После чего дозаправляемый самолет вводит штангу в воронку, помещенную на конце гибкого шланга (длинна шланга (Lшл) равна примерно 15 м), выпускаемого самолетом-дозаправщиком.
Кроме 3МД на базе самолета 3М разрабатывался тяжелый военно-транспортный самолет (ТВТС) М28, который был бы двухпалубным и с грузовой рампой. Самолет М28 не был построен. Разрабатывался также и высотный вариант самолета 3Мю
Однако в 1960 году было принято необоснованное решение о закрытии ОКБ В. М. Мясищева, как бесперспективного. Это решение нанесло серьезный ущерб обороноспособности государства, так как привело к прекращению всех необходимых перспективных работ по ряду важнейших направлений развития отечественной ДА.
Стратегические бомбардировщики 3М состояли на вооружении ДА ВВС до конца 1980-х годов и были сняты с вооружения в соответствии с договором между Соединенными Штатами Америки и Союзом Советских Социалистических Республик о сокращении стратегических наступательных вооружений (ОСВ-2) 1979 г.
К сожалению, данный договор, как и в 1960-е годы, был, в основном, для нашего государства односторонним, что опять отрицательно сказалось на оборонительной способности (обороноспособности) нашего государства, в то время как США продолжали увеличивать боевую мощь САК ВВС за счет введения в строй новых СЗ тяжелых стратегических бомбардировщиков В-1А и ДЗ - В-2, а также СЗ КР ALCM и ДЗ - SRAM.
Еще в 1970-е годы в Центральный авиационный музей ВВС, расположенный в поселке городского типа (ПГТ) Монино был доставлен один из тяжелых стратегических
бомбардировщиков М4, что позволило сохранить его для истории. К сожалению, большая часть самолетов была просто разломана на части и разбросана на большой площади как бы для контроля американским разведывательным искусственным спутникам Земли (РИСЗ).
В июле 1986 года в Монинский музей был передан один из стратегических бомбардировщиков 3М, который стал 131-м крылатым экспонатом. 3М выполнил перелет и посадку посадку на ВПП длинной (Lвпп) около 1700 метров. В начале 1991 года в Монино прибыл стратегический дозаправщик 3МД. Самолеты В. М. Мясищева выпускались на АСЗ в городе Казань. Самолет ВМ-Т "Атлант"
В 1979 году была проведена большая работа по модификации трех самолетов 3МС-2 с целью создания на их базе специальных тяжелых военно-транспортных
самолетов (СТВТС) для доставки воздушным путем крупногабаритных конструкций универсальной ракетно-космической военно-транспортной системы (УРКВТС) "Энергия"-"Буран".
К этому времени уже все бомбардировщики 3М были переделаны в дозаправщики, поэтому работа велась с самолетом 3МС-2, имесшим большой запас прочности. Три самолета 3МС-2 прошли глубокую модификацию, у них, например, изменили форму носовой части, удлинили фюзеляжи на 7 метров, коренным образом перестроили вертикальное хвостовое оперение, сделав его двехкилевым, были изготовлены новые панели фюзеляжей и крыльев, обновили каркас фюзеляжей. Всего в этой работе было задействовано 10 заводов.
Три самолета-дозаправщика прошли ресурсные испытания в Сибирском научно-исследовательском институте авиации имени С. А. Чаплыгина (Сиб НИИА). Один из них прошел статические испытания (статиспытания) на прочность в Центральном аэрогидродинамическом институте (ЦАГИ) в г. Жуковском, два других - летные испытания.
После модернизации самолетов их аэродинамическое качество (Каэр) уменьшилось с 18 до 12, что было приемлемым для транспортных самолетов. В 1980 году экипаж летчика-испытателя А. П. Кучеренко поднял в воздух один из новых СТВТС, получивших обозначение ВМ-Т (Владимир Мясищев транспортный) и название "Атлант".
ВМ-Т имел необратимое бустерное управление, Мсвзл=140 т и мог перевозить на верхней части фюзеляжа монолитные грузы массой до 50 тонн. В январе 1982 года состоялся 1-й испытательный полет ВМ-Т с центральным водородным блоком 2-й ступени ракетной системы, имевшим размерыЖ длину 45 м, диаметр 8 м и массу 32 т.
