Рефераты. Психология - (шпаргалка)

p>На рубеже 20-30 г. недостатки в организации ПС становится очевидными. В многочисленных публикациях этого времени подчеркивается необходимость усиления псих. -педагогич. направленности этой работы. В конце 20-х годов остро ставится вопрос о спец. подготовке работников педолого-педагогической службы, о четком размежевании функций школьного врача и школьного педолога.

На рубеже 20-30 гг начинается новый этап в развитии пед. службы в школе, обусл. целый рядом теор. и практ. предпосылок. Психологезация педалогии непосредственно сказывается на методике изучения ребенка: на переднем плане выдвигают наблюдение за развитием учащихся в процессе их обучения и воспитания, измен. отноше. к тестам, оценивается их роль в пед. практике. Все это расширяло возможности психол. обеспечения учебно-воспитательного процесса. Чтобы реализовать эти возможности практически, необходимо было выбрать новые, совершенный механизм ее правового и кадрового обеспечения. В 1928 г. вышло в свет первое офиц. положение "О проведении массовой практ. работы по всесторон. изчению детства". Главной его целью являлась дифференциация врачевно-педолог. и педолого-педаг. службы. Однако оно оказалось малодейственным, т. к. часть педолого- педаг. учреждений по-прежнему находилось в системе здравохранения. В след. постановлении носило отражение новое понимание шк. пед. службы. Основные направления: 1) изучение учащихся в школе в целях поднятия качества образовательной и воспитательной работы. 2) работа с трудными детьми, 3) работа по ознаколению педологов и родителей с основами педологии, 4) профориентационная работа.

    56. Задачи и принципы психологического консультирования.

Главная задача - контроль за ходом псих. равития ребенка на основе представлений о нормах развития и периодизации этого процесса. 1) ориентировать родителей и учителей в развитии ребенка, 2) выявление детей с отклонениями в псих. развитии, 3) предупреждение вторичных псих. осложнений у ослабленных детей, 4) составление практических рекомендаций вместе с учителями по психолого-педагогической коррекции, трудности как обучения и воспитания для родителей и учителей, 5) составление рекомендаций по воспитанию детей в семье, 6) коррекционная работа в спец. группах, 7) псих. прсвящение населения с помощью лекций и других форм работы. Цель ПК: оказание помощи клиенту в самостоятельном решении возникающих проблем. Принципы ПК: 1. Не вреди! 2. Принцип конфеденциальности. 3. Принцип соблюдения интересов клиента. 3. Принцип анализа подтекста. 4. Принцип стереоскопического диагноза (семейное ПК) ситуация в конкретной семье долны быть зафиксирована не только объективно с позиции психолога, но и субъективно, с позиции входящихв эту ситуацию членов семьи. 5. Принцип системности. Должны быть вскрыты причины. 6. Принцип уважения личности ребенка и не разглошения информации о нем. Отказ от прямогоманипулирования, от сравнения личности, клиента с абстрактной нормой личностного развития, от постановки задач, перестройки его личности. 7. Сравнение с возрастной нормой психического развития. 8. Анализ индивидуального жизненного пути ребенка. 9. Принцип доброжелательности и безоценочного отношения. 10. Включенность клиента в ПК.

57. Консультативная беседа как метод психологического консультирования. Цель: Анализ жизненной ситуации и проблемы клиента, изменение его внутреннего отношения к данному вопросу. 6 этапов: 1. Знакомство: решение коммуникативных задач, интерес, понимание, удобное удобное помещение, комфорт. Обращение на "вы". Использование "мы". Демонстрация уважения, искренее переживание за клиента. 2. Сбор информации по проблеме, условиях возникновения. Цель определить суть проблемы , узнав максимум информации. Психолог выдвигает предположение о внутренних мире клиента. Гипотезы должы быть сообщены клиенту в доступной форме. (- не сгущайте краски, не навязывайте свою точку зрения, употребляйте простые слова и образы, говорите кратко) 3 этап - воздействие психолога на клиента (основ. ) Психолог с клиентом определяет идеал клиента, каким он хочет быть, что произойдет в его жизни после этих изменений. Методы воздействия: 1. Интерпретация (новое видение ситуации), 2. директива (указание на действие), 3. Самораскрытие (психолог делится личным опытом), 4. Информация (домашнее задание), 5. Обратная связь, 6. Обобщение (клиент суммирует суждения психолога), 7. открытые вопросы, 8. закрытые вопросы, 9. поощрение (повторение ключевых фраз клиента), 10. пересказ (повторение сущности слов клиента), 11. отражение чувств. 4-й этап, стадия выработки альтернативного решения. 5-й этап, обобщение психологом результатов взаимодействия. Перехлд от обсуждения к действиям в жизни. 6-й этап, стадия прощания. Обещать потенциальную встречу в будущем. Прощаться спокойно, не торопясь.

    62. Работа с родителями в процессе консультирования.

1. Умение психолога создать доверительное, откровенное отношения. 2. Разъяснение целей и задач ПК. 3. Предупреждение родителей о возможных трудностях и препятствий в работе.

Беседа с родителями включает: - подробное обсуждение общего состояния ребенка и степень выявленых трудностей, - совместная разработка системы помощи, обсуждение проблемы родителей а плне их отношения к трудностям у ребенка, выяснение самостоятельного мнения родителей о сопособах решения, - составление реалистического предcтавления.

1. Работа практического психолога по определению уровня готовности младшего школьника к обучению в СШ.

