внутренний — конфронтация мотивов, намерений, целей субъекта; конфликт выбора — затруднение выбора одной из двух равных целей; конфликт выбора наименьшего зла —затруднение выбора между вариантами, каждый из которых в равной степени нежелателен; групповой — между группами людей;
коммуникативный —результат речевого противостояния, являющийся следствием барьеров понимания установки первого впечатления; мотивационный — между потребностями и намерениями; открытый — борьба с целью нанесения ущерба противнику;
скрытый — неявное противостояние, напряженные взаимоотношения; конфликт потребностей —разновидность мотивационного, связанного с тем что человек хочет достичь противоречивые цели;
конфликт потребности и социальной нормы — между побудительными личными мотивами и запретительными общими императивами; статусный — конфронтация, определяемая статусом, положением и ролью участников; целевой — конфронтация по поводу достижения определенной цели; и т. д. Основные виды социальных конфликтов.
По проблемам классификации социальных конфликтов среди исследователей нет единой точки зрения. Думается, можно присоединиться в В. И. Сперанскому, который предлагает определять основные виды конфликтов в зависимости от того, что берется за основание классификации.
Если за основание берутся особенности сторон, то можно выделить: межличностные; между личностью и группой; внутригрупповые; между малыми и большими социальными общностями; межэтнические; межгосударственные.
В зависимости от мотивации конфликта выделяют три блока социальных конфликтов: конфликты, возникающие в связи с распределение властных полномочий и позиций; конфликты по поводу материальных ресурсов;
конфликты по поводу ценностей важнейших, жизненных установок. Таким образом, классификация конфликтов —метод познания, заключающийся в объединении их в группы на основе какого-либо признака. Базисная типология конфликтов позволяет определить в нем наиболее общие структурные единицы.
В принципе, в основе классификации может лежать любой признак конфликта. Если за основу берется характеристика, присущая всем конфликтам, то классификация называется общей. В противном случае она будет частной. Базисная классификация конфликтов Конфликты Конфликты с участием человека Зооконфликты Социальные Внутри личностные межличностные (между личностью и группой) между малыми социальными группами; между средними социальными группами; между большими социальными группами между хочу и не хочу; между могу и не могу; между хочу и не могу между нужно и не нужно между хочу и нужно; между нужно и не могу интропсихические Между двумя животными; Между животным и группой; Между группами животных Между отдельными государст вами Между коалициями государства Глава VI. Копинг — стратегии поведения
Конфликтологи выделяют три шкалы, содержащие утверждения, отражающие основы преодоления конфликтных ситуациях в трех плоскостях копинг-стратегии поведения:
в поведенческой сфере (8 вариантов поведенческих стратегий); в когнитивной сфере (10 вариантов когнитивных стратегий);
в эмоциональной сфере (8 вариантов эмоциональных стратегий). Виды копинг-стратегий поведения распределяются по трем основным группам с учетом степени их адаптивных возможностей: адаптивные; относительно адаптивные; неадаптивные.
К адаптивным вариантам копинг-стратегии поведения в поведенческой сфере относятся сотрудничество, обращение и альтруизм. Эти проявления отражают такое поведение личности, при котором она вступает в ближайшем социальном окружении или сама предлагает ее людям для преодоления трудностей.
В когнитивной сфере адаптивными вариантами являются проблемный анализ, установка собственной ценности, сознание самообладания. Это формы поведения, направленные на анализ возникших трудностей и возможных путей выхода из них, повышение самооценки и самоконтроля, более глубокое осознание собственной ценности как личности, наличие веры в собственные ресурсы в преодолении трудных ситуаций.
В эмоциональной сфере вариантами являются протест, оптимизм, отражающие эмоциональное состояние с активным возмущением и протестом по отношению к трудностям и уверенностью в наличии выхода в любой, даже самой сложной ситуации.
К неадаптивным вариантам копинг-стратегий поведения относятся: в поведенческой среде —активное избегание, отступление, которые предполагают поведение, обуславливающее избегание мыслей о неприятностях, пассивность, уединение, изоляцию, стремление уйти от активных интерперсональных контактов, отказ от решения проблемы;
в когнитивной сфере это смирение, растерянность, диссимиляция, игнорирование —пассивные формы поведения отказом от преодоления трудностей из-за неверия в собственные силы и интеллектуальные ресурсы, с умышленной недооценкой неприятностей;
в эмоциональной сфере это подавление эмоций, покорность, самообвинение, агрессивность—варианты поведения, характеризующиеся подавленным состоянием безнадежности, покорности, переживание злости и возложение вины на себя и других. К относительно адаптивным вариантам копинг-стратегии поведения, конструктивность которых зависит от значимости и выраженности ситуации преодоления, относятся:
в поведенческой сфере — компенсация, отвлечение, конструктивность —формы поведения, характеризующиеся стремлением к временному отказу от решения проблем с помощью алкоголя, лекарственных средств, погружения в любимое дело, путешествия, с помощью исполнения своих заветных желаний;
в когнитивной сфере — относительность, придача смысла, религиозность —формы поведения, направленные на оценку трудностей в сравнении с другими, придание особого смысла их преодолении, на веру в Бога и стойкость в вере при столкновении со сложными проблемами;
в эмоциональной сфере — эмоциональная разгрузка, пассивная кооперация —поведение, которое направлено на снятие напряжения, связанного с проблемами, эмоциональным отреагированием, либо на передачу ответственности по разрешению трудностей другим лицам.
