Рефераты. Психология и педагогика - (контрольная)

p>Деятельность –это активное взаимодействие с окружающей средой, в ходе которого живое существо выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяющий таким образом свои потребности.

Анализ структуры как материальной, так и духовной деятельности обнаруживает следующие составные элементы, составляющие ее примерное содержание: мотивы, побуждающие субъект к деятельности, и цели – результаты, на достижение которых направлена деятельность, а также средства, с помощью которых деятельность осуществляется. В соответствии с этим в самом процессе взаимодействия субъекта с действительностью выделяются определенным образом мотивированная деятельность в целом, входящие в ее состав целенаправленные действия и, наконец, автоматизированные компоненты этих действий - операции, обеспечивающие использование имеющихся средств, и условия для достижения необходимого результата.

Как показали исследования российских психологов (А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, А. А. Смирнова и др. ), протекание и развитие различных психических процессов существенно зависят от содержания и структуры деятельности, от ее мотивов, целей и средств.

Деятельность человека на всех этапах исторического развития человечества осуществляется сознательными действиями, в которых совершается переход целей в объективные продукты, и подчиняется побуждающим ее мотивам. В ходе исторического развития человека изменяются содержание и технические средства деятельности, что определяет и формирование его сознания.

Для человека осознание и достижение им конкретных целей, овладение средствами и операциями действий есть способ утверждения его жизни, удовлетворения и развития его материальных и духовных потребностей, реализованных в мотивах его деятельности. Функция мотивов состоит в том, что они как бы оценивают жизненное значение для субъекта объективных обстоятельств и его действий в этих обстоятельствах, придают им личностный смысл, который и создает пристрастность человеческого сознания.

В индивидуальном сознании значения возвращаются к чувственно данной человеку реальности мира. Другим обстоятельством, превращающим значения в психологическую категорию, является то, что, функционируя в системе индивидуального сознания, значения реализуют не самих себя, а движение воплощающего в них личностного смысла.

Воплощения смысла в значениях –это глубоко интимный, психически содержательный процесс. Научная психология знает этот процесс только в его частичных выражениях: в явлениях рационализации людьми их действительных побуждений, в переживании муки в процессе перехода от мысли к слову.

Проведенные исследования российских ученых (Гальперин и др. ) обнаружили, что на основе внешних материальных действий путем их последовательных изменений и сокращений формируются внутренние, идеальные действия, совершаемые в умственном плане и обеспечивающие человеку всестороннюю ориентировку в окружающем мире.

    Структура общения.

Три стороны общения: коммуникативная, интерактивная, перцептивная

Общение –это взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного характера. Обычно общение включено в практическое взаимодействие людей (совместный труд, учение, коллективная игра и т. п. ), , обеспечивая планирование, осуществление и контролирование их деятельности.

Общение –сложное явление. И для того, чтобы был возможен анализ каждого элемента, необходимо обозначить его структуру:

    Общение
    Коммуникация Интеракция Социальная перцепция

Коммуникативная сторона общениясостоит в обмене информацией между общающимися индивидами. В коммуникативном процессе информация не только передается, но и формируется, уточняется, развивается. В коммуникативном процессе происходит не простое движение информации, а обмен ею Суть коммуникативного процесса–совместное постижение людьми информации, а не только простое информирование друг друга. В процессе коммуникации люди влияют друг на друга посредством знаковой системы. Коммуникативное влияние как результат обмена информацией возможно лишь тогда, когда люди общаются с помощью единой системы значений. В коммуникативном общении могут возникать барьеры, которые связаны с наличием у людей социальных, политических, религиозных, профессиональных и др. различий, которые не только порождают разную интерпретацию одних и тех же понятий, но и вообще различное мироощущение, мировоззрение, миропонимание. Передача любой информации возможна лишь при наличии знаковых систем, с помощью которых она передается. Существует несколько знаковых систем, используемых в коммуникативном процессе:

человеческая речь (вербальная коммуникация) –естественный звуковой язык, т. е. система фонетических знаков. При помощи речи осуществляется кодирование и декодирование информации. Кодирование осуществляет коммуникатор (сообщающий информацию), а декодирование– реципиент (принимающий информацию); оптико-кинетическая система. Включает в себя жесты, мимику, пантомимику; паралингвистическая система - качество голоса и тональность, и экстралингвистическая – включение в речь пауз, темп речи; организация пространства и времени коммуникативного процесса; контакт глаз.

Интерактивная сторона общениязаключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, то есть между ними происходит обмен не только знаниями и идеями, но и действиями, реальными актами.

В ходе взаимодействия для участников важно не только обменяться информацией, но и организовать обмен действиями, спланировать общую деятельность. В социальной психологии существует несколько различных попыток структурировать взаимодействие. Это транзактный анализ Э. Берн, предполагающий наличие в структуре личности 3-х подструктур: Родитель, Взрослый и Ребенок; теория Парсонса, подход польского социолога Я. Щепаньского.

    Существует следующие типы взаимодействия:
    кооперация – необходимый элемент совместной деятельности;

конкуренция, приводящая к конфликтам, которые подразделяются на конфликты продуктивные и деструктивные.

