Рефераты. Банковская система Российской Федерации

является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему рефинансирования;

* устанавливает правила осуществления расчетов в Россий-ской Федерации;

* устанавливает правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы;

* осуществляет государственную регистрацию кредитных организаций; выдает и отзывает лицензии кредитных организа-ций и организаций, занимающихся их аудитом;

* осуществляет надзор за деятельностью кредитных органи-заций;

* регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными органи-зациями в соответствии с федеральными законами;

* осуществляет самостоятельно или по поручению Прави-тельства РФ все виды банковских операций, необходимых для выполнения основных задач Банка России;

* осуществляет валютное регулирование, включая операции по покупке и продаже иностранной валюты;

* определяет порядок расчетов с иностранными государст-вами;

* организует и осуществляет валютный контроль как непо-средственно, так и через уполномоченные банки;

* участвует в разработке прогноза платежного баланса Рос-сийской Федерации и организует составление платежного ба-ланса России, и т.д.

Для реализации своих функций Банк России участвует в раз-работке экономической политики Правительства РФ. Председа-тель Банка России или по его поручению один из его заместите-лей участвует в заседаниях Правительства РФ. Министр финан-сов РФ и министр экономики Российской Федерации или по их поручению по одному из их заместителей участвуют в заседани-ях Совета директоров с правом совещательного голоса.

Банк России и Правительство РФ информируют друг друга о предполагаемых действиях, имеющих общегосударственное зна-чение, координируют свою политику, проводят регулярные кон-сультации.

Банк России консультирует Министерство финансов РФ по вопросам графика выпуска государственных ценных бумаг и погашения государственного долга с учетом их воздействия на состояние банковской системы и приоритетов единой государственной денежно-кредитной политики.

В целях совершенствования денежно-кредитной системы Российской Федерации при Банке России создается Национальный банковский совет, состоящий из представителей палат Федерального Собрания РФ, Президента РФ, Правительства РФ, Банка России, кредитных организаций, а также экспертов.

Председателем Национального банковского совета является Председатель Банка России. В состав Национального банковского совета входят по два представителя от палат Федерального Собрания РФ, по одному представителю от Президента РФ и Правительства РФ, а также министр финансов и министр экономики Российской Федерации. Остальные члены Национального банковского совета назначаются Государственной Думой по представлению Председателя Банка России. Численность Национального банковского совета не должна превышать 15 человек.

Заседания Национального банковского совета не реже чем один раз в три месяца.

Национальный банковский совет выполняет следующие функции:

-- рассматривает концепцию совершенствования банковской системы Российской Федерации;

-- рассматривает проекты основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики, политики валют-ного регулирования и валютного контроля, дает по ним заклю-чения и анализирует итоги их выполнения;

-- осуществляет экспертизу проектов законодательных и иных нормативных актов в области банковского дела;

-- рассматривает наиболее важные вопросы регулирования деятельности кредитных организаций;

-- участвует в разработке основных принципов организации системы расчетов в Российской Федерации.

Банк России выполняет функцию «банка банков» и является органом банковского регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций. Он осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями банковского законо-дательства и установленных им нормативных актов.

Главная цель банковского регулирования и надзора заключа-ется в поддержании стабильности банковской системы, в защите интересов вкладчиков и кредиторов. Банк России не вмешива-ется в оперативную деятельность кредитных организаций, за ис-ключением случаев, предусмотренных федеральными законами. Надзорные и регулирующие функции Банк России осуществляет как непосредственно, так и через создаваемый при нем орган банковского надзора. Регулирование деятельности кредитных организаций и надзор за ними ЦБР осуществляет по следующим направлениям:

* регламентация обязательных экономических нормативов для кредитных организаций; определение лимитов открытой ва-лютной позиции, порядка формирования резервов для покрытия рисков;

* открытие корреспондентских счетов, депонирование на спецсчетах обязательных резервов кредитных организаций, при-нятие их свободных средств в депозит по фиксированной ставке;

* кредитование кредитных организаций;

* управление ликвидностью банковской системы путем по-купки и продажи банкам государственных ценных бумаг; в 1996 г. ЦБ РФ ввел новый инструмент регулирования банковской лик-видности -- операции типа репо.

В целях воздействия на ликвидность банковской системы ЦБ РФ рефинансирует банки путем представления им краткосроч-ных кредитов и определяет условия предоставления кредитов под залог различных активов:

* регистрация эмиссий ценных бумаг кредитных организа-ций;

* установление правил проведения отдельных банковских операций, ведения бухгалтерского учета, составления бухгалтер-ской и статистической отчетности кредитных организаций;

* регистрация и лицензирование деятельности кредитных организаций (осуществляет контроль за законностью и целесо-образностью создания банков и небанковских кредитных орга-низаций, подобный контроль осуществляется в процессе рас-смотрения вопроса о регистрации кредитной организации в Книге государственной регистрации кредитных организаций, выдаче и отзыве лицензий на право совершения банковских операций в рублях и в иностранной валюте);

* надзор за соблюдением банковского законодательства, нормативных актов ЦБ РФ, проверка деятельности кредитных организаций.

