Рефераты. Корпоративное кредитование в России

p align="left">7) Многие банки, рекламируя свои ипотечные программы, заявляют о льготных условиях и скидках корпоративным клиентам. Корпорации давно уже стали лакомыми кусочками, за предоставление кредитов которым сражаются банкиры. Сегодня мы поговорим о том, что понимается под корпоративным кредитованием, насколько распространен такой вид ипотеки сегодня. Рассмотрим схему оформления подобных кредитов и узнаем, существуют ли банки, с точки зрения корпораций, предлагающие самые интересные программы.

Ипотечные договоры с сотрудниками крупных компаний, с юридической точки зрения, оформляются по той же схеме, что и с обычными заемщиками. Как правило, заемщиком выступает не компания, а человек - физическое лицо [8, с. 149].

8) Увеличивая рынки сбыта, предприниматели нередко сталкиваются с нехваткой оборотных средств, необходимых для закупки и расширения ассортимента. И тогда останавливают свой выбор на факторинге. Факторинг -- это комплекс финансовых услуг, оказываемых банком оптовым поставщикам товаров и услуг, имеющий бессрочный характер. Факторинг представляет неоценимую выгоду для тех, чьи кредиты уже исчерпаны, а других средств привлечения финансов нет. Таким образом, инструмент факторингового обслуживания удовлетворяет потребность поставщика товаров и услуг в оборотных средствах. Цель факторинга -- стимулирование роста объема продаж. Факторинговая услуга не конкурирует с банковским кредитом, потому что она актуальна тогда, когда все кредиты в банке уже выбраны, но еще нужны дополнительные оборотные средства для развития: в сезонные пики, в период развития и расширения рынка, во время раскрутки нового бренда. Следует понимать, что факторинг расширяет уже привычный спектр банковских услуг и является более простой и гибкой процедурой, по сравнению с привычным кредитом.

Многие компании с мировой известностью использовали для своего развития именно факторинговое обслуживание. Эта услуга включает финансирование поставок товаров, учет состояния дебиторской задолженности и регулярное предоставление соответствующих отчетов клиенту. Банк берет на себя функции контроля за своевременностью оплаты поставок покупателями. Факторинговое обслуживание подходит поставщикам именно потому, что выгодно отличается от кредита. При факторинге не требуется оформление такого множества документов, как при кредите. Факторинговое финансирование выплачивается автоматически при предоставлении накладной и счета-фактуры. Кроме того, кредит требует погашения в строго определенный срок, а факторинговое финансирование выплачивается в день поставки товара и находится в обороте у поставщика до тех пор, пока он осуществляет отгрузки.

Одно из основных преимуществ факторинга в том, что он не требует за лога, и за счет этого процедура привлечения оборотных средств значительно упрощается. Те средства, которые привлекаются при факторинге, не зависят от уже имеющихся кредитов и позволяют значительно увеличивать объем продаж. При факторинге поставщик получает деньги в необходимом количестве и на необходимый срок. Кроме того, когда полученный кредит погашен, нет уверенности в том, что банк предоставит новый, а факторинговое обслуживание носит бессрочный характер.

Существенным плюсом при выборе факторингового обслуживания является то, что контроль за состоянием дебиторской задолженности берет на себя банк, поэтому с бизнесмена снимается эта функция. Кроме того, механизм факторинга может освободить поставщика от напоминаний дебиторам об оплате. Все эти функции берет на себя банк. Заключая договор факторинга, компании получают возможность исключить риски, связанные с поставкой товаров в кредит: риск неполучения платежа от покупателя в срок; риск резкого изменения рыночной стоимости денежных ресурсов; риск изменения курса доллара в период отсрочки платежа по поставке.

Факторинг широко используется в работе поставщиков и производителей продуктов питания, алкогольной и парфюмерно-косметической продукции, товаров народного потребления, медикаментов, строительных материалов, бытовой химии и упаковочной продукции.