Ниже предлагается текст опросника (модифицированной инструкции) для выявления у исследуемых их копинг-стратегий поведения. Это те варианты копинг-стратегий индивидуального поведения, с помощью которых исследуемые разрешают трудности, выходят из конфликтных ситуаций и защищаются в этих ситуациях. Модифицированная инструкция копинг-стратегий поведения. В поведенческой сфере. П-1. Отвлечение.
“Я погружаюсь в любимое дело, стараюсь забыть о своих проблемах”. П-2. Альтруизм.
“Я стараюсь помочь людям, и в заботах о них забываю свои горести”. П-3. Активное избегание.
“Стараюсь не думать, всячески избегаю думать о своих неприятностях”. П-4. Компенсация.
“Стараюсь отвлечься и расслабиться (с помощью алкоголя, успокоительных средств, вкусной еды, теле-, видео-, аудеотехники и т. п. ). П-5. Конструктивная активность.
“Чтобы пережить трудности, я берусь за осуществление своей давней мечты”. П-6. Отступление. “Я изолируюсь, стараюсь остаться наедине с собой”. П-7. Сотрудничество.
“Я использую сотрудничество со значимыми для меня людьми в целях преодоления трудностей” П-8. Обращение. “Я обычно ищу людей, способных помочь мне советом”. В когнитивной сфере. К-1. Игнорирование.
“Говорю себе: в данный момент есть что-то важнее, чем эти трудности” К-2. Смирение. “Говорю себе: это судьба, с этим нужно смириться”. К-3. Диссимуляция.
“Это несущественные трудности, не все так плохо, в основном все хорошо”. К-4. Сохранение апломба.
“Я не теряю самообладания и контроля над собой в тяжелые минуты и стараюсь никому не показывать своего истинного состояния”. К-5. Проблемный анализ.
“Я старюсь проанализировать, все взвесить и объяснить себе, что же случилось”. К-6. Относительность.
“Я говорю себе: по сравнению с проблемами других людей мои — это пустяк”. К-7. Религиозность. “Если что-то случиться, то так угодно Богу”. К-8. Растерянность.
“Я не знаю, что делать, и мне временами кажется, что мне не выпутаться из этих трудностей”. К-9. Придавание смысла.
“Я придаю своим трудностям особой смысл, преодолевая их, я совершенствую себя”. К-10. Установление собственной цены.
“В данное время я полностью не могу справиться с этими трудностями, но со временем смогу справиться с ними не более сложными, как это происходило ранее”. В эмоциональной сфере. Э-1. Протест.
“Я всегда глубоко возмущен несправедливостью судьбы ко мне и протестую”. Э-2. Эмоциональная разгрузка. “Я впадаю в отчаянье, я рыдаю и плачу”. Э-3. Подавление эмоций. “Я подавляю эмоции и прячу их в себе”. Э-4. Оптимизм.
“Я всегда уверен, что выход из трудной ситуации есть всегда, и ищу его”. Э-5. Пассивная кооперация.
“Я доверяю преодоление трудностей другим людям, которых готовы помочь мне”. Э-6. Покорность. “Я впадаю в состояние безнадежности”. Э-7. Самообвинение.
“Я считаю себя виновным в происходящем и потому получаю по заслугам”. Э-8. Агрессивность.
“Я впадаю в бешенство, становлюсь агрессивным, так как не в состоянии решить проблему”.
Таким образом, подводя итог сказанному о копинг-стратегиях поведения в конфликтной ситуации, хотелось бы отметить, во-первых, связь копинг-стратегий со стилями поведения личности во внешнем конфликте, во-вторых, копинг-стратегии поведения является основой психологических защит в конфликтной ситуации, в-третьих, коринг-стратегии во многом зависят от основных психологических типов личности.
Следует также отметить, сто методика применения копинг-стратегий помогает исследовать психологические и социальные особенности личности в конфликтных ситуациях, особенности, которые важны при решении, при нахождении выхода из конфликтной ситуации. Эта методика позволяет решить многие психологические проблемы студентов, позволяет разобраться в себе и помогает изменить свое поведение, свои действия и свои мотивации во многих трудных ситуациях. Данные методики могут пригодиться не только самим исследуемым, но и преподавателям, работающими со студентами, для более свободного установления контакта с обучаемыми, для предупреждения спорных ситуаций, часто возникающих в парадигме преподаватель-студент, а также для того, чтобы эти спорные ситуации не переросли в конфликт.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17