ними в городах. Богатые купцы и ремесленники тоже жили в них. Конечно, и
простые горожане принимали христианство скорее, чем сельские смерды.
Динамика основания и особенности распространения монастырей
подтверждают, что дата крещения Руси – 988 г. – условна и обозначает только
начало активных действий правящей верхушки Киевского государства по
христианизации населения.
Прослеживая размещение монастырей по регионам, можно видеть, что
распространение христианства, начавшись в Киевской земле, пошло затем в
Новгородско-Псковскую и Смоленскую земли, в Белоруссию и потом в Северо-
Восточную Русь. Нашествие татаро-монголов ускорило заселение Северо-
Восточной Руси, и соответственно в ней возросло число монастырей.
Необходимо в связи с этим остановиться на вопросе так называемой
«монастырской колонизации» Севера. Хотя еще А. А. Савич убедительно
показал, а И. У. Будовник не менее убедительно подтвердил, что говорить о
ней не приходится, потому что монастыри основывались в уже заселенных
местах и встречали сопротивление местных крестьян, понимавших, что это
грозит им закабалением, все же понятие «монастырская колонизация»
продолжает появляться в печати. На территорию Севера славяне приходят в IX
в., а к концу XII в. они уже заселяют ее вплоть до Пермско-Вятской земли.
По мнению некоторых исследователей, «монастырская колонизация» Севера
наблюдается уже в XI-XIII вв. Однако в XI в. там монастырей еще не было, в
XII в. – основано лишь 2 монастыря; в Вологде и Великом Устюге, в XIII в. –
еще 3: в Великом Устюге и один на Кубенском озере, недалеко от Вологды. О
какой же «монастырской колонизации» можно тут говорить? Ее не было.
Монастыри в рассматриваемый период имели земельные владения, но
сведения о их источниках скудны и отрывочны. Так, уже в XI в. Киево-
Печерский Монастырь получил земли от князя Изяслава Ярославича; три волости
(с крестьянами) – от Ярополка Изяславовича; пять сел – от его дочери; села
в Суздальской земле – от тамошнего епископа; новгородский Юрьев монастырь
получил в XII в. погост Ляховичи «с землею, и с людьми, и с коньми, и лес,
и борти, и ловища на Ловати», село Буйцы; Изяслав Мстиславович дал
новгородскому Пантелеймонову монастырю в том же XII в. село Витославич с
крестьянами и землями; другой новгородский же монастырь, Антониев, получил
от своего основателя – Антония Римлянина купленную последним землю;
Хутынский монастырь получил землю тоже от своего основателя – новгородского
боярина. «Не приходится сомневаться, - отмечал И. У. Будовниц, - что и
другие крупные монастыри, о землевладении которых источники не сохранили
нам прямых известий, по самой природе своей также обладали землями и
зависимыми людьми, причем монастырское землевладение уже в этот ранний
период обнаруживало тенденцию к непрерывному росту».
Но наряду с ними существовали и мелкие частные монастыри, владельцы
которых могли ими распоряжаться и передавать их наследникам.
Монахи в таких монастырях не вели общего хозяйства, а вкладчики,
пожелав уйти из монастыря, могли потребовать свой вклад обратно.
С середины XIV в. начинается возникновение монастырей нового типа,
которые основывались людьми, не имевшими земельных владений, но обладавших
энергией и предприимчивостью. Они добивались от великого князя пожалования
земель, принимали пожертвования от соседей-феодалов «на помин души»,
закабаляли окрестных крестьян, скупали и выменивали земли, вели собственное
хозяйство, торговали, занимались ростовщичеством и превращали монастыри в
феодальные вотчины.
Этот процесс, отмеченный еще В. О. Ключевским, хорошо был изучен
И. У. Будовницем, который убедительно показал, что он был связан с
деятельностью митрополита Алексея и основателя Троице-Сергиева монастыря
Сергия Радонежского. «Алексей, отметил И. У. Будовниц, - вместе с великим
князем Дмитрием Ивановичем повсюду насаждал общежитейные монастыри, на
которые как митрополиту, так и великокняжеской власти было опираться
удобнее, чем на мелкие монастыри старого типа, находившиеся в полном
подчинении местных феодалов». Дело здесь, конечно, не столько в
политической опоре – мелкие монастыри не могли иметь политического
значения, - сколько в том, что появление монастырей-вотчинников означало
материальное укрепление церкви в целом, превращало ее тоже в крупнейшего
землевладельца, возможность поддержать великокняжескую власть деньгами,
натуральными продуктами и войском, набранным из зависимых крестьян.
Земельные владения стремились приобрести не только монастыри, но и
другие церковные организации: митрополичья, архиепископские и епископские
кафедры (дома) и крупные церкви – соборы. «Митрополиты и епископы с
древнейших времен получали от князей различные дотации и земельные
владения… до середины XIV в. иерархи церкви были главными представителями
несветского землевладения… монастыри с древнейших времен и приблизительно
до середины XIV в. не имели крупных земельных владений и далеко уступали в
этом иерархам церкви. Со второй половины XIV в. монастыри начинают
приобретать владения и в дальнейшем, быстро обогащаясь, оставляют далеко за
собой иерархов церкви». Основными способами приобретения земельных владений
были пожалования великокняжеской, а впоследствии царской власти, дарения
(вклады) светских феодалов, захват земель у оставшихся еще свободных
крестьян и их закабаление, а позднее главным образом покупка земель у
средних и мелких феодалов.
