Рефераты. Биржевой товар - понятие и состав, его характеристика

p align="left"> Согласно установленным правилам, исходя из понятия биржевого товара, каждая биржа вправе самостоятельно устанавливать состав товаров, которые будут являться объ-ектом биржевого торга. Однако при этом учитываются те требования, которые предъявляются к биржевым товарам практикой биржевой торговли. Объектом биржевой тор-говли в настоящее время являются примерно 70 видов то-варов. Их можно объединить в следующие группы и под-группы, например:

сырье и полуфабрикаты:

§ цветные металлы (медь, олово, цинк, свинец, ни-кель, алюминий);

§ драгоценные металлы (серебро, золото, платина);

энергоностиели:

§ жидкие (дизельное топливо, бензин, сырая нефть);

§ газообразные (газойль, природный газ, пропан);

сельскохозяйственные, лесные товары и продукты их переработки:

§ зерновые (пшеница, кукуруза, овес, ячмень, рожь);

§ маслосемена (льняное, хлопковое семя, соя, бобы, со-евое масло, шрот);

§ живые животные и мясо (крупный рогатый скот, свиньи, мясо окорока);

§ текстильные товары (хлопок, джут, шерсть, натураль-ный и искусственный шелк, пряжа, лен);

§ пищевкусовые товары (сахар, кофе, какао-бобы, рас-тительные масла, картофель, перец, яйца, арахис, концен-трат апельсинового сока).

Биржевые сделки, заключенные на товарной бирже, классифицируются по разным признакам.[7]. Одним из них является наиболее часто встречаемый объект торга, кото-рый может быть представлен как в виде реального товара, так и в качестве контракта, представляющего право на то-вар или на его заключение. В соответствии с данным при-знаком биржевые сделки принято делить на две группы:

* сделки с реальным товаром;

* сделки без реального товара.

Развитие биржевой торговли начиналось именно со сде-лок с реальным товаром, целью которых была действитель-ная поставка реально существующего товара. Эволюция биржевой торговли выработала своеобразный биржевой ме-ханизм, позволяющий заключать сделки в отсутствие това-ра на товар, который будет произведен в будущем и реаль-ная поставка которого будет осуществляться не на бирже-вом, а на так называемом наличном (реальном) рынке.

3. Особенности развития биржевых рынков

3.1 Рынок цветных и драгоценных металлов

Все металлы можно в целом разде-лить на две группы: промышленные и драгоценные. Для некоторых из них это деление со временем становится не столь очевидным. На одном конце этого спек-тра находится золото, торговые сделки с которым часто осуществляются исключи-тельно с целью накопления. Когда инве-сторы видят неустойчивость ценных бу-маг или валюты, предположим, в резуль-тате высокой инфляции, они обращают-ся к рынку драгоценных металлов с це-лью защиты стоимости своих активов. Кроме того, добыча драгоценных метал-лов относительно ограничена, поэтому они сохраняют свою ценность несмотря на ко-лебания экономической активности.

На другом конце спектра -- чисто промышленные металлы, такие, как медь, алюминий, цинк, олово, никель и синец. Эти металлы часто называют ба-зовыми. Сделки с ними совершаются ис-ключительно с целью их переработки. Следовательно, ценность каждого из них тесно связана с колебаниями спроса и предложения на соответствующем рын-ке, что в свою очередь определяется си-туацией в конкретной отрасли экономики.

Некоторые из металлов, например, серебро, имеют двойст-венную природу. В определенные периоды в зависимости от экономических условий серебро воспринималось то как драго-ценный металл, то исключительно как промышленный металл. Дополнительным фактором ценности серебра стало резкое уменьшение его добычи в последнее десятилетие в связи с ис-тощением основных месторождений.

