Конечно, в отношении жажды наживы и нравственной распущенности
православная церковь не представляла собой чего-то особенного: католические
монахи ни в чем ей не уступали. Достаточно вспомнить, как их изображали
современники, западноевропейские писатели, хотя бы Ф. Рабле.
В целом прирост числа монастырей составил в XV в. 65(8), а в XVI в. –
204(23) монастырей, несмотря на то, что уже с конца XV в. правительство
начинает пытаться ограничить рост землевладения. Чем же объяснить это
увеличение темпов основания монастырей?
По-видимому, здесь сыграл свою роль целый ряд факторов.
Главный из них был медленный (замедленный татаро-монгольским
разорением и установившимся игом), но все же рост производительных сил
страны, которому способствовало развитие и укрепление феодальных отношений,
в то время еще прогрессивных.
Развитие экономики сопровождалось и в значительной мере
обуславливалось ростом численности населения. Этот рост тоже шел замедленно
вследствие феодальных войн и вызванных ими голода и эпидемий, но он был.
Войны, голод, эпидемии увеличивали число увечных, инвалидов, одиноких
женщин, прибежищем для которых были монастыри-богадельни (характерен рост
количества женских монастырей). «Иногда монастырь строился, - писал В. О.
Ключевский, - при содействии целого общества, городского или сельского.
Монастырь был нужен городу и сельскому округу, чтобы обывателям было где
постричься в старости и при смерти и «устроить душу» посмертным
повиновением», и далее он приводит пример «убогого» монастыря (то есть
богадельни) на Северной Двине, о котором крестьяне показали, что «у него
было 14 деревенек, что тот монастырь строили и деревни к нему «подпущали и
прикупали» их прадеды и деды и отцы, проча его себе и своим детям и
внучатам «на постригание и поминок»; монастырем и его деревнями заведовали
они же, волостные крестьяне, и монастырскую казну держали у себя в
волости».
Укрепление феодальных отношений выражалось в увеличении зависимости
крестьян от феодалов, росте налогов, стеснении их жизни. Для части
населения уход в монастырь был средством облегчить себе жизнь. На церковном
соборе 1551 г., как указывал С. М. Соловьев, отмечалось, что «в монастырях
некоторые постригаются для покоя телесного, чтоб всегда бражничать… в кельи
женки и девки приходят, ребята молодые по всем кельям живут… монахи и попы
пьянствуют… в монастырях монахи и монахини и миряне живут вместе».
К этому надо добавить, что церковь получала привилегии как от татар,
освободивших ее от дани (при условии проповеди покорности хану), так и от
великого князя, что также способствовало росту числа монастырей.
РУССКИЕ МОНАСТЫРИ В ПЕРИОД 1601-1860 ГОДОВ.
Источники XVII в. позволяют – несмотря на то что они все еще
разработаны недостаточно – получить более полное представление о монастырях
вотчинниках и о землевладении духовенства в целом.
Прежде всего, оказывается возможным выделить монастыри, имевшие в
середине и конце XVII в. населенные имения, то есть земли с крепостными
крестьянами. Затем можно также установить, сколько крестьян было у епархий
и церквей в конце XVII в. и сколько было земли у духовенства во второй
половине XVII в.
Хотя приобретение земель монастырями было в конце XVI в. ограничено
правительством, оно все же продолжалось, и владения духовенства возросли.
Сильно увеличилось и количество монастырей (правда, часть из возникших в
XVII в. без указания года, возможно, была основана еще в XVI в.) Их
размещение показано в табл. 3.
В XVII в. было основано 657(156) монастырей – в полтора раза больше,
чем в XVI. При этом, несмотря на ограничение монастырского землевладения,
189(22) монастырей, то есть около трети, имели в конце XVII в. крепостных
крестьян. В их число вошли только те монастыри, которые имели крестьян в
конце столетия; но монастырей, имевших крепостных лишь в середине века,
было очень мало, не больше двух десятков. К концу столетия многие монастыри
прекратили свое существование. Прибавив количество основанных монастырей
(657) к числу бывших в конце XVI в. (771), получим 1428, а исключив бывшие
в конце XVII в. (1153), определим количество ликвидированных – 275(41)
монастырей. Правда, полной уверенности в том, что все они перестали
существовать именно в XVII в., нет – ликвидация могла происходить и в
первой половине XVIII в. Но даже за полтора столетия это значительная
цифра.
Больше всего монастырей было основано в Центральном районе: 75(25)
городских, 113(24) сельских, итого 188(49), в том числе имевших крепостных
крестьян (возможно, не только в конце, но и в начале столетия) –
соответственно 17(5) и 28(2), итого 45(7), или около 25%.
Если в XVI в. на втором месте по числу новых монастырей был Озерный
район, то теперь он уступил это место Северному: в них было основано
соответственно 62(13) и 83(8) монастыря. В Западном районе, относительно
небольшом, и монастырей возникло очень немного – всего 7(1).