К сожалению, общие данные о величине землевладения церковных иерархов
и монастырей имеются только с XVII в., и то весьма приблизительные. До
этого времени о формировании церковного землевладения можно составить
некоторое представление только по числу монастырей.
В. О. Ключевский полагал (и И. У. Будовниц с ним согласился), что все
монастыри, основанные вне городов и их ближайшей округи, были
землевладельцами. Это логично: поскольку монастырь основывался в отдалении
от города, он должен был иметь свое хозяйство, то есть владеть землей. Но
были, конечно, и монастыри-землевладельцы, основанные в городах.
Рассмотрим процесс основания монастырей в XIV-XVI вв. на территории
великорусских княжеств, поскольку именно эти княжества составили в XVI в.
единое Русское государство, и на присоединенных землях Приуралья и Поволжья
(табл. 2).
В XIV в. началось возвышение Московского княжества и объединение под
его властью Русской земли. Политическая ловкость московских князей
позволяет избежать татарских вторжение; митрополит всея Руси избирает
Москву своей резиденцией; в относительно спокойных условиях развивается
феодальное хозяйство, увеличивается население, успешно осваивающее свою
государственную территорию. Неудивительно потому, что именно в этом
центральном районе (впоследствии получившем название Центрально-
Промышленного) появляется наибольшее количество новых обителей: 51(10)
городской и 29(1) сельских монастырей.
На западе страны, в Новгородско-Псковской земле (будущем Озерном
районе) их было основано гораздо меньше: 26(6) городских и 8 сельских,
всего 34(6) монастыря.
Еще меньше возникло на севере – 4(1) городских и 17(1) сельских,
всего 21(2), и на юге, в будущем Центрально-Черноземном районе, - один
городской и 4(1) сельских, всего 5(1) монастырей.
По-прежнему в относительно густо населенных Центральном и Озерном
районах в городах основывались намного больше монастырей, чем в сельской
местности, на севере же, где крестьянство интенсивно осваивало землю, а
городов было меньше, сельские монастыри преобладали. Совсем не появилось
новых монастырей в Смоленской земле (Западном районе).
Всего в XIV в. было основано 82(17) городских и 58(3) сельских, а
вместе – 140(20) монастырей.
Победа на поле Куликовом, несмотря на последовавшее вторжение
Тохтамыша и разорение Москвы, существенно укрепила положение московских
князей. В развернувшихся в XV в. феодальных войнах они одерживают верх над
соперниками; Золотая Орда, раздираемая междоусобицами, слабеет.
Продолжается освоение территории русских княжеств увеличивающихся
населением, а вслед за крестьянами идут монахи: в XV в. в Центральном
районе основаны 51(10) городской и 49(5) сельских, всего 100(15)
монастырей, в Озерном – 24(9)городских и 49(2) сельских, всего 73(11)
монастыря, на севере – 6(1) городских и 19(1) сельских, всего 25(2)
монастырей, в Смоленской земле – 2 мужских, в Черноземном районе – 3
городских и 2 сельских, всего 5 монастырей.
В отличие от XIV в., когда уже было сказано, появилось значительно
больше городских монастырей – 82 против 58 сельских, в XV в. было основано
почти столько же городских – 85(20), но гораздо больше сельских – 120(8), а
всего 205(28) монастырей. Рост числа сельских монастырей, несомненно,
отражает успехи внутреннего крестьянского освоения территории страны.
Свержение татарского ига, объединение княжеств в единое государство
способствовало укреплению церкви как феодальной организации. В сложившемся
Русском государстве она сразу стала крупнейшим землевладельцем. Попытка
отнять у нее землю, которую предприняло правительство в середине XVI в.,
окончилась неудачей – царское самодержавие еще нуждалось в поддержке
церкви и не пошло на открытый конфликт в сложной обстановке борьбы с
потомками удельных князей и крупными землевладельцами-боярами,
стремившимися ограничить власть царя. Строительство монастырей и, само
собой разумеется, расширение земельных владений церкви продолжалось в
возрастающем темпе вплоть до 1580 г., когда окрепшее самодержавие и алчущие
расширения своих владений боярство и дворянство все же добились от
церковников согласия на запрещение монастырям приобретать земли от служивых
людей. Но монастыри, как и раньше, расширяли свои владения, получая от
правительства свободные земли и призывая на них крестьян на льготных
условиях. По истечении срока льгот крестьяне оказывались в крепостной
зависимости от монастырей.
В XVI в. в Центральном районе было основано 77(22) городских и 97(5)
сельских, итого 174(27) монастыря, в Озерном – 32(8) городских и 63(3)
сельских, итого 95(11), в Западном (Смоленской земле) – 3(1) городских и 6
сельских, итого 9(1), в Северном районе – 7(1) городских и 63(3) сельских,
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7