Рефераты. Банковская система Российской Федерации

Декрете ЦИК от 14 декабря 1917 г. о национализации банков было указано, что он издается «в интересах правильной организа-ции народного хозяйства, в интересах решительного искоренения банковской спекуляции и все-мирного освобождения рабочих, крестьян и всего трудящегося населения от эксплуатации банковским капиталом и в целях образования подлинно служащего интересам народа и беднейших классов единого Народного банка Российской республики" Декрет объявил банковское дело монополией государства и объединил все существовавшие в данный период времени частные акционерные банки и банкирские конторы с Государственным банком, которому были переданы их пассивы и активы. В тече-ние 1918--1919 гг. были ликвидированы все виды дореволюционных кредитных учреждений (земельные и городские банки, общества взаимного кредита). Банковскую деятельность моно-польно осуществлял Государственный банк, переименованный в Народный банк РСФСР. Однако и он декретом СНК от 19 января 1920 г. был упразднен, а его активы и пассивы переданы Бюджетно-расчетному управлению Наркомфина.

Переход к НЭПу несколько оживил банковскую деятельность. Декрет СНК от 30 июня 1921 г. отменил всякие ограни-чения денежных сумм, которые могли находиться в руках част-ных лиц, а также установил впервые в советском законодатель-стве начало неприкосновенности вкладов и банковской тайны. Но после НЭПа было запрещено вексельное обращение, закры-ты товарные и фондовые биржи. Это надолго прервало естест-венный процесс исторического развития кредитной системы России Теоретическая экономика. Политэкономия: Учебник /Под. ред. Г.П. Журавлевой, Н.Н. Мильчаковой. -- М.: ЮНИТИ, Банки и биржи, 1997. -- С.355--357..

Глубокий экономический, социальный и финансовый кри-зис, охвативший все стороны жизни нашего общества, не мог не отразиться на становлении банковской системы России. Четко организованная банковская система является одним из важней-ших атрибутов рыночной экономики, ее центральным звеном. Расчетные и кредитные правоотношения составляют значитель-ный объем всех хозяйственных отношений между предпринима-телями -- физическими и юридическими лицами независимо от их организационно-правовой формы. Они являются неотъемле-мым элементом рыночной системы экономики, которая строит-ся на партнерских отношениях, предполагающих взаимный ин-терес и соответственно возмездный характер этих отношений. Расчетные и кредитные отношения осуществляются с участием кредитных организаций (банков).

Банки в условиях рыночной экономики являются главными звеньями кредитной системы. Банковским законодательством СССР и России 1988--1991 гг. одноуровневая структура банковской системы была преобразована в двухуровневую, включаю-щую Центральный банк Российской Федерации, а также филиа-лы и представительства иностранных банков. Первый уровень -- Центральный банк Российской Федерации, второй -- коммерче-ские банки.

В соответствии с законодательством создана сеть коммерче-ских банков: универсальных и специализированных, региональ-ных и отраслевых. Но как и во всех странах с рыночной эконо-микой, Центральный банк РФ является основным звеном бан-ковской системы. В течение 1988--1989 гг. в Российской Феде-рации было создано более 150 коммерческих и кооперативных банков в основном на базе денежных накоплений отдельных отраслей промышленности. По состоянию на 1 июля 1996 г. число коммерческих банков в России составило 2150.

Но с 1996 г. началось их сокращение. Причем не только за счет снижения темпов роста банков, а в связи с их банкротства-ми, ухудшением финансового положения. При этом особенно резко стало уменьшаться количество паевых, мелких банков и банков с иностранным участием. На 1 октября 1997 г. количест-во коммерческих банков сократилось до 1764.

В настоящее время в Российской Федерации преобладают мелкие и средние банки. По состоянию на 1 июля 2001 г. в Рос-сии действуют 1261 банк и 1322 кредитные организации. По форме собственности банки делятся на государственные, част-ные, смешанные, в соответствии с организационно-правовой формой -- на акционерные (открытого или закрытого типа), паевые, и с дополнительной ответственностью (в Российской Федерации таких банков нет). Основная часть банков сосредото-чена в Центральном районе, причем наибольшее количество -- в Москве. В основном преобладают универсальные банки, и прак-тически не развита сеть специализированных банков, в частно-сти ипотечных.

И все же банковская система Российской Федерации посте-пенно совершенствуется. При этом политика Центрального бан-ка РФ направлена на повышение устойчивости и надежности банковской системы.

Глава 2. Современная банковская система РФ

2.1. Правовое положение Центрального банка РФ

Центральный банк -- это банк, возглавляющий банковскую систему страны, имеющий монопольное право эмиссии банкнот и осуществляющий кредитно-денежную политику в инт
ересах национальной экономики.

Банковская система РФ является двухуровневой и включает Центральный банк РФ (Банк России) и кредитные организации.

При этом кредитная организация -- это юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей дея-тельности на основании специального разрешения (лицензии) ЦБ РФ имеет право осуществлять банковские операции. Кре-дитная организация образуется на основе любой собственности как хозяйственное общество.

Кредитные организации подразделяются на банки, осущест-вляющие весь спектр банковских операций, и небанковские кредитные организации, имеющие право на проведение отдель-ных банковских операций.

Банк России является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба РФ и своим наименова-нием.

