Рефераты. Психология конфликтов - (диплом)

p>Социальный психолог В. И. Курбатов (Ростов-на-Дону) предлагает другие подходы к классификации конфликтов:

    внешний — конфронтация между субъектами;

внутренний — конфронтация мотивов, намерений, целей субъекта; конфликт выбора — затруднение выбора одной из двух равных целей; конфликт выбора наименьшего зла —затруднение выбора между вариантами, каждый из которых в равной степени нежелателен;

    групповой — между группами людей;

коммуникативный —результат речевого противостояния, являющийся следствием барьеров понимания установки первого впечатления;

    мотивационный — между потребностями и намерениями;
    открытый — борьба с целью нанесения ущерба противнику;

скрытый — неявное противостояние, напряженные взаимоотношения; конфликт потребностей —разновидность мотивационного, связанного с тем что человек хочет достичь противоречивые цели;

конфликт потребности и социальной нормы — между побудительными личными мотивами и запретительными общими императивами; статусный — конфронтация, определяемая статусом, положением и ролью участников; целевой — конфронтация по поводу достижения определенной цели; и т. д.

    Основные виды социальных конфликтов.

По проблемам классификации социальных конфликтов среди исследователей нет единой точки зрения. Думается, можно присоединиться в В. И. Сперанскому, который предлагает определять основные виды конфликтов в зависимости от того, что берется за основание классификации.

Если за основание берутся особенности сторон, то можно выделить: межличностные;

    между личностью и группой;
    внутригрупповые;
    между малыми и большими социальными общностями;
    межэтнические;
    межгосударственные.

В зависимости от мотивации конфликта выделяют три блока социальных конфликтов: конфликты, возникающие в связи с распределение властных полномочий и позиций; конфликты по поводу материальных ресурсов;

конфликты по поводу ценностей важнейших, жизненных установок. Таким образом, классификация конфликтов —метод познания, заключающийся в объединении их в группы на основе какого-либо признака. Базисная типология конфликтов позволяет определить в нем наиболее общие структурные единицы.

В принципе, в основе классификации может лежать любой признак конфликта. Если за основу берется характеристика, присущая всем конфликтам, то классификация называется общей. В противном случае она будет частной.

    Базисная классификация конфликтов
    Конфликты
    Конфликты с участием человека
    Зооконфликты
    Социальные
    Внутри личностные
    межличностные (между личностью и группой)
    между малыми социальными группами;
    между средними социальными группами;
    между большими социальными группами
    между хочу и не хочу;
    между могу и не могу;
    между хочу и не могу
    между нужно и не нужно
    между хочу и нужно;
    между нужно и не могу
    интропсихические
    Между двумя животными;
    Между животным и группой;
    Между группами животных
    Между отдельными государст
    вами
    Между коалициями государства
    Глава VI. Копинг — стратегии поведения

Конфликтологи выделяют три шкалы, содержащие утверждения, отражающие основы преодоления конфликтных ситуациях в трех плоскостях копинг-стратегии поведения:

в поведенческой сфере (8 вариантов поведенческих стратегий); в когнитивной сфере (10 вариантов когнитивных стратегий);

в эмоциональной сфере (8 вариантов эмоциональных стратегий). Виды копинг-стратегий поведения распределяются по трем основным группам с учетом степени их адаптивных возможностей:

    адаптивные;
    относительно адаптивные;
    неадаптивные.

К адаптивным вариантам копинг-стратегии поведения в поведенческой сфере относятся сотрудничество, обращение и альтруизм. Эти проявления отражают такое поведение личности, при котором она вступает в ближайшем социальном окружении или сама предлагает ее людям для преодоления трудностей.

В когнитивной сфере адаптивными вариантами являются проблемный анализ, установка собственной ценности, сознание самообладания. Это формы поведения, направленные на анализ возникших трудностей и возможных путей выхода из них, повышение самооценки и самоконтроля, более глубокое осознание собственной ценности как личности, наличие веры в собственные ресурсы в преодолении трудных ситуаций.

В эмоциональной сфере вариантами являются протест, оптимизм, отражающие эмоциональное состояние с активным возмущением и протестом по отношению к трудностям и уверенностью в наличии выхода в любой, даже самой сложной ситуации.

К неадаптивным вариантам копинг-стратегий поведения относятся: в поведенческой среде —активное избегание, отступление, которые предполагают поведение, обуславливающее избегание мыслей о неприятностях, пассивность, уединение, изоляцию, стремление уйти от активных интерперсональных контактов, отказ от решения проблемы;

в когнитивной сфере это смирение, растерянность, диссимиляция, игнорирование —пассивные формы поведения отказом от преодоления трудностей из-за неверия в собственные силы и интеллектуальные ресурсы, с умышленной недооценкой неприятностей;

в эмоциональной сфере это подавление эмоций, покорность, самообвинение, агрессивность—варианты поведения, характеризующиеся подавленным состоянием безнадежности, покорности, переживание злости и возложение вины на себя и других. К относительно адаптивным вариантам копинг-стратегии поведения, конструктивность которых зависит от значимости и выраженности ситуации преодоления, относятся:

в поведенческой сфере — компенсация, отвлечение, конструктивность —формы поведения, характеризующиеся стремлением к временному отказу от решения проблем с помощью алкоголя, лекарственных средств, погружения в любимое дело, путешествия, с помощью исполнения своих заветных желаний;

в когнитивной сфере — относительность, придача смысла, религиозность —формы поведения, направленные на оценку трудностей в сравнении с другими, придание особого смысла их преодолении, на веру в Бога и стойкость в вере при столкновении со сложными проблемами;

в эмоциональной сфере — эмоциональная разгрузка, пассивная кооперация —поведение, которое направлено на снятие напряжения, связанного с проблемами, эмоциональным отреагированием, либо на передачу ответственности по разрешению трудностей другим лицам.

