Рефераты. Биржевой товар - понятие и состав, его характеристика

p align="left">* степени вмешательства государства в сферу биржевого оборота;

* формы организации бирж как открытых или закрытых рынков.

Биржи первого типа -- это доступное для всех собрание. Та-кие биржи либо вообще не имели каких-то законодательных норм, регулирующих их деятельность, либо регулирование было весьма ограниченным. Правительство брало на себя функцию только общего надзора за порядком на биржах. Любой желаю-щий мог стать участником биржевого торга, а биржевое поме-щение предоставлялось либо правительством, либо какой-то компанией. Биржи такого типа существовали в Голландии, Бельгии и Франции.

Второй тип бирж -- всесторонне регламентируемое госу-дарством собрание. Биржевая торговля регулируется законода-тельством и находится под строгим контролем администрации. Посетители и участники биржи не организованы в корпорации, сама биржа представляет собой открытое собрание, а члены биржевого комитета назначаются не биржей, а соответствую-щей государственной инстанцией. К такому типу относилось большинство германских бирж, за исключением бирж в ганзей-ских городах.

Третий тип бирж -- биржа закрытого типа, всесторонне регламентируемая государством. Участники биржевой торговли объединены в корпорацию. Биржевой комитет, избираемый из числа участников, строго подчиняется правительственному ор-гану. Как и в биржах второго типа, деятельность этих бирж регламентируется законом и находится под административным контролем. Помимо членов биржевых корпораций на торг до-пускаются посторонние лица, но, как правило, по особому раз-решению и с ограниченными правами. Такой тип бирж встре-чался в Австро-Венгрии и России.

И наконец, четвертый тип биржи -- это свободная корпо-рация или частное учреждение. Биржа создается без вмеша-тельства государства и представляет собой частную компанию, которая отождествляется с биржей (так происходило в США и в некоторых случаях в Великобритании), либо эта компания одной из своих целей ставит содержание и заведование биржей (Великобритания). Специального биржевого законодательства в этом случае может не быть либо оно очень ограничено. Руко-водство биржей осуществляет биржевой комитет, который на-делен широкими полномочиями и избирается общим собрани-ем членов биржи. Такой тип биржи является, естественно, за-крытым.

Развитие бирж и биржевой торговли отразилось и на объек-тах торговли -- биржевых товарах. Уже на том этапе, когда бы-ла введена торговля по образцам, к товарам, продаваемым на бирже, стали предъявляться такие требования, как массовость, однородность, делимость. Со временем добавляются и такие необходимые признаки, как возможность установления фикси-рованного качества (стандарта) и транспортабельность. Оче-видно, что указанные признаки присущи прежде всего сельско-хозяйственной продукции и сырьевым товарам, которые и представляют собой основную массу товаров, обращающихся на товарной бирже.

Благодаря начавшемуся массовому производству типизиро-ванных видов продукции большинство товаров оказались втя-нуты в биржевую торговлю. Успехи в сфере технических усо-вершенствований путей и средств сообщения открыли возмож-ность мировой концентрации спроса и предложения. Биржа становилась органической частью национального и мирового хозяйства.

До середины XIX в. товарные биржи оставались биржами реального товара, главная функция их была -- служить одним из каналов крупной оптовой торговли. В своей высшей форме биржа реального товара приобрела следующие черты:

* торговля осуществляется на основе описания качества и в отсутствие самого товара;

* продаваемые партии товара стандартизованы, однородны и взаимозаменимы;

* проводимые на бирже операции могут иметь как произ-водственно-потребительскую, так и спекулятивную направлен-ность;

* торговля ведется по строго определенным самой биржей правилам при активном взаимодействии как продавцов, так и покупателей.

Товарная биржа явилась родоначальницей современных бирж, и в зависимости от того, что на ней продавалось -- това-ры, ценные бумаги или валюта, -- от нее в дальнейшем отпоч-ковались фондовые и валютные биржи.

Развитие экономики сделало невозможным организацию всего товародвижения через биржи из-за роста масштабов тор-говли, в результате чего торговля реальным товаром в XX в. окончательно переместилась во внебиржевой оборот. Но то-варные биржи не исчезли, их дальнейшее развитие пошло дву-мя путями. Многие товарные биржи Европы превратились в центры изучения конъюнктуры товарных рынков и консульти-рования. Другие биржи освоили фьючерсные операции, т.е. организовали куплю-продажу ряда товаров на основе заключе-ния фьючерсных контрактов. Наряду с неуклонным падением роли товарных бирж как формы оптовой торговли резко воз-растало их значение как центров финансовых операций.

Развитие механизмов торговли фьючерсными контрактами и введение последних на все активы, которыми прежде торго-вали отдельно товарные, фьючерсные и валютные биржи, при-вело к стиранию различий между указанными видами бирж и к появлению либо фьючерсных бирж, на которых торгуют только фьючерсными контрактами, либо универсальных бирж, на ко-торых торгуют как фьючерсными контрактами, так и другими биржевыми активами, например акциями, валютой и даже от-дельными товарами.

Изменения, произошедшие в положении товарных бирж, касались следующих аспектов их деятельности:

* круга рынков и товаров, являющихся предметами сделок;

* объема операций и числа товарных бирж;

* вида сделок;

* организации торговли и учета биржевых операций.