Промышленные и драгоценные металлы являются класси-ческим примером биржевого товара, отвечая всем необходи-мым для этого требованиям. С самого начала биржевой торгов-ли в мире на многих биржах операции с черными, цветными и драгоценными металлами проводились весьма активно. Но в дальнейшем судьба каждого металла складывалась по-разному. Так, черные металлы ушли из биржевого оборота в конце XIX в. и в настоящий момент являются объектом внебиржевой торгов-ли. Некоторые из цветных металлов, например, медь, постоян-но присутствовали на бирже; другие (олово) уходили и вновь возвращались на биржевой ринг. Самыми «молодыми» бирже-выми металлами стали алюминий и никель, резко возросший интерес к которым объясняется стремительным развитием вы-сокотехнологичных отраслей промышленности.

В отличие от промышленных металлов группа драгоценных металлов стабильно присутствует на биржах многих стран. Из-менения в этой группе связаны главным образом с совершен-ствованием условий сделок, введением различных единиц кон-трактов и т.д.

Биржевая торговля цветными металлами сконцентрирована в Великобритании и США при резком преобладании англий-ского рынка. Торговля драгоценными металлами ведется на многих биржевых площадках США, Европы и Юго-Восточной Азии, однако определяющую роль играют американские биржи.

3.2 Особенности современного нефтяного рынка

До 60-х годов нынешнего столетия говорить о мировом рынке нефти и нефтепродуктов можно было лишь весьма относительно, поскольку и добыча, и. нефтепереработка были в руках между-народных нефтяных монополий, а столь высокая степень монополизации привела к существенным изменениям в рыноч-ных отношениях, основой которых, как известно, является множественность уча-стников и конкуренция между ними. Однако уже в то время наряду с регуляр-ными контрактами стала возникать прак-тика заключения разовых краткосрочных сделок, участниками которых являлись немонополизированные предприятия от-расли.

Серьезные изменения в организации нефтяного рынка и нефтяной торговли произошли в 70-х годах, когда независи-мые компании начали строить свои неф-теперерабатывающие заводы. Их продук-ция продавалась иногда также на долгот срочной основе. Но чаще сферой дея-тельности этих участников рынка стано-вились разовые краткосрочные сделки. Поскольку сбытовая политика этих неза-висимых компаний была в основном ориентирована на краткосрочные контракты, то и их политика в области закупок сырья (нефти) также строилась подобным образом. Так, в результате двой-ного воздействия стал резко расти рынок спот -- нефтяной рынок краткосрочных разовых сделок, пред-ставляющий собой самый подвижный и переменчивый сектор нефтяной торговли. Пока нефтепереработка приносит прибыль, рынок спот активно функционирует, но как только в результате неблагоприятной конъюнктурной ситуации отрасль становится убыточной, это немедленно сказывается на краткосрочном рынке.

В условиях резко усилившейся в 80-е годы нестабильности на рынке нефти и нефтепродуктов, характеризующейся уча-стившимися периодами превышения предложения над спро-сом, а также неустойчивостью цен, значение регулярных кон-трактов как средства, обеспечивающего стабильность поставок, существенно понизилось. В то же время в связи с выдвижени-ем на первый план проблемы максимально оперативной кор-ректировки цен стал быстро развиваться рынок разовых сделок. С конца 70-х годов он стал играть для растущего числа компа-ний, в том числе и для международных монополий, роль од-ного из важнейших источников покрытия потребностей обслу-живаемых ими конечных потребителей. Так, если в конце 70-х годов компании -- ведущие поставщики жидкого топлива в странах Западной Европы с помощью рынка разовых сделок обеспечивали около 10% своих продаж, то в середине 80-х го-дов -- уже более 25%.

Так сложилось, что независимые нефтяные компании скон-центрировали свои предприятия в определенных районах, удобных с точки зрения транспортировки как сырой нефти, так и произведенных нефтепродуктов. Данные районы и стали ос-новными центрами торговли на рынке спот. Это прежде всего район Амстердам -- Роттердам -- Антверпен, Средиземномор-ское побережье Италии, побережье Мексиканского залива США, Карибское море и, несколько позднее, Сингапур.