Ниже предлагается текст опросника (модифицированной инструкции) для выявления у исследуемых их копинг-стратегий поведения. Это те варианты копинг-стратегий индивидуального поведения, с помощью которых исследуемые разрешают трудности, выходят из конфликтных ситуаций и защищаются в этих ситуациях. Модифицированная инструкция копинг-стратегий поведения.

    В поведенческой сфере.
    П-1. Отвлечение.

“Я погружаюсь в любимое дело, стараюсь забыть о своих проблемах”. П-2. Альтруизм.

“Я стараюсь помочь людям, и в заботах о них забываю свои горести”. П-3. Активное избегание.

“Стараюсь не думать, всячески избегаю думать о своих неприятностях”. П-4. Компенсация.

“Стараюсь отвлечься и расслабиться (с помощью алкоголя, успокоительных средств, вкусной еды, теле-, видео-, аудеотехники и т. п. ).

    П-5. Конструктивная активность.

“Чтобы пережить трудности, я берусь за осуществление своей давней мечты”. П-6. Отступление.

    “Я изолируюсь, стараюсь остаться наедине с собой”.
    П-7. Сотрудничество.

“Я использую сотрудничество со значимыми для меня людьми в целях преодоления трудностей”

    П-8. Обращение.
    “Я обычно ищу людей, способных помочь мне советом”.
    В когнитивной сфере.
    К-1. Игнорирование.

“Говорю себе: в данный момент есть что-то важнее, чем эти трудности” К-2. Смирение.

    “Говорю себе: это судьба, с этим нужно смириться”.
    К-3. Диссимуляция.

“Это несущественные трудности, не все так плохо, в основном все хорошо”. К-4. Сохранение апломба.

“Я не теряю самообладания и контроля над собой в тяжелые минуты и стараюсь никому не показывать своего истинного состояния”.

    К-5. Проблемный анализ.

“Я старюсь проанализировать, все взвесить и объяснить себе, что же случилось”. К-6. Относительность.

“Я говорю себе: по сравнению с проблемами других людей мои — это пустяк”. К-7. Религиозность.

    “Если что-то случиться, то так угодно Богу”.
    К-8. Растерянность.

“Я не знаю, что делать, и мне временами кажется, что мне не выпутаться из этих трудностей”.

    К-9. Придавание смысла.

“Я придаю своим трудностям особой смысл, преодолевая их, я совершенствую себя”. К-10. Установление собственной цены.

“В данное время я полностью не могу справиться с этими трудностями, но со временем смогу справиться с ними не более сложными, как это происходило ранее”. В эмоциональной сфере.

    Э-1. Протест.

“Я всегда глубоко возмущен несправедливостью судьбы ко мне и протестую”. Э-2. Эмоциональная разгрузка.

    “Я впадаю в отчаянье, я рыдаю и плачу”.
    Э-3. Подавление эмоций.
    “Я подавляю эмоции и прячу их в себе”.
    Э-4. Оптимизм.

“Я всегда уверен, что выход из трудной ситуации есть всегда, и ищу его”. Э-5. Пассивная кооперация.

“Я доверяю преодоление трудностей другим людям, которых готовы помочь мне”. Э-6. Покорность.

    “Я впадаю в состояние безнадежности”.
    Э-7. Самообвинение.

“Я считаю себя виновным в происходящем и потому получаю по заслугам”. Э-8. Агрессивность.

“Я впадаю в бешенство, становлюсь агрессивным, так как не в состоянии решить проблему”.

Таким образом, подводя итог сказанному о копинг-стратегиях поведения в конфликтной ситуации, хотелось бы отметить, во-первых, связь копинг-стратегий со стилями поведения личности во внешнем конфликте, во-вторых, копинг-стратегии поведения является основой психологических защит в конфликтной ситуации, в-третьих, коринг-стратегии во многом зависят от основных психологических типов личности.

Следует также отметить, сто методика применения копинг-стратегий помогает исследовать психологические и социальные особенности личности в конфликтных ситуациях, особенности, которые важны при решении, при нахождении выхода из конфликтной ситуации. Эта методика позволяет решить многие психологические проблемы студентов, позволяет разобраться в себе и помогает изменить свое поведение, свои действия и свои мотивации во многих трудных ситуациях. Данные методики могут пригодиться не только самим исследуемым, но и преподавателям, работающими со студентами, для более свободного установления контакта с обучаемыми, для предупреждения спорных ситуаций, часто возникающих в парадигме преподаватель-студент, а также для того, чтобы эти спорные ситуации не переросли в конфликт.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.