Самолет был загружен с помощью специального подъемно-козлового устройства (ПКУ-50) грузоподъемностью до 50 тонн, имевшего два пантографа-захвата
и способного прецизионными движениями вдоль рельсорых путей и поперек оси груза устанавливать грузы, имеющие большую "парусность", точно совмещая элементы крепления на грузе и на самолете при скорости сетра (U) до 15 м/с.
В марте 1982 года были выполнены полеты ВМ-Т по вариантам транспортировки каждого из 4-х блоков 1-й ступени ракеты-носителя "Энергия" и аппаратного отсека.
Сложнейшая транспортная операция по доставке основных элементов УРКВТС "Энергия"-"Буран" на аэродром Байконур вскоре была успешно выполнена. Позже самолет ВМ-Т был модифицирован, в частности, на нем в носовой части физюляжа была установлена штанга для дозаправки авиатопливом в воздухе. Он получил обозначение ВМ-ТА "Атлант-А".
20 августа 1989 года самолет ВМ-Т был впервые показан в полете с макетов водородного блока на воздушном параде в Тушино. Летом 1992-1993гг. самолет ВМ-Т был показан на авиационных праздниках "Мосаэрошоу"-92, -93. За длительный период полетной эксплуатации самолеты В. М. Мясищева и, в частности, 3МС-2 неоднократно модифицировались (схема 1), что позволяло им выполнять сложные и непривычные учебно-боевые задачи в любых условиях полетной обстановки.
Таким образом, самолеты 3МС-2 состоят на вооружении специальной авиации (СпА) ДА ВВС с середины 1980-х годов до настоящего времени. 4. ПРОЕКТЫ И МОДИФИКАЦИИ САМОЛЕТОВ В. М. МЯСИЩЕВА - 15 Схема 1.
-------T-----------T------------T------------T--------------¬ ¦ ---+---¬ ------+------¬ ---+---¬ -------+-----¬ ------+----¬ ¦ ¦Ли-2 ¦ ¦ДВБ-102 (М2)¦ ¦Пе-2Б ¦ ¦ДИС-28К-107А¦ ¦пр. "РБ-17"¦ ¦ ¦1936г. ¦ ¦ 1941г. ¦ ¦1943г. ¦ ¦ 1944г. ¦ ¦ 1945г. ¦ ¦ L------- L----T-------- L--T---- L------------- L---------- ¦ ----------------+ L---T--------------¬
¦ ¦ ----------¬ ¦ -------------¬ ¦ ----------¬ ¦ ----------¬ ¦ ¦ ¦пр. "ВМ-1"¦ ¦ ¦пр. "ДВБ-109"¦ ¦ ¦ Пе-2Р ¦ ¦ ¦ Пе-3М ¦ ¦ +-+1940-е г. ¦ +--+ 1944г. ¦ +--+1940-е г. ¦ +--+1940-е г. ¦ ¦ ¦ L---------- ¦ L------------- ¦ L---------- ¦ L--------- ¦ ¦ ----------¬ ¦ -------------¬ ¦ ----------¬ ¦ -----------¬ ¦ ¦ ¦пр. "ВМ-4"¦ ¦ ¦пр. "ДВБ-202"¦ ¦ ¦ Пе-2М ¦ ¦ ¦ Пе-2 ¦ ¦ +-+1940-е г. ¦ +--+ 1944г. ¦ +--+1940-е г. ¦ +-+"Параван" ¦ ¦ ¦ L---------- ¦ L------------- ¦ L---------- ¦ ¦ 1940-е г. