Рефераты. Комплексный анализ финансового рынка факторинговой услуги

p align="left">Производитель заключает с банком договор, по которому переуступает ему права требования по оплате товара, предоставленного торговому агенту. Банк сразу же оплачивает производителю от 60 до 90% стоимости товара. Остальную сумму за вычетом комиссионных он перечисляет ему после полной оплаты товара агентом.

Факторинговая операция выгодна всем трем участникам сделки. У производителя исчезают проблемы с оборотными средствами. К тому же по его желанию банк берет на себя общение с дебитором. Предприятия продавцы реализуют продукцию в условиях отсрочек по платежам производителям. Учитывая хроническое отсутствие оборотных средств, это для них огромный плюс. Банкам же факторинговые операции обеспечивают постоянных клиентов. Кроме того, банки зарабатывают на этой операции приличные комиссионные. Средства, предоставляемые клиенту, оборачиваются достаточно быстро: срок отсрочки платежа в среднем составляет чуть больше месяца. Следовательно, 3-5% комиссионных с поставки - это больше, чем средняя ставка (средние ставки по классическим кредитам). Поэтому, такой инструмент широко используется банками и компаниями во всем мире.

Учитывая, что в качестве основного источника средств для осуществления факторинговых операций используются депозиты и кредитные ресурсы банка, необходимо производить расчет оборачиваемости средств факторинга, стремясь к максимальному ее снижению. Оборачиваемость (О) рассчитывается следующим образом:

О = Задолженность по лицевым счетам факторинга/ Однодневный кредитовый оборот по факторингу Смирнов К.А. Основы банковского дела.-М.:Граница. 2007, с. 204

Процент по факторингу, как правило, ниже процента, взимаемого банками по краткосрочным кредитам. Процентная ставка по факторингу на территории России колеблется от 10 до 22 % годовых.

С учетом потребностей конкретных клиентов заключается один из возможных вариантов факторинговых договоров: о полном обслуживании и о предварительной оплате (факторинговый отдел незамедлительно оплачивает поставщику всю или часть суммы акцептованных покупателем платежных требований за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги).

Стоимость факторингового обслуживания достаточно высока из-за комплексного характера услуг фактор-фирмы и повышенных рисков в случае безоборотного факторинга. Она складывается из:

А) процента за пользование кредитом (выше рыночной ставки по кредитам соответствующей срочности на 2-3 процентных пункта);

Б) платы за обслуживание (бухгалтерия, инкассирование долга и другие услуги): взимается как процент от суммы счета-фактуры, обычно в пределах 0,5-3% от суммы переуступленных счетов;

В) при безоборотном факторинге - специальной надбавки за риск в размере 0,2-0,5% от суммы кредитования.

2.2 Спрос на факторинг как фактор оптимального управления дебиторской задолженностью для промышленного предприятия

Финансовое состояние предприятия и его устойчивость в значительной степени зависят от того, каким имуществом располагает предприятие, в какие активы вложен капитал и какой доход они приносят.

Сведения о размещении капитала, имеющегося в распоряжении предприятия, содержатся в активе баланса.

Средства предприятия могут использоваться как в его внутреннем обороте, так и за его пределами (дебиторская задолженность, долгосрочные и краткосрочные финансовые вложения, денежные средства на счетах в банках).

Оборотный капитал может находиться в сфере производства (запасы, незавершенное производство, расходы будущих периодов) и в сфере обращения (готовая продукция на складах и отгруженная покупателям, средства в расчетах, краткосрочные финансовые вложения, денежная наличность в кассе и на счетах в банках, товары и другое.)

Для предприятия важно анализировать изменения состава и динамики оборотных активов как наиболее мобильной части капитала. От состояния оборотных активов в значительной степени зависит финансовое состояние предприятия. Следует иметь в виду, что стабильность структуры оборотного капитала свидетельствует об устойчивом, хорошо отлаженном процессе производства и сбыта продукции и, наоборот, существенные структурные изменения - признак нестабильной работы предприятия.

Большое влияние на оборачиваемость капитала, вложенного в оборотные активы, а следовательно, и на финансовое состояние предприятия оказывает увеличение или уменьшение дебиторской задолженности. Искусство управления дебиторской задолженностью заключается в оптимизации общего ее размера и обеспечении своевременной ее инкассации. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия.-М.:ИНФРА-М, 2006, с.345

Дебиторская задолженность - это суммы, причитающиеся с покупателей и заказчиков.

Несоблюдение договорной и расчетной дисциплины, несвоевременное предъявление претензий по возникающим долгам приводят к значительному росту неоправданной дебиторской задолженности, а следовательно, к нестабильности финансового состояния предприятия.

Предприятия заинтересованы продавать свою продукцию покупателям и заказчикам, способным своевременно оплачивать счета.

Все счета к получению классифицируются по группам: срок оплаты не наступил; просрочка от 1 до 30 дней; просрочка до 90 дней; просрочка до 180 дней; просрочка до 360 дней; просрочка более 1 года.

Выделяют также оправданную задолженность (срок погашения которой не наступил либо составляет менее 1 месяца) и неоправданную. Чем больше срок просрочки, тем вернее неуплата по счету.

Счета, которые покупатели не оплатили, называются сомнительными долгами (безнадежными). Безнадежные долги означают, что с каждого рубля, вложенного в дебиторскую задолженность, определенная часть не будет получена (возвращена). Лиференко Г.Н. Финансовый анализ предприятия.-М.:Финансы и статистика, 2006, с.94

Резкое увеличение дебиторской задолженности и ее доли в оборотных активах может свидетельствовать о неосмотрительной кредитной политике предприятия по отношению к покупателям, либо об увеличении объема продаж, либо о неплатежеспособности и банкротстве части покупателей.