1.2. Определение понятия биржи

Практически в каждом учебном или научном труде по маркетингу в разделе, посвященном оптовой торговле, да-ется определение понятию «биржа», хотя необходимо от-метить, что и существовавшее до этого в экономической теории определение, достаточно полно характеризует бир-жу, как экономический механизм товарного рынка, его ин-фраструктурный элемент. В частности указывается, что «биржа -- наиболее развитая форма регулярно функцио-нирующего оптового рынка заменимых товаров, продаю-щихся по стандартам (сортам), а иногда и по образцам...» [1] . Современные определения носят более конкретный, фун-кциональный характер, подчеркивая отдельные особенности работы биржи: «Биржа -- это специально оборудованное место для торговли; это ассоциация членов, организован-ных в комитеты и избравших совет управляющих; это офис с президентом и клерками для обслуживания членов бир-жи и клиентов, имеющий правила и постановления, регу-лирующий биржевую торговлю, это пункты, оборудованные для приема-отправки продукции»[2], выделяя особенности действия биржи как рыночного механизма: «Товарная бир-жа -- коммерческо-посредническое предприятие, функци-онирующее на регулярной основе, где осуществляются сдел-ки купли-продажи товара с определенными характеристи-ками» [3].

К одной из таких особенностей относятся правила веде-ния биржевых торгов, отличных от других видов торгов-ли. По мнению О. Штиллиха [4] , «биржа -- это большой рынок для оборота движимых капиталов и для правиль-ной расценки товаров и ценных бумаг, большой денежный рынок, прежде всего для государств, общин и множества промышленных предприятий. Она регулирует кредитные, денежные и платежные отношения в стране, как и между отдельными государствами. Она посредствует между ищу-щим помещения капиталом, с одной стороны, и нуждаю-щимся в капитале, с другой».

Товарная биржа является объединением продавцов и покупателей для ведения торговых операций. Биржевая торговля организуется для облегчения самого процесса купли-продажи, для выработки более надежного его ме-ханизма. Она вобрала в себя черты как обычной рыноч-ной, так и ярмарочной торговли. Современное биржевое законодательство трактует биржу как организацию с пра-вами юридического лица, формирующую оптовый рынок путем организации и регулирования биржевой торговли, осуществляемой в форме гласных публичных торгов, про-водимых в заранее определенном месте и в оговоренное время по установленным правилам [5]. Однако современ-ная коммуникационная революция внесла в это опреде-ление некоторые коррективы, и было бы более правиль-но толковать биржу как юридическое лицо, неприбыль-ное предприятие, имеющее главной целью создание ор-ганизованного оптового товарного рынка путем проведе-ния биржевых торгов по фиксированным правилам, в четко оговоренное время с применением стандартизиро-ванных товаров. Ее главное отличие от законодательной трактовки состоит в том, что торги проводятся не обяза-тельно в гласной форме, возможен вариант и электрон-ной организации рынка. Примером тому может служить Торговая система ММВБ.

В более широком плане биржа представляет собой орга-низованный товарный рынок, в рамках которого в соответ-ствии с установленными правилами совершаются сделки по купле-продаже определенных видов товаров. Другой особен-ностью работы бирж является их бесприбыльность. Товар-ная биржа по своему статусу представляет собой об-щественную организацию, которая не ставит своей целью получение прибыли. Это союз предпринимателей и торгов-цев, образуемый в целях создания благоприятных условий для коммерческой деятельности. Товарная биржа является неприбыльным хозяйственно-коммерческим предприятием реального товара. Сумма превышения доходов биржи над ее расходами за минусом установленных законодательством платежей может быть использована только на собственные нужды биржи. Именно эта особенность позволяет довольно четко определить место биржи в системе оптового посредни-чества, это не дополнительный механизм обогащения ком-мерсантов, а передаточное устройство в экономическом механизме общества. Если бы биржи стремились к макси-мизации своей прибыли, то это увеличивало бы плату за совершение сделки, что затрудняло бы реализацию товара. Но товаропроизводители заключают коммерческий союз между собой для того, чтобы решить проблему реализации, а не облагать куплю-продажу дополнительной пошлиной. Задача товаропроизводителей -- получить «свою» прибыль, которая уже содержится в их товаре, а не пускаться в спе-кулятивную игру.

2. Биржевой товар - понятие и состав, его характеристика

2.1 Роль биржевых товаров в современной мировой экономике

К биржевым товарам относят товары, полностью или час-тично продаваемые через биржи. Как уже отмечено выше, объ-ектами биржевой торговли являются товары, обладающие та-кими свойствами, как однородность, взаимозаменимость, воз-можность установления стандарта качества. Кроме того, до-вольно долго считалось, что биржевыми не могут быть скоро-портящиеся товары, но современная научно-техническая рево-люция позволила ввести в биржевой оборот ряд видов скоро-портящейся продукции.

Большое значение на формирование биржевого рынка того или иного товара оказывает практика ценообразования. Товары с невысокой степенью монополизации производства либо по-требления имеют больше шансов надолго остаться предметом биржевой торговли. В то же время возможно существование биржевой торговли весьма высокомонополизированными това-рами в том случае, если имеется устойчивая доля свободной торговли и немонопольные участники -- продавцы либо поку-патели. Примером этого является рынок нефти и нефтепродуктов.

В целом число товаров, продаваемых на товарных биржах, за XX в. существенно сократилось. В конце XIX в. биржевых товаров насчитывалось более 200 наименований. Крупными группами биржевых товаров были в прошлом черные металлы, уголь и ряд других товаров, с которыми сегодня операции бо-лее не ведутся. К середине XX в. число биржевых товаров со-кратилось до полусотни и с тех пор по количеству оставалось примерно постоянным. В то же время число фьючерсных рын-ков неуклонно расширялось. Под фьючерсным рынком понима-ется рынок определенного качества какого-то товара, поэтому по одному товару могут существовать несколько рынков.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.