12. Психическое развитие младших школьников в процессе учебной деятельности. Монито
Определяется важным внешним обстоятельством в жизни ребенка –поступлением в школу. Это переходный период, когда ребенок соединяет в себе черты дошкольного детства с особенностями школьника. Эти качества уживаются в его поведении в виде сложного и порой противоречивого состояния. Как и любое переходное состояние, младший школьный возраст богат скрытыми возможностями развития, которое важно своевременно улаживать и поддерживать. Основы многих психических качеств личности закладываются и культивируются в младшем школьном возрасте. Каждый период психического развития ребенка характеризуются основным. Ведущим видом деятельности (ВВД). Главным ВВД в младшем школьном возрасте становится учение, существенно изменяющее мотивы его поведения, открывающие новые источники развития его познавательных и нравственных сил. Процесс такой перестройки имеет несколько этапов: 1) Этап первоначального вхождения ребенком в новые условия школьной жизни. Здесь важны предчувствие и жеманность новизны школьной жизни, которые помогают ребенку быстро принять требования учителя. 2) Другая сторона внутренний позиции ребенка связана с общим положительным отношением к процессу усвоения знаний и умений. Таким образом, для первого этапа школьной жизни характерно то, что ребенок подчиняется новым требованиям учителя, регистрирующим его поведение в классе и дома, а также начинает интересоваться содержанием самих учебных предметов. Однако не все дети хорошо подготовлены к этому этапу, многие испытывают трудности.
Умственное развитие младшего школьника. МШВ содержит в себе значительный потенциал умственного развития детей. За первые 3-4 года учение в школе прогресс умственного развития детей бывает довольно заметным. От доминирования наглядно-действенного и элементарного образного мышления, от допонятийного уровня и бедного логического размышления шк-к поднимается до словестно-логического мышления на уровне конкретных понятий. В этом же возрасте достаточно хорошо раскрываются общие и специальные способности детей, позволяющие судить об их одаренности.
Комплексное развитие детского интеллекта в мл. шк. возр. идет в нескольких направлениях: усвоение и активное использование речи, как средства мышления; соединение и взаимообогощающее влияние друг на друга всех видов мышления: наглядно–действенного, сложно-логического, наглядно-образного.
13. Психологическая концепция учебной деятельности Д. В, Эльконина, В. Д. Давыдова. Структура учебной деятельности. Развивающее обучение.
Концепция учебной деятельности представляет собой систему частных и общих действий. Есть действия ориентированные (связаны) конкретным материалом; есть которые носят общий характер, которые применяются (как действия обобщения). Конц. –делается упор на каждый учебный предмет, каждая тема требует специфических учебных действий соответствующий усваиваемых понятий. (e. g. состав слова, состав предложения, пунктуация–эти объекты действия разные и учебный курс включает в себя очень много таких предметов).
Эльконин и Давыдов утверждают, что учебная деятельность должна воспроизводить культурные способы, включенные в этот процесс. Этих примеров много зафиксировано в научных способах. Ребенка необходимо приучить к научным способам действования. С чего начинается изучение азбуки? Звуковой анализ слова, потом они начинают осваивать соотнесение звучащих слов со словами написанными. Воспроизведение действий научного типа e. g. математика изучает не сложение, вычитание, как наука о методах измерения, численного описания предметов. Соответственно–эти новые действия для них должны быть мотивированы, целенаправленны. Проблемные ситуации, когда ребенок сталкивается с противоречивостью своих представлений. Освоение новых действий порождает психические новообразования (это МШВ– внутренний план действий, рефлексия) подростковый возраст –гипотетико-дедуктивное мышление (выдвижение предложения и их проверки). Поскольку новые типы позволяют ребенку усвоить новые культурные действия. Развивающее обучение –обучение системе знаний с учетом механизмов развития познавательных и других психологических процессов, а также механизмов усвоения знаний. Теория возникла в СССР в 60-х гг. не просто как идеал, а как практическая задача, требующая срочного решения. Идея РО началась с проблемы отсутствия преемственности институтов образования.
14. Основные виды психологического консультирования. Возрастно-психологическое консультирование.
Психологическое консультирование (ПК) –один из видов психологической помощи населению. Эта область связана с анализом причин и психологических механизмов различного рода трудностей, испытываемых людьми. Виды ПК можно выделять по разным показателям: 1) В ПК–анализирует трудности, особенности, связанные с детьми (в подростковом возрасте дети сами могут обращаться со своими проблемами. Дети младше подростков получают психотерапию (направление на изменение личностных особенностей личности). 2) Семейное и супружеское. 3) Профессиональное консультирование. Сейчас очень модно организ. конс. В нем консультируются, представители, организаций, предприятий. 4) Консультирование по поводу межличностных проблем. 5) Контактное или дистанционное (очное или заочное консультирование). Дистанционное– по телефону или через переписку (интернет).