9) Предоставление банковских гарантий представляет собой безотзывное обязательство банка выплатить определенную денежную сумму в том случае, если условия контракта не выполняются стороной, за которую банк дает гарантию. Существует несколько видов гарантий:

* Платежная гарантия используется, чтобы гарантировать продавцу оплату приобретенных покупателем товаров и услуг. Банк-гарант обязуется выплатить продавцу по его первому требованию определенную сумму в случае представления продавцом в банк-гарант заявления о том, что покупатель не оплатил поставленный товар.

* Гарантия предложения (тендерная гарантия) используется при проведении международных тендеров и обеспечивает покрытие расходов организаторов тендера в случае, когда участник отзывает свое предложение или не принимает сделанный ему заказ.

* Гарантия исполнения используется для укрепления договорных отношений между покупателем и продавцом и обеспечивает поставку товара или оказание услуги в срок и на условиях, означенных в контракте. * Гарантия возврата авансового платежа используется, когда в контракте предусмотрен авансовый платеж в пользу продавца. Она обеспечивает его возврат покупателю в случае невыполнения продавцом обязательств по поставке товаров или предоставлению услуг [8, с. 144].

Как правило, для получения банковской гарантии необходимо предоставить в банк заполненный бланк заявления и договориться об обеспечении гарантии. В качестве обеспечения могут использоваться:

* денежные средства в размере суммы гарантии (перечисляемые на специальный счет гарантийного покрытия);

* срочный депозит в банке;

* коммерческий залог активов предприятия;

* кредит под залог недвижимого имущества и прочие приемлемые формы.

Краткосрочный кредит -- кредит, выдаваемый на срок до одного года, предназначенный для формирования оборотных средств предприятий и фирм.

10) Авалирование векселей это гарантии платежа по векселю со стороны банка. За эту услугу клиент уплачивает банку вознаграждение. В случае отсутствия покрытия по такому векселю со стороны клиента, банк оплатит вексель из собственных средств. Для улучшения качества векселя (повышения его ликвидности) предприятие может обратиться в обслуживающий банк с просьбой о предоставлении ему гарантии платежа по векселю, то есть об авалировании данного векселя коммерческим банком.

При авалировании чужого векселя банк заключает с лицом, за которое дается аваль, договор или соглашение об авалировании векселя. В таком договоре можно также оговорить ряд условий, таких как: сумма векселя и аваля, срок векселей, которые авалируются, величина вознаграждения, которое клиент уплачивает банку за такие услуги и т. п. Очень важным моментом является установление порядка оповещения банка о том, что клиент оплатил вексель и к банку не будет предъявлять требование. В интересах банка получить такое уведомление, поскольку на его основании он сможет списать с забалансового счета сумму своей задолженности по векселю. Комиссия, оговариваемая в соглашении, уплачивается банку в момент совершения им аваля и становится его доходом, вне зависимости от того, использовался аваль или нет. Сумма комиссионного вознаграждения может варьироваться в пределах от 1 до 10% от суммы аваля. В соглашении можно установить для клиента предельной суммы предоставляемого аваля. Аваль может быть выдан на сумму номинала векселя или на меньшую сумму. При неоплате основным должником векселя векселедержатель имеет право, не совершая протеста, обратиться к банку, давшего аваль за основного должника.

Завершая первую главу диплома, в которой я исследовала теоретический аспект корпоративного кредитования, можно сделать следующие выводы:

каждая кредитная организация формирует свои принципы взаимоотношений с корпоративными клиентами, в том числе при осуществлении вложений;

общим показателем, отражающим партнерские отношения банка с клиентом, выступает клиентоориентированность, т. е. степень детальности подхода к процессу обслуживания клиентов;

к наиболее значимым видам кредитования корпоративных клиентов относят следующие: краткосрочное кредитование; кредитование расчетного (текущего) счета (овердрафт); предоставление долгосрочных кредитов; организация проектного финансирования; организация синдицированного кредитования; лизинговые операции; ипотечное кредитование; факторинг; предоставление банковских гарантий; учет, авалирование векселей третьих лиц;

банковское кредитование предприятий и других организационно-правовых структур на производственные и социальные нужды осуществляется при строгом соблюдении принципов кредитования. Совокупное применение на практике всех принципов банковского кредитования позволяет соблюсти как общегосударственные интересы, так и интересы обоих субъектов кредитной сделки банка и заемщика.

