Новые возможности для диверсификации структуры банков-ской системы открывает такая организационно-правовая форма банков, разрешенная российским банковским законодательством, как общества с дополнительной ответственностью (ОДО).
Филиалы и представительства банков. В РФ все банки и другие кредитные организации имеют право открывать обособленные под-разделения -- филиалы и представительства, сведения о которых должны содержаться в их уставе. Филиалы и представительства кредитной организации не являются юридическими лицами. Они осуществляют свою деятельность на основании положений, утвер-жденных создавшей их кредитной организацией, и считаются от-крытыми с момента уведомления Банка России.
Филиалом кредитной организации является ее обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения кредитной организации и осуществляющее от ее имени все или часть банков-ских операций, предусмотренных лицензией Банка России, выдан-ной кредитной организации.
Представительством кредитной орга-низации является ее обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения кредитной организации, представляющее ее интересы и осуществляющее их защиту. Представительство не име-ет права осуществлять банковские операции. Оно создается для обеспечения представительских функций банка, совершения сделок и иных правовых действий. Оно не занимается расчетно-кассовым и кредитным обслуживанием клиентов и не имеет корреспондент-ского субсчета.
Лицензирование банковских операций. Все создаваемые в РФ кредитные организации как юридические лица подлежат обязатель-ной государственной регистрации. На основании решения Банка России такую регистрацию кредитных организаций производит Министерство РФ по налогам и сборам, которое является уполно-моченным федеральным органом исполнительной власти, осуще-ствляющим регистрацию всех юридических лиц. Для того чтобы получить право заниматься банковской деятельностью, банки дол-жны получить лицензии на осуществление банковских операций. Цель лицензирования заключается в том, чтобы не допустить на рынок финансово неустойчивые, подверженные высоким рискам организации с сомнительной репутацией учредителей. В настоящее время в РФ вновь созданному банку могут быть выданы три вида лицензий на осуществление банковских операций:
*лицензия на осуществление банковских операций со средства-ми в рублях (без права привлечения во вклады денежных средств физических лиц);
*лицензия на проведение банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте (без права привлечения во вклады денежных средств физических лиц). При наличии данной лицензии банк вправе устанавливать корреспондентские отношения с неогра-ниченным количеством иностранных банков[5];
* лицензия на привлечение во вклады и размещение драгоцен-ных металлов. Такая лицензия может быть выдана банку одновре-менно с лицензией второго вида.
Для расширения своей деятельности банк может получить допол-нительные лицензии. Для этого он должен быть в течение последних 6 месяцев финансово устойчивым, выполнять установленные Банком России требования к размеру капитала и резервам, не иметь задол-женности перед федеральным бюджетом, бюджетом субъекта РФ, местным бюджетом и государственными внебюджетными фондами, иметь соответствующую организационную структуру, включающую службу внутреннего контроля, выполнять квалификационные требо-вания Банка России к сотрудникам кредитной организации, соблю-дать технические требования, включая требования к оборудованию, необходимому для осуществления банковских операций.
3. Цели деятельности и функции ЦБ РФ
Центральный банк РФ (Банк России) является главным банком Российской Федерации. Он создан и действует на основании Феде-рального закона от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (вред, от 10.01.03)[3], в соот-ветствии с которым уставный капитал (в размере 3 млн руб.) и иное его имущество являются федеральной собственностью. Банк России осуществляет полномочия по владению, пользованию и распоряже-нию своим имуществом, включая его золотовалютные резервы.
Органы управления. Коллегиальным органом Центрального банка РФ является Национальный банковский совет численностью в 12 человек, состоящий из представителей Совета Федерации, Го-сударственной Думы, Президента РФ и Правительства РФ, а так-же Председателя Банка России. Члены Национального банковского совета, за исключением Председателя Банка России, не работают в последнем на постоянной основе и не получают оплату за эту дея-тельность. В компетенцию Совета входит рассмотрение вопросов совершенствования банковской системы РФ, проекта основных направлений единой государственной денежно-кредитной полити-ки, годового отчета Банка России, утверждение общего объема рас-ходов на содержание его служащих, их пенсионное обеспечение, страхование жизни и медицинское страхование.