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ L---------- ¦ ¦ --------¬ ¦ -------------¬ ¦ ----------¬ ¦ --------¬ ¦ ¦ ¦ДБВ-108¦ ¦ ¦пр. "ДВБ-303"¦ ¦ ¦ Пе-3 ¦ ¦ ¦ Пе-2И ¦ ¦ L-+ 1944г. ¦ L--+ 1944г. ¦ L--+1940-е г. ¦ L---+1944 г. ¦ ¦ L-------- L------------- L---------- L------- +-------T--------T-------------T----------------T------------¬ ¦ ---+---¬ ---+---¬ -------+-------¬ -------+------¬-----+----¬ ¦ ¦103 М ¦ ¦ М 50 ¦ ¦пр. "40""Буран"¦ ¦ М-17 ¦¦ "Гжель" ¦ ¦ ¦1953г. ¦ ¦1960г. ¦ ¦ 1979-е г. ¦ ¦"Стратосфера"¦¦1990-е г. ¦ ¦ L--T---- L--T---- L------T-------- ¦ 1980-е г. ¦L--------- ¦ ----- ¦ ------+-----¬ L------T------ ¦ ¦-------¬ ¦ ¦пр. изд. "48"¦ ------+-----¬ ¦ ¦¦ М4 ¦ ¦ ¦ 1970-е г. ¦ ¦ М-55 ¦ ¦ ++1954г. ¦ ¦ L------------ ¦"Геофизика"¦ ¦ ¦L------- L-----------------¬ ¦ 1980-е г. ¦ ¦ ¦----------¬ ----------¬ -----+----¬ L----------- ¦ ¦¦ М-29 ¦ ¦пр. 3М-ВВ ¦ ¦ пр. "52" ¦ ¦ ++1950-е г. ¦-+1950-е г. ¦ ¦1960-е г. +¬ ¦ ¦L----------¦L---------- L----------¦
¦ ¦--------¬ ¦--------¬ ¦----------¬ ----------¬ ¦ ¦¦ М4А ¦ ¦¦пр. "25"¦ ¦¦ пр. "53" ¦ ¦пр. "55А" ¦ ¦ ++ 1954г. ¦ ++ 1952г. ¦ ++1960-е г. ¦-+1960-е г. ¦ ¦ ¦L-------- ¦L-------- ¦L----------¦L----T---- ¦ ¦---------¬ ¦----------¬ ¦----------¬¦-----+----¬ ¦ ¦¦201М(М6)¦ ¦¦ пр. М28 ¦ ¦¦ пр. "56" ¦¦¦пр. "55Б" ¦ ¦ L+ 1955г. ¦ ++1950-е г. ¦ ++1960-е г. ¦¦¦1960-е г. ¦ ¦ L---T----- ¦L---------- ¦L----------¦L----T---- ¦ ----+---¬ ¦--------¬ --------¬ ¦----------¬¦-----+----¬ ¦ ¦ 3М ¦ ¦¦ СДР ¦ ¦ М-12 ¦ ¦¦ пр. "55" ¦¦¦пр. "55В" ¦ ¦ ¦1955 г. +--++1967 г. +--+1967 г. ¦ L+1960-е г. +-¦1960-е г. ¦ ¦ L---T---- L-------- L-------- L---------- L--------- ¦ ----+---¬----------¬--------¬--------------¬-----------------¬ ¦ ¦ 3МД ¦¦ 3МС ¦¦ 3МС-2 ¦¦ВМ-Т "Атлант"¦¦ВМ-ТА "Атлант-А"¦ ¦ ¦1955 г. ++1970-е г. ++1980 г. ++ 1980-е г. ++ 1980-е г. ¦ ¦ L--------L----------L--------L--------------L---------------- ¦ ----------¬ ¦ ¦Дирижабль¦ L----+1990-е г. ¦ L--------- - 16 Перечень контрольных вопросов
Контрольные вопросы предназначены для самостоятельной проверки знаний (самоконтроля), полученных студентами после изучения ими данного учебного учебного материала на самоподготовках перед написанием контрольных работ и сдачей семестрового по к. 40 и выпускного экзаменов по военной подготовке.
Вопросы подразделяются на основные (обязательные для ответов) и дополнительные (для желающих ответить). Основные вопросы
1. Определение, предназначение, кодовое наименование NATO самолета 3МС-2. 2. Общая характеристика конструкции самолета 3МС-2.
3. Основные составные части самолета 3МС-2, их предназначение. 4. Основные характеристики основных частей самолета 3МС-2 (планера, шасси).
