Рефераты. Психология и педагогика - (контрольная)

Психология и педагогика - (контрольная)

Дата добавления: март 2006г.

Санкт-Петербургская государственная инженерно экономическая академия Заочное отделение

    Контрольная работа по дисциплине
    "Психология и педагогика"
    Санкт-Петербург
    2001
    Содержание

Основные этапы развития психологии.................................................................................стр. 3

    Школы

психологии............................................................................................................................... стр. 6

    Активность личности

Мотивация как проявление потребностей личности.............................................стр. 8

    Ощущение. Физиологические основы ощущений.
    Классификация

ощущений............................................................................................................стр. 10

Цели и мотивы деятельности.................................................................................................... стр. 12

    Структура общения. Три стороны общения:
    коммуникативная, интерактивная,

перцептивная...................................................стр. 14

    Цели образования и воспитания
    Задачи

педагогики.................................................................................................................................стр. 17

    Цели и принципы воспитания.

Задачи и методы воспитательного действия................................................................ стр. 19

Познание и творчество как основные типы творческого труда..................стр. 22

Групповые и личностные нормы поведения в семье........................................... стр. 24

Литература................................................................................................................................................. стр. 26

    Основные этапы развития психологии

Человек с древнейших времен пытался осознать свою сущность, понять причины, почему с ним происходят те или иные события, почему он ведет себя так, а не иначе, а также понять причины поступков окружающих.

Термин “психология” в переводе с греческого языка означает “наука о душе”. Эта наука зародилась в недрах философской мысли. Еще философы Древней Греции задавались вопросами о душе.

Новая эпоха, как в философской, так и психологической мысли начинается с развитием в 17-м веке материалистического естествознания.

Особое место в истории психологии принадлежит Р. Декарту, идеи которого оказали особенно большое влияние на дальнейшую судьбу науки. От Декарта ведут свое начало важнейшие тенденции, раскрывающиеся в дальнейшем развитии психологии. Декарт вводит два понятия: понятиерефлекса – с одной стороны, современное интроспективное понятие сознания –с другой. Каждое из этих понятий отражает одну из вступающих затем в антагонизм тенденций, которые сочетаются в системе Декарта.

Декарт стремится подойти к изучению страстей человека, отбрасывая религиозно-моральные предрассудки и представления. Он подходит к изучению аффективных состояний человека так же, как к изучению материальных природных явлений. Этим Декарт закладывает основы натуралистического направления в психологии. Несмотря на подход к аффективной стороне человеческого поведения, Декарт в своем учении противопоставляет душу и тело. Он признает существование двух различных субстанций: материя – это протяженная субстанция и при этом не мыслящая, душасубстанция не протяженная и мыслящая. Душа и тело противостоят друг другу как независимые субстанции. Это противопоставление души и тела, психического и физического, становится в дальнейшем камнем преткновения и сложнейшей проблемой в философской мысли. Раздвоение физического и духовного после Р. Декарта приводит к борьбе мировоззрений, к созданию двух противоположных направлений в области мысли. Это, с одной стороны, натурализм –представители которого пытаются свести психическое к физическому, духовное к материальному; иидеализм, с другой. Идеалисты материальное отождествляют с духовным, физическое с психическим.

Идеалистические тенденции Декарта получают свое дальнейшее развитие у Г. Лейбница. Представление о замкнутом в себе мире сознания превращается у Лейбница в общий принцип бытия. В центре психологической системы Лейбница стоит понятиеапперцепции. У Лейбница в его бесконечно малых перцепциях, существующих помимо сознания и рефлексии, впервые намечается понятие бессознательного.

Материалистическая тенденция в идеях Декарта получает свое продолжение в работах французских материалистов 18 века (Э. Леруа, Ж. Кабанис). Механистический материализм декартовской натурфилософии сочетается с английским сенсуалистическим материализмом Дж. Локка. Английский материализм, родоначальником которого является Ф. Бэкон, выдвигает два основных принципа, оказавших существенно влияние на развитие психологии:

Принцип сенсуализма. Сенсуализм –чувственный опыт, рассматриваемый английскими материалистами как единственный источник познания.

Принцип атомизма. Согласно этому принципу задача научного познания психических явлений заключается в том, чтобы разложить все сложные элементы на атомы.

Умозрительному методу рационалистической философии английский эмпиризм противопоставляет опыт. Новые формы производства и развитие техники требуют не метафизических умозрений, а знания природы.

Идеи Ф. Бэкона систематизирует Т. Гоббс, который развивает сенсуалистическое и материалистическое учение о психике. Т. Гоббс ощущение признает свойством материи

Дальнейшее развитие и непосредственное применение к психологии принципы эмпирической психологии получают в работах Дж. Локка. Наряду с ощущением источником познания внешнего мира Дж. Локк признает"внутреннее чувство", или рефлексию, отражающую в нашем сознании его же собственную деятельность. У Локка оформляются основы новой"эмпирической психологии". Эмпирическая психология определяется как наука о явлениях сознания, непосредственно данных во внутреннем опыте. По Локку предметом психологии является внутренний опыт, который познается путем рефлексии, путем отражения нашего внутреннего мира в себе самом. Локк по существу устанавливает интроспекцию как специфический путь психологического познания. Второй из двух основных принципов английского сенсуалистического материализма, принцип атомизма, получает свою реализацию в учение об ассоциациях. Основоположниками ассоциативного направления в психологии являются Д. Юм и Д. Гартли. Гартли закладывает основы ассоциативной теории на базе материализма. Его ученик и продолжатель Дж. Пристли провозглашает обусловленность всех психических явлений колебаниями мозга и рассматривает психологию как часть физиологии.