Таким образом, для кредитных организаций Банк России ус-танавливает правила проведения банковских операций, ведения бухгалтерского учета, составления и предоставления бухгалтер-ской и статистической отчетности. В целях обеспечения устой-чивости кредитных организаций Банк России устанавливает для них обязательные экономические нормативы: минимальный размер уставного капитала, минимальный размер обязательных резервов, размещаемых в Банке России, и т.д.

В этих полномочиях Банка России проявляются его коорди-нирующие и контрольные функции за деятельностью кредитных организаций. На местах эти полномочия осуществляются через главные территориальные управления Банка России, являющие-ся его филиалами.

Банк России в соответствии с законодательством является кредитором последней инстанции. Он способствует созданию условий для устойчивого функционирования кредитных органи-заций, не вмешиваясь в их оперативную деятельность.

В случае нарушения кредитной организацией федеральных законов, нормативных актов и предписаний Банка России, не-предоставления информации или предоставления неполной или недостоверной информации Банк России имеет право потребо-вать от данной кредитной организации устранения выявленных нарушений, а также взыскать штраф или ограничить проведение ею отдельных операций либо отозвать лицензию.

Взаимодействуя с кредитными организациями, их ассоциа-циями и союзами, Банк России консультирует их по наиболее важным вопросам нормативного характера. Кроме того, он рас-сматривает предложения по вопросам регулирования банков-ской деятельности.

Банк России может осуществлять банковские операции по обслуживанию представительных и исполнительных органов го-сударственной власти, органов местного самоуправления, их уч-реждений и организаций, государственных внебюджетных фон-дов, воинских частей, военнослужащих, служащих Банка Рос-сии, а также иных лиц в случаях, предусмотренных федераль-ными законами.

Банк России также вправе обслуживать клиентов, не являю-щихся кредитными организациями, в регионах, где отсутствуют кредитные организации.

Банк России не имеет права:

* осуществлять банковские операции с юридическими ли-цами, не имеющими лицензии на проведение банковских опе-раций, и физическими лицами, за исключением случаев, преду-смотренных в ст. 47 Федерального закона «О Центральном бан-ке Российской Федерации (Банке России)»;

* приобретать доли (акции) кредитных и иных организаций, за исключением случаев, предусмотренных ст. 7 и 8 указанного Федерального закона;

* осуществлять операции с недвижимостью, за исключени-ем случаев, связанных с обеспечением деятельности Банка Рос-сии, его предприятий, учреждений и организаций;

* заниматься торговой и производственной деятельностью, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным зако-ном «О Центральном банке Российской Федерации (Банке Рос-сии)»;

* пролонгировать предоставленные кредиты. Исключение может быть сделано по решению Совета директоров.

Банк России не вправе предоставлять кредиты Правительст-ву РФ для финансирования бюджетного дефицита, покупать го-сударственные ценные бумаги при их первичном размещении, за исключением тех случаев, когда это предусматривается феде-ральным законом о федеральном бюджете.

Банк России не вправе предоставлять кредиты на финанси-рование дефицитов бюджетов субъектов Российской Федерации,

местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Банк России несет ответственность в порядке, установлен-ном федеральными законами.

Средства федерального бюджета и государственных внебюд-жетных фондов хранятся в Банке России, если иное не уста-новлено федеральными законами.

Банк России без взимания комиссионного вознаграждения осуществляет операции с федеральным бюджетом и государст-венными внебюджетными фондами, с бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами, а также опера-ции по обслуживанию государственного долга и операции с зо-лотовалютными резервами Российской Федерации.

Полномочия Банка России по обслуживанию государствен-ного долга определяются федеральными законами.

Банк России и Министерство финансов РФ в необходимых случаях заключают соглашения о проведении указанных опера-ций по поручению Правительства РФ.

Банк России может быть ликвидирован только на основании принятия соответствующего федерального закона. Закон о лик-видации Банка России определяет и порядок использования его имущества.

Принципы организации Банка России. Банк России образует единую централизованную систему с вертикальной структурой управления.

В систему Банка России входят центральный аппарат, терри-ториальные учреждения, расчетно-кассовые центры, вычисли-тельные центры, полевые учреждения, учебные заведения и дру-гие предприятия, учреждения организации, в том числе подраз-деления безопасности и Российское объединение инкассации, необходимые для осуществления деятельности Банка России.

Национальные банки республик являются территориальны-ми учреждениями Банка России. Территориальные учреждения Банка России не имеют права принимать решения, носящие нормативный характер, а также выдавать гарантии и поручи-тельства, вексельные и другие обязательства без разрешения Со-вета директоров.

Полевые учреждения Банка России являются воинскими уч-реждениями и руководствуются в своей деятельности воинскими уставами, а также Положением о полевых учреждениях Банка России, утверждаемых совместным решением Банка России и

Министерства обороны РФ. Полевые учреждения Банка России осуществляют банковские операции в соответствии с банков-ским законодательством, а также нормативными актами Банка России.

Полевые учреждения предназначены для банковского обслу-живания воинских частей, учреждений и организаций Мини-стерства обороны РФ, а также иных государственных органов и юридических лиц, обеспечивающих безопасность Российской федерации, и физических лиц, проживающих на территориях объектов, обслуживаемых полевыми учреждениями, в тех случа-ях, когда создание и функционирование территориальных учре-ждений Банка России невозможно.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.