5. Данные об экипаже самолета 3МС-2 (состав, размещение, обязанности). 6. Основные характеристики силовой установки самолета 3МС-2. 7. Предназначение и состав вооружения самолета 3МС-2. 8. Основные ЛТХ самолета 3МС-2. 9. Проекты самолета 3МС-2 и его модификации. Дополнительные вопросы
1. Опыт проектирования, моделирования, постройки и испытаний самолета 3МС-2. 2. Американский (NATO) аналог самолета 3МС-2. 3. Участие самолета 3МС-2 в показах (аэрошоу). ЗАКЛЮЧЕНИЕ В результате изучения материала пособия студенты должны знать: -внешний вид; -определение; -предназначение; -кодовое наименование NATO;
-основные ЛТХ (данные самолета в целом, его основных частей планера (фюзеляжа, крыла, оперения), шасси и силовой установки); -ответы на основные контрольные вопросы. изучить: -данные об оборудовании самолета; -данные об авиационном вооружении; -данные об экипаже; - 17 - летные характеристики самолета. Ознакомиться: - с перечнем основных сокращений (обозначений, индексов); - с дополнительными данными; - с проектами самолета и его модификациями; - с дополнительными контрольными вопросами.
После изучения материала пособия по общей характеристике самолета 3МС-2 студенты приступают к изучению материала пособия по общей характеристике самолета Ил-78. Таблица 6
-------T-------T------------------------------------------T------------¬ ¦ N ¦ Усл. ¦ Основные понятия ¦ Прим. ¦ ¦ пп ¦ сокр. ¦ ¦ ¦ +------+-------+------------------------------------------+------------+ ¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ +------+-------+------------------------------------------+------------+ ¦ ¦ ¦ А ¦ ¦ ¦ 1 ¦ ААВ ¦ Артиллерийское авиационное вооружение ¦ ¦ ¦ 2 ¦ АБ ¦ Авиационная бомба ¦ ¦ ¦ 3 ¦ АП ¦ Авиационная пушка ¦ ¦ ¦ 4 ¦ АСЗ ¦ Авиастроительный завод ¦ ¦ ¦ 5 ¦ аэ ¦ Авиационная эскадрилия ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Б ¦ ¦ ¦ 6 ¦ БА ¦ Бомбардировочная авиация ¦ ¦ ¦ 7 ¦ БК ¦ Боекомплект ¦ ¦ ¦ 8 ¦ БЧ ¦ Боевая часть ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ В ¦ ¦ ¦ 9 ¦ ВВС ¦ Военно-воздушные силы ¦ ¦ ¦ 10 ¦ ВКК ¦ Высотно-компенсирующий костюм ¦ ¦ ¦ 11 ¦ ВМФ ¦ Военно-морской флот ¦ ¦ ¦ 12 ¦ ВПП ¦ Взлетно-посадочная полоса ¦ ¦ ¦ 13 ¦ ВПХ ¦ Взлетно-посадочные характеристики ¦ ¦ ¦ 14 ¦ ВС ¦ Вооруженные силы ¦ ¦ ¦ 15 ¦ ВСУ ¦ Вспомогательная силовая установка ¦ ¦ ¦ 16 ¦ ВТА ¦ Военно-транспортная авиация ¦ ¦ ¦ 17 ¦ ВТО ¦ Высокоточное оружие ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Г ¦ ¦ ¦ 18 ¦ г. ¦ Год, город ¦ ¦ ¦ 19 ¦ ГВ ¦ Гражданский вариант ¦ ¦ ¦ 20 ¦ гг. ¦ Годы ¦ ¦ ¦ 21 ¦ гр. ¦ Градус ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Д ¦ ¦ ¦ 22 ¦ ДА ¦ Дальняя авиация ¦ ¦ ¦ 23 ¦ дБ ¦ Децибелл ¦ ¦ ¦ 24 ¦ ДБА ¦ Дальняя бомбардировочная авиация ¦ ¦ ¦ 25 ¦ ДД ¦ Дальность действия ¦ ¦ ¦ 26 ¦ диам. ¦ Диаметр ¦ ¦ L------+-------+------------------------------------------+------------ - 18 Таблица 6 (продолжение)
Страницы: 1, 2, 3, 4