Сокращение дебиторской задолженности оценивается положительно, если оно происходит за счет сокращения периода ее погашения.

Если же дебиторская задолженность уменьшается в связи с сокращением отгрузки продукции, то это свидетельствует о снижении деловой активности предприятия.

Следовательно, рост дебиторской задолженности не всегда оценивается отрицательно, снижение - положительно.

Необходимо различать нормальную и просроченную задолженность. Наличие последней создает финансовые затруднения, так как предприятие будет ощущать недостаток финансовых ресурсов для приобретения производственных запасов, выплаты заработной платы и другое. Кроме того, замораживание средств в дебиторской задолженности приводит к замедлению оборачиваемости капитала. Просроченная дебиторская задолженность означает также рост риска непогашенных долгов и уменьшение прибыли. Поэтому каждое предприятие заинтересовано в сокращении сроков погашения причитающихся ему платежей.

Управление дебиторской задолженностью на промышленном предприятии включает 11 основных технологических процедур:

- анализ динамики и состава дебиторской задолженности, а также периода ее инкассации в предстоящем периоде;

- формирование основных принципов осуществления расчетов предприятия с контрагентами на предстоящий период (сроки платежей, формы расчетов);

- выявление финансовых возможностей предоставления предприятием товарного (коммерческого) или потребительского кредита:

- определение возможной суммы оборотных активов, отвлекаемых в дебиторскую задолженность по товарному (коммерческому) и потребительскому кредиту, а также по выданным авансам;

- формирование состава и оценка предстоящих дебиторов по товарным операциям (надежные, недостаточно надежные и ненадежные партнеры);

- лимитирование размеров предоставляемого предприятием кредита;

- оценка величины финансовых потерь от отвлеченных оборотных активов и возможностей их компенсации. Здесь необходимо использовать дисконтирование долга, которое должно учитывать инфляцию;

- формирование условий обеспечения взыскания дебиторской задолженности (под векселя, страхование дебиторами кредитов);

- формирование системы штрафных санкций за просрочку исполнения обязательств;

- установление процедуры взыскания дебиторской задолженности по срокам, форме, порядку взыскания задолженности;

- использование современных форм рефинансирования дебиторской задолженности в денежные активы, краткосрочные ценные бумаги (факторинг, учет векселей, форфейтинг). Сергеев Л.И. Финансы отраслей и предприятий регионов.-Калининград:Янтарный сказ, 2005, с.215

Основная цель факторингового обслуживания инкассирование дебиторских счетов своих клиентов и получение причитающихся в их пользу платежей. Эта услуга может оказываться фактором клиенту как без финансирования, так и с финансированием.

В первом случае клиент факторинговой компании, отгрузив продукцию, предъявляет счета своему покупателю через посредство компании, задача которой получить в пользу клиента платеж в сроки согласно хозяйственному договору (обычно от 30 до 120 дней).

В случае, инкассирования счетов с финансированием факторинговая компания покупает счета-фактуры у клиента на условиях немедленной оплаты 80-90 % стоимости отгрузки, т. е. авансирует оборотный капитал своего клиента (дисконтирование счетов-фактур).

Резервные 10-20% стоимости отгрузки клиенту не выплачиваются, а бронируются на отдельном счете на случай претензий в его адрес от покупателя по качеству продукции, ее цене и т. п. Получение такой услуги наиболее полно отвечает потребностям функционирующих предприятий, так как позволяет им посредством факторинга превратить продажу с отсрочкой платежа в продажу с немедленной оплатой и таким образом ускорить движение своего капитала.

За дисконтирование счетов-фактур факторинговая компания взимает с клиента:

а) комиссионные (за инкассацию счетов);

б) процент по факторинговому кредиту. Он взимается от даты предоставления кредита до срока поступления средств за эту продукцию от покупателя. Этот процент обычно на 1 - 2 пункта выше учетной ставки.

По соглашению сторон между поставщиком и факторинговой фирмой при факторинге с финансированием может предусматриваться право регресса, т. е. право возврата факторинговой фирмой не оплаченных покупателем счетов с требованием возмещения кредита факторинговой фирме. Однако в мировой практике факторинг с регрессом применяется редко, и, как правило, факторинговые фирмы весь риск неплатежа берут на себя.

Помимо «дисконтирования фактур» факторинговая компания может выполнять ряд других услуг, связанных с расчетами и основной хозяйственно-финансовой деятельностью клиента:

- вести полный бухгалтерский учет дебиторской задолженности;

- консультировать по вопросам организации расчетов, заключения хозяйственных договоров, своевременному получению платежей и т. п.;

- информировать о рынках сбыта, ценах на товары, платежеспособности будущих покупателей и т. п.;

- предоставлять транспортные, складские, страховые, рекламные и другие услуги.

В этих условиях факторинг становится универсальной системой финансового обслуживания клиентов (конвенционный факторинг). За клиентом сохраняются практически только производственные функции. При такой форме факторинга клиент может существенно сократить собственный штат служащих, что способствует снижению издержек по производству и сбыту продукции. Но одновременно возникает риск почти полной зависимости клиента от факторинговой компании, так как такие отношения ведут к полному осведомлению фактора о делах своих клиентов, подчинению их своему влиянию и контролю.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.