Структура управления. Банк России образует единую центра-лизованную систему с вертикальной структурой управления. В си-стему Банка России входят центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые и вычислительные центры, полевые учреждения, учебные заведения и другие предприятия и организа-ции, в том числе подразделения безопасности, необходимые для осуществления деятельности Банка России.
Банк России обладает экономической и политической независи-мостью от исполнительных органов государственной власти. Его экономическая независимость проявляется в организационном и финансовом аспектах.
Организационная независимость Банка России определяется тем, что он является самостоятельным юридическим лицом, осуще-ствляет полномочия по владению, пользованию и распоряжению своим имуществом. Изъятие и обременение обязательствами иму-щества Банка России без его согласия не допускается. Финансовая независимость Банка России выражается в том, что он не отвечает по обязательствам государства, а последнее -- по его обязатель-ствам.
Политическая независимость Банка России проявляется в отсут-ствии формальных связей между ним и Правительством РФ, а так-же в его самостоятельности в решении кадровых вопросов. Поли-тическая независимость Банка России выражается и в том, что фе-деральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления не имеют права вмешиваться в деятельность Банка России по реализации его законодательно закрепленных функций и полномочий, а также прини-мать решения, противоречащие Закону «О Центральном банке Рос-сийской Федерации (Банке России)».
Как организация, созданная для осуществления управленческих функций, Банк России имеет три основные цели деятельности, зак-репленные в Законе -«О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»:
1) защита и обеспечение устойчивости рубля;
2) развитие и укрепление банковской системы РФ;
3) обеспечение эффективного и бесперебойного функциониро-вания платежной системы.
Реализация функций и полномочий, предоставленных Банку России для достижения этих целей, превращают его в орган моне-тарной власти, орган банковского регулирования и надзора и рас-четный центр банковской системы.
Как орган монетарной власти Банк России осуществляет сле-дующие функции:
* во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику;
* осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами;
* устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю;
* организует и осуществляет валютное регулирование и конт-роль в соответствии с законодательством РФ;
* принимает участие в разработке прогноза платежного балан-са и организует составление платежного баланса РФ;
* осуществляет анализ и прогнозирование состояния экономи-ки РФ в целом и по регионам прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений, публикует соответ-ствующие материалы и статистические данные, реализуя при этом задачу снижения инфляционных ожиданий.
Как орган регулирования и надзора за деятельностью кре-дитных организаций Банк России выполняет следующие законо-дательно закрепленные за ним функции:
* принимает решение о государственной регистрации кредит-ных организаций; выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их дей-ствие и отзывает их;
* осуществляет надзор за деятельностью кредитных организа-ций и банковских групп;
* регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организаци-ями в соответствии с федеральными законами;
*является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему рефинансирования;
* устанавливает правила проведения банковских операций, бух-галтерского учета и отчетности для банковской системы.
Кроме того, Банк России как надзорный орган устанавливает порядок и условия осуществления валютными биржами деятельно-сти по организации проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты, осуществляет выдачу, приостановление и от-зыв разрешений им на проведение данных операций.
Как расчетный центр банковской системы Банк России игра-ет основную роль в организации и функционировании платежной системы страны. Для обеспечения эффективного и бесперебойно-го функционирования последней он выполняет следующие функ-ции:
* устанавливает правила осуществления расчетов в РФ;
* монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и органи-зует наличное денежное обращение;
* определяет порядок осуществления расчетов с международны-ми организациями, иностранными государствами, а также с юриди-ческими и физическими лицами.
Как банкир Правительства РФ Банк России осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации посредством проведения расчетов по пору-чению уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, на которые возлагаются орга-низация исполнения и исполнение бюджетов.
Для выполнения возложенных на него функций в различных сферах Банк России наделен полномочиями нормотворческой де-ятельности. Он имеет право издавать нормативные акты по воп-росам, отнесенным к его компетенции федеральными законами. Нормативные акты Банка России долж-ны быть зарегистрированы в Министерстве юстиции РФ в поряд-ке, установленном для государственной регистрации нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, за исключением нормативных актов, устанавливающих курсы иност-ранных валют по отношению к рублю; изменение процентных ста-вок; размеры резервных требований и обязательных нормативов; прямые количественные ограничения, а также правила бухгалтер-ского учета и отчетности для Банка России.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7