Можно выделить следующие составляющие понятия готовность обучения в средней школе: 1-сформированность основных компонентов учебной деятельности, успешное усвоение программного материала, 2-новообразования младшего школьного возраста-произвольно, рефлексия, мышление в понятиях, 3- качественно иной более взрослый тип взаимоотношений с учителями и одноклассниками. Готовность учащихся к следующему возрастному и образовательному этапу проявляется не только в степени успешности их учения, но и в тех переживаниях, которые отражают то, как именно эта успешность оценивается самими школьниками. Не всякий неуспех может вызывать отрицательные переживания, а с другой стороны в некоторых случаях, с точки зрения педагогов, достижения расцениваются учениками как неудовлетворительные.

Поэтому школьному психологу необходимо учитывать и содержания этих переживаний, и их адекватность.

6. “Гуманистическая психология” и терапия, центрированная на клиентах. Основные представители гуманистической психологии является Роджерс. (Маслоу, Форф и др. ) ГП основывается на философии дистанциализма (способность к самопознанию, чувство вины, отношение к настоящему моменту). Все перечисленные характеристики, а именно: полное сознание момента, осуществление выбора принятия ответственности за сделанный выбор, - это характеристики аутентичного существования. Аутентичное бытие- это когда личность исследует себя и выбирает ответ, который выражает ее потребность, чувства, обязательства. Перед каждым человеком стоит проблема самоактуализации. Исследуют межличностные отношения(изоляция, одиночество, отчуждение).

Рождерс(включается в его теорию): Я-концепция и идеальная Я-концепция. В результате процесс защит становится менее часто. Увеличивается псих. приспособленность, я и опыт становятся более соответственными, и я стремится к дальнейшей актуализации. Смысл групповой работы: снизить защиту, реально смотреть на себя (чувства, эмоции), только тогда когда Я понятно, принято, оценено. У Роджерса важно безусловная позитивное принятие (к чувствам). На любые чувства без риска утраты уважения. Вытесняемые негативные чувства интегрируются. Подход Роджерса 40-х годов проходит в 3 этапа: 1 - 40-50гг. недирективная терапия (климат невмешательства), 2 - реплективная психотерапия (отражает чувства Т-группы, играет роль“зеркала”), 3 –Терапия, фокусирующаяся на опыте участника и терапевта (личная включенность терапевта).

    9. Решение Коллегии Министерства образования РФ.

Заслушав и обсудив доклад заместителя министра А. Г. Асмолова, коллегия отмечает, что развитие практической психологии образования в значительной степени обусловило гуманизацию всей системы образования и привело к возникновению службы практической психологии образования в Российской Федерации.

Введение практической психологии в систему образования способствовало постановке и решению задач перехода от унифицированного образования– к вариативному образованию и от педагогики “знаний, умений и навыков” – к педагогике развития; переориентации сознания учителя от школоцентризма –к детоцентризму; формированию культуры обращения к психологу как к междисциплинарному специалисту в образовательных учреждениях; разработке развивающих, коррекционных и компенсаторных программ обучения в дошкольном, общем, дополнительном, начальном профессиональном и специальном образовании; экспертизе и проектированию развивающей среды.

Практическая психология содействовала переориентации образования на индивидуальное развитие личности, изменению общей образовательной ситуации в России. Логическим следствием этого процесса явилась организация основ службы практической психологии как сферы человековедения.

Служба практической психологии доказала свою эффективность в решении широкого спектра проблем: проектирование развивающего образа жизни личности, составление психологического портрета индивидуальности, оказание психологической помощи–при работе с семьей ребенка, обеспечение психологической поддержки при выборе жизненного пути и профессиональной карьеры, в том числе в процессе профессиональной адаптации, а также при выявлении причин отклонений в развитии личности, профилактике и коррекции подобных отклонений. Практический психолог содействует гармонизации социально-психологического климата в образовательных учреждениях.

Исходя из представленного анализа становления службы практической психологии образования в России коллегия постановила данное положение.

10. Проблема детского развития в истории отечественной психологии. Периодизация психического развития в детском возрасте - это самая важная проблема современной детской психологии. От возможных вариантов решения этой проблемы зависит то, чему мы будем учить и как мы будем воспитывать наших детей. Существующая сейчас система выделения периодов сложилась практическим путём. Она не имеет должных теоретических основ и поэтому не может дать верных ответов на некоторые очень важные вопросы.

Решить эту проблему, т. е. сформулировать принцип, по которому можно было бы выделить периоды в детском развитии пытались многие отечественные и зарубежные учёные. Наиболее уважаемыми психологами, занимающимися этой проблемой в нашей стране считаются Л. В. Выготский и П. П. Блонский. П. П. Блонский считал, что процессы психического развития изменяются с развитием человечества и может происходить появление новых периодов, не существовавших до этого. Также изменениям подвержены и темпы развития. Чем благоприятнее условия, тем выше темпы развития. Он считал, что детское развитие - это не процесс плавных преобразований, а резкое качественное изменение, происходящее в переломные периоды.

Л. С. Выготский поддерживает точку зрения Блонского и считает, что детское развитие - это постоянная смена критических и стабильных периодов в детском развитии. В своё время их идеи не нашли должной поддержки из-за того, что психологическая мысль была сосредоточена на теории "факторов развития". А. Н. Леонтьев и С. А. Рубенштейн нашли совершенно новый подход к проблеме психического развития с позиции роли деятельности в этом процессе. В связи с введением нового подхода возникла и новая периодизация детского развития. Было установлено и нам это достаточно легко понятно, что у человека всегда преобладает какой-либо один вид деятельности. По главенствующим видам деятельности и были выделены периоды; моменты смены одной деятельности на другую и являются переходами от периода к периоду. Экспериментально была выявлена зависимость психических процессов от мотивов и задач деятельности. Важное значение имеет не только сама деятельность, но и предметы, на которые эта деятельность направлена.

    11. Теория поля К. Левина. Применение

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.