2. Анализ российского рынка корпоративного кредитования

2.1 Анализ кредитования реального сектора российской экономики

В настоящее время в экономике страны сложилась достаточно противоречивая макроэкономическая ситуация для расширения взаимодействия коммерческих банков с предприятиями реального сектора экономики. Она выражается, прежде всего, в увеличении объема производства продукции, работ и услуг в различных отраслях материального производства и обеспечении более высоких темпов кредитования, чем прирост ВВП с одной стороны, и возникновением не стабильной макроэкономической ситуации, вызванной мировым финансовым кризисом с другой [54, с. 21].

Особенно это касается базовых отраслей, где произошли существенные изменения в структуре капитала и принятых обязательств предприятий по расчетам и платежам.

Следует отметить, что в условиях недостаточного уровня обеспеченности собственными оборотными средствами многие предприятия, особенно в области пищевой и перерабатывающей промышленности, сохраняют достаточно высокую потребность в кредитах, не смотря на сложную макроэкономическую ситуацию, связанную с мировым финансовым кризисом 2008 года.

Указанные обстоятельства делают актуальным исследование проблемы эффективности кредитования реального сектора экономики, с учетом постоянно изменяющихся социальных и экономических условий. С августа 2008 года произошли значительные изменения на рынке корпоративного кредитования, обусловленные развитием финансового кризиса. По данным банка России, на 1 августа 2008 года ключевые показатели банковского сектора оказались примерно в полтора раза ниже результатов 2007 года за аналогичный период. Годовой прирост корпоративного кредитования впервые за предшествующие 12 месяцев опустился ниже 50% и составил 48,5% [13, с 112]. Данные факты прослеживаются на фоне общей динамики рынка корпоративного кредитования. В этих условиях первоочередное значение приобретает оценка банковским сектором рисков платежеспособности заемщиков, возникающих в связи с неблагоприятной макроэкономической ситуацией. Определяющим показателем неплатежеспособности заемщика является просроченная задолженность.

Рост просроченной задолженности, отражающий эти риски и отрицательно сказывающийся на качестве балансовых показателей российских банков, продолжился во II кв. 2009 г. и стал одним из факторов, ограничивающих предложение кредитов (рис. 2.1.).

Рис. 2.1. Объемы просроченной задолженности, млрд руб.

По данным Центрального банка РФ, просроченная задолженность по кредитам, депозитам и прочим размещенным средствам выросла более чем в два раза, и увеличилась по состоянию на 1 июля 2009 г. на 97 % по сравнению с данными 2008 года. Это наглядно отражает рисунок 2.1. Причем стремительный рост объемов просроченной задолженности демонстрирует 4 квартал 2008 года. Удельный вес ее в этот период возрос с 1,5% в начале периода до 3% в конце, и составила 700 млрд. руб. Такая ситуация возникла по причине возникновения мирового финансового кризиса, который прежде всего оказал негативное влияние на банковский сектор. Дело в том, что из-за паники на фоне мирового финансового кризиса, в стране стал наблюдаться дефицит денежной массы, в частности наличности. Предприятия и организации стали на себе ощущать нехватку денег на покрытие текущих расходов. В период с декабря 2008 - по март 2009 года прекратилось финансирование крупных инвестиционных проектов, многие из них были законсервированы на неопределенный срок, предприятия и организации стали пересматривать свои стратегические планы, оказываться от реализации различных программ. К тому же образовалась просрочка по текущим обязательствам (перед персоналом, банками, поставщиками).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.