В целом процесс основания монастырей в нечерноземной полосе страны
характеризуется следующими данными: из общего количества 657(156) в нем
появилось 340(72) новых монастырей, то есть больше половины, в том числе
116(44) городских и 224(28) сельских. Такое соотношение показывает, что
заселение и хозяйственное освоение вышеназванных четырех районов еще не
завершилось. К концу столетия из общего количества 565(184) городских и
588(45) сельских (итого 1153(229) монастырей) здесь сосредоточились
344(113) городских и 448(31) сельских, итого 792(144) монастыря, или 69%.
Из этих 792(144) монастырей 479(59) имели крепостных крестьян (60%).
На южных и восточных окраинах Европейской России наибольшее
количество новых монастырей появилось в Черноземном районе: 117(32) из
общего числа 210(55), то есть больше половины. По всем пяти окраинным
районам, вместе взятым, городских монастырей пока еще было больше, чем
сельских – соответственно 124(51) и 86(4)Ю однако в Северном и Южном
Приуралье положение было обратным: в этих заселявшихся районах сельские
монастыри уже преобладали.
В целом в девяти районах Европейской России городских монастырей было
меньше, чем сельских, - соответственно 240(95) и 310(32). Женских
монастырей в городах было гораздо больше. Видимо, это объясняется
положением крестьянок и горожанок в производстве: вдовы-крестьянки были
больше связаны с хозяйством и, вероятно, лучше обеспечены материально,
вдовы-горожанки же с потерей кормильца – купца, ремесленника,
военнослужащего, духовного лица – оказывались в более трудном положении.
Кроме того, крестьянским девушкам, на которых в деревне смотрели как на
рабочую силу в семье, легче было выйти замуж, а в городе процент незамужних
был, вероятно, выше. Впрочем, вопрос этот нуждается в изучении.
В XVII в., как известно, шло заселение Сибири, интенсивность которого
нашла выражение в появлении там монастырей. Их было основано 29(10)
городских и 14(1) сельских, итого 43(11), в том числе – соответственно
12(3) и 6 (итого 18(3)), имевших в конце столетия зависимых крестьян.
Начиная с середины XVII в., несмотря на набеги крымских татар, все
большие размеры принимает народное переселение в южные лесостепные работы.
Сюда приходят украинцы, спасающиеся от гнета польских панов и собственной
старшины, и русские из уездов Черноземного Центра, где распространяется и
укрепляется крепостное право. Нуждаясь в обеспечении защиты от набегов
крымцев, русское правительство берет беглых на военную службу, строит
крепости, призывает украинцев, дает им льготы и тем активно способствует
заселению обширного района, получившего в конце XVII или в начале XVIII в.
из-за обилия поселений на льготе (слобод) название Слободской Украины.
Естественно, вместе с новыми крепостями, городами, крупными слободами в них
или поблизости появляются монастыри. Возникают они и возле крупных станиц
на Дону, где у казаков развиваются земледелие и оседлый образ жизни,
сопровождаемые имущественным неравенством, переходящим в классовое
расслоение казачества.
Во второй половине XVII в. в Россию вошли Киев и Левобережная
Украина. После освобождения этой части Украины от татаро-монгольского ига и
включения ее в польско-литовское государство, где господствующей религией
было католичество, основание православных монастырей там шло медленно.
В Киеве, где после татар уцелело 9 монастырей, в XIV и XV вв. новых
не появилось, лишь в XVI в. были основаны один мужской и 2 женских и в
первой половине XVII в. возникли еще 2 мужских и 2 женских.
На Левобережной Украине, где уцелело 11, в XIV в. тоже монастыри не
строились, но в XV в. появилось 3(1), в XVI в. – 2(1) и в первой половине
XVII в. – 8(2) монастырей.
Конечно, не все они сохранились. При вхождении в Россию во второй
половине XVII в. оказалось 13(4) в Киеве и 10(4) на Левобережной Украине,
итого 23(8) монастыря, а всего вместе с Слободской Украиной и Доном к концу
XVII в. было основано 87(26) монастырей, из них во второй половине столетия
33(9) городских и 31(9) сельский, а всего 64(18) монастыря. В конце XVII в.
на Украине было 46(11) городских и 28(9) сельских, всего 74(20) монастыря.
Вообще вопрос о формировании земельных владений духовенства в целом и
отдельных церковных организаций в частности еще ждет всестороннего
изучения. Пока мы располагаем только общими данными, почерпнутыми из
хозяйственных описаний земельных владений, производившихся с целью
определения величины налога и зафиксированных по уездам в так называемых
писцовых книгах второй четверти XVII в. В них сообщаются размеры пахотных
участков в одном поле и количество собирающегося сена в копнах.
Писцовые книги по Среднему Поволжью сохранились только по нескольким
уездам, и то неполно, итог 170 тыс. десятин получен при помощи расчета.
Всего у духовенства было около 2 млн. десятин пахотных земель, включая
запашку и переложные земли (пашня крестьян, попов и собственно
монастырская). Для сравнения укажем, что пашня бояр, помещиков и их
крестьян охватывала 7,8 десятин, дворцового ведомства (доход с которой шел
на содержание царской земли и двора) и его крестьян – 1,2 млн. десятин и
прочих владельцев (государственных крестьян, военнослужащих, горожан и т.
п.) – 1,3 млн. десятин. Пашня духовенства, таким образом, составляла 16%,
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7