не должен быть похож на другие дни , ни один урок–на другие уроки. День ребёнка планируется таким образом , чтобы не было времени на ничегонеделание , а всё время– чередование дел: плановых , необходимых, неплановых необходимых и по выбору. Каждый человек по своему темпераменту имеет норму “единочества” –большую или маленькую, и каждый свою норму должен выполнить : побыть одному , собраться с мыслями, пофантазировать, пообщаться с товарищами, поиграть в абстрактные игрушки, кубики, пуговицы, гайки, превратить их силой своего воображения в реальные предметы.

Если ребёнок сильно склонен к уединению, воспитатель время от времени организует ему общение со сверстниками и взрослыми. Если наоборот– ребёнка приучают какое-то время проводить в одиночестве – с игрой , с книгой , с рисунком. На этой основе проводится собственно творческое воспитание. Прививается вероятностно–статистическое мироощущение: не делить всё на чёрное и белое , плохое и хорошее, неправильное и правильное : стремиться не к максимуму , а к оптимуму , делая выбор из множества вариантов , при этом проигрывая в одном и выигрывая в другом ; рассчитывать вероятность возможных событий , понимая, что 0 % и 100 % - гарантии никогда не бывает ; а для этого следует смотретть в мир глазами статиста. Это значит что есть авторитеты , но нет непререкаемых авторитетов ; нельзя делить литературных героев на абсолютно положительных и абсолютно отрицательных: новая идея всегда необычна , спорна, противоречит старой идее , и когда она победит , появится ещё более новая идея, которая будет противоречить ей и в свою очередь победит, - такова диалектика природы развития.

У человека важно выработать привычку приподниматься с “четверенек”текущих дел , оглядываться , смотреть на дела сверху, связывать их с глобальными делами, задумываться , продумывать и выдумывать. Для этого в обычных вещах постараться увидеть необычное : резко изменить масштаб ( как это проделал Свифт ), наделить необычными свойствами, поместить в необычную обстановку, сделать их таинственными и смешными.

Главная задача трудового воспитания и профессиональной ориентации в частности –сформировать у каждого школьника общую направленность на добросовестный творческий труд, подвести его к рубежу духовного выбора профессии. Ещё до того, как подросток или старшеклассник вплотную приступит к решению вопроса : “Кем быть? ”, у него должно быть сформировано прочное убеждение относительно того, каким надлежит быть в любой профессии ( добросовестным, дисциплинированным, неустанно совершенствуя своё мастерство ).

    VI. Заключение.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.