Перцептивная сторона общенияозначает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на основе взаимопонимания. Само взаимопонимание может быть истолковано может быть истолковано по-разному: или как понимание целей, мотивов, установок партнера по взаимодействию, или как не только понимание, но и принятие. И в том и в другом случае имеет большое значение тот факт, как воспринимается партнер по общению

Так как человек вступает в общение как личность, то он и воспринимается партнером по общению как личность. На основе внешней стороны поведение мы как бы расшифровываем человека. При этом возникают впечатления, играющие весьма важную роль в процессе общения.

Представление о другом человеке тесно связано с уровнем собственного самосознания человека. Эта связь двухсторонняя: чем более богато представление человека о самом себе, тем более богат и мир его восприятия других людей. Вместе с тем, познавая другого человека, обогащается и собственное самосознание личности.

Люди не просто воспринимают друг друга, но также и формируют отношение к воспринимаемому партнеру по общению. Область исследований, связанных с выявлением механизмов различных эмоциональных отношений к воспринимаемому человеку, получила название исследованияаттракции. Аттракция –это и процесс формирования привлекательности какого-то человека для воспринимающего и продукт этого процесса. Аттракцию можно рассматривать как особый вид социальной установки на другого человека, в котором преобладает эмоциональный компонент.

Для того, чтобы понять, как личность включена в процессы общения, что она в них вносит, необходимо проследить, как конкретно раскрываются процессы общения в различных группах, то есть в условиях различной по содержанию деятельности. Общение– процесс многосторонний и важный для каждого из членов социума.

    Цели образования и воспитания
    Задачи педагогики

Педагогика –это наука о воспитании подрастающих поколений. Само слово "педагогика" имеет несколько значений. Под ним подразумевают не только педагогическую науку, но и педагогику как искусство, педагогику как систему деятельности, проектирующуюся в учебных материалах, методиках, рекомендациях, установках. Также педагогику определяют как науку, изучающую особую, социально и личностно детерминированную деятельность по приобщению человеческих существ к жизни общества. К этой деятельности относится воспитание.

Воспитание в педагогике понимают как деятельность, направленную на передачу общественно-исторического опыта новым поколениям с целью подготовки их к общественной жизни и производительному труду. Цель воспитания–ключевая категория в педагогической науке. Осознанная цель задает импульс к деятельности. Без цели не существует деятельности. Цель воспитания непосредственно связана с мотивами воспитания. Этими мотивами являются: забота о счастье ребенка, входящего в этот сложный противоречивый мир, о его будущем, научно-педагогический интерес воспитателя.

С воспитанием непосредственно связано и образование, т. е. совокупность систематизированных знаний, умений и навыков, взглядов и убеждений, а также определенный уровень развития познавательных сил и практической подготовки, достигнутые в результате учебно-воспитательной работы. Образование является одним из аспектов воспитания и играет важную роль в становлении человека. Образование направлено на формирование у учащихся ценностных отношений, развитие его навыков и способностей для дальнейшей продуктивной жизнедеятельности.

Задачи в психологической науке делятся на постоянные и временные. К постоянным задачам относитсявскрытие закономерностейв областях воспитания, образования, обучения, управления образовательными и воспитательными системами. Закономерности в педагогике трактуются как связи между преднамеренно созданными или объективно существующими условиями и достигнутыми результатами. В качестве результатов выступает обученность, воспитанность, развитость личности в конкретных ее параметрах. Различают связи закономерные и каузальные. Закономерными связями являются связи, удовлетворяющие некоторым требованиям, к которым относятся: требование объективности связи, т. е. ее независимости настроения, вкусов участников педагогического взаимодействия;

    причинно-следственный характер связи;

всеобщность –т. е. проявление их в работе любого учителя, который следует предписаниям данной методики;

повторяемость – способность связи воспроизводиться в аналогичных ситуациях. В число постоянных задач педагогики входит также изучение и обобщение практики, опыта педагогической деятельности. Профессиональная образовательная работа по существу всегда творческая. Непрерывное накопление рациональных средств эффективного влияния на учащихся– неотъемлемая черта любого педагога-практика. Важнейшее место в педагогике занимают задачи разработки новыхметодов, средств, форм, систем обучения, воспитания, управления образовательными структурами; прогнозирование образования на ближайшее и отдаленное будущее. Среди сравнительно новых задач педагогики, возникших в последние десятилетия, называют задачувнедрения результатов исследований в практику. К классу временных в педагогике относится богатый и разнообразный диапазон задач. Их число, масштабы, сложности, наукоемкость, непредсказуемость, острота, отражают необозримое богатство педагогической действительности. Возникновение их диктуется потребностями практики и самой науки. Многие из них не поддаются предвидению. Примерами временных задач могут быть такие, как создание библиотек электронных учебников, разработка стандартов педагогического профессионализма, выявление типичных стрессов в работе учителей, создание дидактических основ обучения хворающих школьников, разработка тестов уровней педагогического мастерства, выявление факторов выбора школьниками профессии, анализ природы типовых конфликтов в отношениях учитель-ученик. Даже такие микромасштабные задачи, как, например, анализ причин возникновения познавательной лености у студентов, природа стимулов учебной активности будущих учителей и бесчисленное множество других.

    Цели и принципы воспитания.
    Задачи и методы воспитательного действия

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.