Деятельность Центрального банка РФ определяется Консти-туцией РФ, Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и другими федеральными законами.

Правовое положение Банка России и его взаимоотношения с кредитными организациями определяются на основе того, что, с одной стороны, ЦБ РФ наделен широкими властными полно-мочиями по управлению денежно-кредитной системой Россий-ской Федерации, а с другой -- он является юридическим лицом, вступающим в соответствующие гражданско-правовые отношения с банками и другими кредитными организациями.

Банк России осуществляет надзор за деятельностью кре-дитных организаций, прини-мает необходимые меры по защите интересов вкладчиков.

Конституционные основы банковского права выполняют следующие определяющие функции:

1) программируют банков-скую деятельность, распро-страняя на нее правовой ре-жим предпринимательства и устанавливая свободу пере-движения капитала и финан-совых услуг;

2) устанавливают тот минимум гарантий прав и интересов участников банковских правоотношений, который не может быть ограничен специальными банковскими нормами;

3) создают базу для единообразного банковского правового регулирования, устанавливая, что правовые основы единого рынка, финансовое, валютное, кредитное регулирование и дет нежная эмиссия относятся к компетенции Российской Федера-ции.

Подотчетность Банка России Государственной Думе означает, что назначение на должность и освобождение от должности его Председателя осуществляются Государственной Думой по представлению Президента РФ. Кроме того, Государственная Дума назначает и освобождает от должности членов Совета ди-ректоров Банка России. Банк России представляет Государственной Думе на рассмотрение годовой отчет и аудиторское за-ключение. Помимо этого Государственная Дума проводит парламентские слушания о деятельности Банка России и заслуши-вает доклады его Председателя.

Банк России независим в пределах выполнения своих пол-номочий, поэтому федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления не имеют права вмешиваться в его деятель-ность. В противном случае Банк России информирует об этом Государственную Думу и Президента РФ.

Банк России несет ответственность в порядке, установлен-ном федеральными законами.

Он имеет право обращаться в суды с исками о признании недействительными правовых актов федеральных органов госу-дарственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

В суде и арбитражном суде интересы Банка России могут представлять руководители его территориальных учреждений и другие должностные лица Банка России, которые получают со-ответствующую доверенность в установленном порядке.

Банк России имеет двойственную правовую природу: с одной стороны, он является органом государственного управления специальной компетенции, осуществляя управление денежно-кредитной системой, а с другой -- юридическим лицом и может совершать гражданско-правовые сделки с российскими и ино-странными кредитными организациями, с государством в лице Правительства РФ.

Таким образом, в рамках своей правоспособности ЦБ РФ наделен правом осуществ-лять все виды банковских операций с российскими и иностранными кредитными организациями, Правительст-вом РФ, представительными и исполнительными органами власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, госу-дарственными внебюджетными фондами, воинскими частями и военнослужащими. Банк России не вправе осуществлять бан-ковские операции с юридическими лицами, не имеющими ли-цензии на проведение банковских операций, и физическими лицами, за исключением случаев, указанных в законе.

Банк России имеет право представлять кредиты на срок не более одного годы, обеспечением для которых могут выступать:

-- золото и другие драгоценные металлы в различной форме;

-- иностранная валюта;

-- векселя в российской и иностранной валюте со сроком погашения до шести месяцев;

-- государственные ценные бумаги.

Списки векселей и государственных ценных бумаг, пригодных для обеспечения кредитов ЦБ РФ, определяются Советом директоров Банка России.

Обеспечением кредитов ЦБ РФ могут выступать и другие ценности, а также гарантии и поручительства, устанавливаемые Советом директоров.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ Банк России обслуживает банковские счета для учета бюджетных средств и осуществляет функции генерального агента по государственным ценным бумагам Российской Федерации (ст. 155, п. 2.3).

Целями деятельности Банка России как органа управлений кредитно-денежной системы являются:

* защита и обеспечение устойчивости рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к ино-странным валютам;

* развитие и укрепление банковской системы Российской, Федерации;

* обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов. Получение прибыли не является целью деятельности Банка России.

В соответствии с целями, поставленными перед Центральным банком РФ, можно выделить и его основные задачи, хотя в Законе РФ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России) они не указаны. К основным задачам ЦБ РФ можно отнести следующие;

* активное участие в разработке денежно-кредитной и фи-нансово-бюджетной политики Правительства РФ;

* всемерное сдерживание инфляционных процессов в стране;

* сокращение бюджетного дефицита;

* поддержание стабильного денежного обращения;

* обеспечение устойчивости курса рубля как государственной валюты;

* обеспечение государственного фонда валютных резервов;

* расширение кредитования коммерческих банков, в основ-ном за счет ресурсов эмиссионного фонда;

* расширение возможностей неэмиссионного кредитования и покрытия бюджетного дефицита на разных уровнях системы властей;

* максимальное использование методов денежно-кредит-ного управления банковской системой.

Исходя из поставленных целей Банк России выполняет сле-дующие функции:

* во взаимодействии с Правительством РФ разраба-тывает и проводит единую государственную кредитную политику, направ-ленную на защиту и обеспече-ние устойчивости рубля;

* монопольно осуществ-ляет эмиссию наличных денег и организует их обращение;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.