Возрастно-психологическое консультирование (ВПК). Основой ВПК является возрастная психология. Проблемы с которыми сталкивается консультант–это проблемы нормального детства. Важно различать детей здоровых, но соц-но и пед-ки запущенных. 1-ая проблема –трудности, возникающее в общении детей (высокая тревожность, конфликты в семье, кризисные ситуации/болезнь ребенка, стресс, распад семьи). 2-ая проблема-контроль за развитием детей, профилактика его развития. Главная причина проблем - не учет школой и обществом закономерностей потребности возрастных этапов формирования личности и игнорирования индивидуальных особенностей детей.
Задачи консультирования: 1) общая задача –контроль за ходом психологического развития ребенка на основе представлений о возрастных нормах психического развития. Эта общая задача вызывает ряд частных: а) активная пропаганда психологических знаний; б) профилактика отклонений от нормального хода психического развития; в) выявление различных отклонений у детей с слабым соматическим и нервно-психическим здоровьем. – составление совместно с педагогом, психологом рекомендаций по коррекции. – составление рекомендаций по воспитанию детей в семье. –коррекционная работа в специальных службах. 3 подхода по консультированию: 1) работа с родителями, повышение их социально-психологической компетентности, навыков решения конфликтных ситуаций, общения. 2) Работа с семьей, как единым целым; диагностика внутрисемейных ситуаций. 3) Работа с ребенком. 15. Диагностика учебной деятельности подростков и старших школьников. Критериально-ориентировнная диагностика КОД. Диагностика сформированности учебных действий. Диагностика причин неуспеваемости школьников. КОД –это диагностика, ориентированная на критерий, связанный с содержанием деятельности, либо это сравнение ученика с самим собой, либо с группой. Приход ребенка в школу предполагает, что ребенок должен научиться читать за 0. 5 года. Для этой диагностики мы выделяем действия, которые должен делать ученик (задачи в несколько действий). Школьный тест умственного развития– это пример КОД. Задача диагностики неуспеваемости –найти причину: Какие психологические явления, особенности связанны с неуспеваемостью => выбирать методики. Причины неуспеваемости распространяются в 3-ч сферах: 1) познавательные процессы и организация учебной деятельности. 2) мотивационно-эмоциональная. 3) межличностные отношения (с учителем, между учениками). Если ученик не успевает налаживать контакт с классом, выявляем углубленно-диагностическую сферу. КОД ориентирована на критерии, сравниваемые с требованиями деятельности. Учебные действия в каждом классе ученик должен выполнять определенные учебные действия. Выяснение: - психологических компонентов и структуры (ШТУР)– это все действия. – большой объем наук. – самостоятельность. Диагностика неуспеваемости. Найти именно ту причину которая влияет на успеваемость школьников (какие психологические особенности ученика связаны с его неуспеваемостью): познавательных процессов и организации учебной деятельности, - мотивация учебной деятельности, - межличностных отношений. Затем установить возможности устранения этой причины. 16. Теория развития интеллекта Ж. Пиаже.
Пиаже в 20-е годы. Он рассматривал психику с т. з. логического описания системы процессов действия, из которого состоят психические процессы. По Пиаже развитие начинается с сенсомоторного интеллекта. Действия и восприятия представляют собой первый уровень развития (e. g. Если я вижу какой-либо предмет, то я должен поднять это куда? – Логика). Он считал –это овладение обратимостью операций. Действия, могут быть выполнены и в обратном порядке. Такое простое описание, не проявляется в реальности, действиях детей. Они не учитывают возможности возраста. Эта система– представляет интеллект по Пиаже. Функцией психики по Пиаже является поддержание психики, во взаимодействии со средой. Приспособление психики к влиянию со средой (например: Ученики должны сначала усвоить какой-то материал, а потом применить к различным ситуациям). Создателем наиболее глубокой и влиятельной теории развития интеллекта стал швейцарец Ж. Пиаже. Он преобразовал основные понятия других школ: бихевиоризма (взамен понятия о реакции он выдвинул понятие об операции), гештальтизма (гештальт уступил место понятию о структуре). Свои новые теоретические представления Пиаже строил на прочном эмпирическом фундаменте– на материале развития мышления и речи у ребенка. В работах начала 20-х годов “Речь и мышление ребенка”, “Суждение и умозаключение у ребенка”, используя метод беседы (Отчего движутся облака, вода? ) Сделал вывод о том, что если взрослый размышляет социально (т. е. мысленно обращаясь к другим людям) даже тогда когда он остается один, то ребенок размышляет эгоистично, даже когда находятся в обществе других.
Принцип эгоцентризма царит над мыслью дошкольника. Он сосредоточен на своей позиции и не способен встать на позицию другого.
Стадии развития детской мысли: 1) мысль сдерживается в предмет. действиях (до 2-х лет). 2) интериорезация–действие ума (2-7). 3) (7-11) возникают конкретные операции. 4) (11-15) формальные операции, когда мысль ребенка способна строить логически обоснованные гипотезы, из которых делаются дедуктивные умозаключения. Развитие системы психических действий от одной стадии к другой – такой представил Пиаже картину сознания.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6