Повышение доли разовых сделок с немедленной поставкой товара повлекло за собой увеличение рисков финансовых по-терь в силу значительных колебаний цен по разовым сделкам в течение небольших периодов времени. Объективный характер этих финансовых рисков обусловлен для производителей зна-чительным разрывом во времени между приобретением сырья и продуктов его первичной переработки и их реализацией конеч-ному потребителю. Увеличились финансовые риски и конечных потребителей, которые были вынуждены создавать и поддержи-вать запасы нефти и нефтепродуктов на определенном уровне в силу непрерывного характера производственного процесса. Увеличился риск возможных финансовых потерь и у торговых фирм из-за изменения цен в период транспортировки товара от места приобретения до пункта конечной реализации.

В целом потери участников торговли при использовании ра-зовых сделок могут быть весьма значительными. Поэтому од-новременно с развитием рынка спот компании начали изыски-вать средства для страхования возможных убытков. Одним из путей снижения финансовых рисков стали нефтяные биржи, на которых с конца 70-х годов наблюдался заметный рост опера-ций и участников.

Биржевой рынок нефти и нефтепродуктов складывался в течение довольно значительного времени, и вплоть до конца 70-х годов попытки внедрения тех или иных видов операций с этими товарами не всегда заканчивались успешно.

В послевоенный период торговля жидким топливом была впервые предпринята в 1974 г. на бирже срочных сделок в Ам-стердаме, где стали осуществляться фьючерсные операции с дизельным топливом. В то же время на Нью-Йоркской бирже хлопка начали торговлю нефтяными контрактами.

В 1974 г. попытка организовать биржевую торговлю нефтетоварами была предпринята и на Нью-Йоркской товарной бирже (НАЙМЕКС), в частности, операции с бункерным и ди-зельным топливом. Однако вскоре операции на указанных биржах были прекращены, поскольку в то время для биржевой торговли еще не сложились подходящие условия.

Впрочем, с 1971 г. существует самый старый биржевой энергетический контракт на пропан, который продавался на Нью-Йоркской хлопковой бирже, а затем перешел на Нью-Йоркскую товарную биржу. Этот контракт, торговля которым не прекращалась и существует до настоящего времени, не был успешным, несмотря на свое долголетие, и объем операций по нему едва достигает нескольких сделок в день.

Если не принимать во внимание этот контракт, то за пери-од, прошедший с первых попыток внедрения нефтяных кон-трактов и до начала более или менее успешной торговли бир-жевым контрактом на дизельное топливо в 1978 г., предпринимались неоднократные попытки внедрить топливные товары в биржевую торговлю. Эти попытки осуществлялись как в Евро-пе, так и в США, в различных центрах. Однако их неудача сви-детельствовала о том, что условия для этого еще не созрели.

Во второй половине 70-х годов произошло существенное изменение в структуре мирового нефтяного рынка: значительно увеличилось число участников операций за счет независимых компаний при снижении роли международных нефтяных мо-нополий; уменьшилось значение регулярной торговли и воз-росла роль разовых сделок; цены разовых сделок, колеблющие-ся под воздействием множества факторов, стали основным ви-дом цен. Все эти изменения в целом и стимулировали быстрый рост и развитие биржевой торговли нефтью и нефтепродуктами.

В Европе биржевая торговля нефтью и нефтепродуктами, если не считать операций в 70-е годы, началась в апреле 1981 г. на специально организованной Международной нефтяной бирже (МНБ) в Лондоне. Первым стал контракт на газойль (европейское название дизельного топлива). Для стимулирова-ния торговли Лондонская биржа, учитывая опыт бирж США, стала проводить активную маркетинговую кампанию. В разви-тии этой торговли она в принципе столкнулась с теми же про-блемами, что и американские биржи, при этом ситуация ос-ложнялась фактором большей узости европейского нефтяного рынка и отсутствием корреляции между биржевыми котиров-ками в Лондоне и Нью-Йорке из-за действовавших тогда мер импортного контроля в США.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.