У Д. Юма развитие идеи ассоциативной психологии идет на основе феноменалистической концепции. Д. Юм вводит в качестве основного принципа психологии ассоциацию, как своего рода притяжение представлений, устанавливающее между ними внешние механические связи. Все сложные образования сознания, включая и сознание своего "Я", а также объекты внешнего мира являются лишь "пучками сознания", объединенных между собой внешними связями–ассоциациями. Законы ассоциаций объясняют движение представлений, течение психических процессов и возникновение из элементов всех сложных образований сознания.

До середины 19-го века, психология не являлась самостоятельной наукой, а была только частью философии. Методологические предпосылки для оформления психологии как науки подготовили в философии главным образом те течения, которые провозгласили в отношении познания психологических явлений необходимость поворота от умозрительных знаний к опытным. Так же ко времени становления психологии как самостоятельной науки было накоплено достаточное количество работ в области физиологии нервной системы, подготовивших естественнонаучную базу к становлению экспериментальной психологии (Ч. Белла, показавшего наличие различных чувствующих и двигательных нервов и установившего основные законы проводимости; И. Мюллера, Э. Дюбуа-Реймона, Г. Гельмгольца, подвергших измерению проведение возбуждения по нерву. Физиологи создали ряд капитальных трудов, посвященных общим закономерностям чувствительности и работе различных органов чувств. Особенное значение для развития экспериментальной психологии приобрели исследования Э. Г. Вебера, посвященные вопросу об отношении между приростом раздражения и ощущением.

Результаты всех этих исследований объединил, отчасти развил и систематизировал В. Вундт в труде "Основы физиологической психологии" (1874). Он собрал и усовершенствовал в целях психологического исследования методы, первоначально выработанные физиологами.

Официально датой становления психологии как самостоятельной науки считается 1879 год, когда В. Вундт организует в Лейпциге лаборатории физиологической психологии, преобразованную в конце 80-х годов 19 в. в Институт экспериментальной психологии. Первые экспериментальные работы Вундта и его учеников были посвящены психофизиологии ощущений, скорости простых двигательных реакций, выразительным движениям и т. д.

Экспериментальная работа стала углубляться и шириться. Лаборатории экспериментальной психологии стали создаваться во всех странах мира. В дальнейшем огромное влияние на развитие психологии оказало создание эволюционной теории, которая, прежде всего, привела к появлению и развитию зоопсихологии. Принцип развития, поставленный в эволюционной теории во главу угла, проник и в психологию, положив начало психологическим исследованиям в области онтогенеза. В связи с этим во 2-й половине 19 в. начинается развитие в новой области психологии– психологии ребенка.

Наряду с развитием экспериментальной психологии и расцветом различных отраслей генетической психологии начинается развитие прикладной психологии.

    Школы психологии

Со времени становления психологии как самостоятельной науки начинается ее собственная история. Развитие психологическое науки идет по различным направлениям.

Структурализм. Э. Титченер. Главной задачей представители этой школы, являющейся прямой наследницей экспериментальной психологии В. Вундта, считали экспериментальное исследование структуры сознания. Понятие структуры предполагает элементы и их связь, поэтому усилия школы были направлены на поиск исходных ингредиентов психики и способов их структурирования. Психологию Э. Титченер трактовал как науку об опыте, зависящем от испытывающего его субъекта. В психической материи Э Титченер выделяет три категории: ощущение, образ и чувство. Никаких "надстроек" над этими категориями Титченер не признавал.

Вюрцбургская школа. Изначально представители Вюрцбургской школы были последователями экспериментальной психологии В. Вундта. В дальнейшем вюрцбургская школа стала переносить акцент с эффектов поведения испытуемого (представлений в виде ощущений, образов и т. р. ) на производимые им действия. Вюрцбургская школа представляет следующую модель сознания:

раздражитель состояние испытуемого перед реакция восприятием раздражителя

К важным достижениям вюрцбургской школы можно отнести то, что изучение мышления стало приобретатьпсихологические контуры. Вюрцбургская школа вводила в психологическое мышление новые переменные: установку, возникающую при при принятии задачи; задачу (цель), от которой исходят детерминирующие тенденции; процесс как смену поисковых операций; несенсорные компоненты в составе сознания.

К вюрцбургской школе принадлежали следующие ученые: К. Марбе, И. Орт, А. Майлер, Г. Уотт, А. Мессер, Н. Ах, К. Бюлер, О. Зельц.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.