|
Коэффициенты надежности всех других банков, участвующих в рейтинговом исследовании, сравниваются с коэффициентами этого идеального банка. Место других банков в рейтинге надежности опре-деляется степенью приближения показателей данного банка к, наи-лучшим показателям с точки зрения надежности.
Но для построения итогового значения (или “вектора надежно-сти”) недостаточно просто просуммировать значения коэффициентов банка. Предварительно эти коэффициенты) нужно отнормировать и взвесить.
Зачем коэффициенты “нормировать” и “взвешивать”? Для ответа на этот вопрос необходимо еще раз обратиться к главному положению методики: для каждого банка рассчитывается некоторое число, увеличение которого на следующую дату будет означать с неизбеж-ностью увеличение общего уровня надежности данного банка.
Подсчет итогового числа проводится путем суммирования полу-ченных коэффициентов надежности. Однако в простом суммирова-нии есть опасности двух типов:
Во-первых, различная природа рассчитанных коэффициентов предполагает также, что на наше представление о надежности эти коэффициенты влияют по-разному. Что-то считается более важным, что-то важно, но не очень, что-то просто принимается “к сведению”.
Во-вторых, полученные коэффициенты должны быть приведены к одному масштабу. Ведь коэффициенты суммируются, и нас интере-сует только итоговая сумма. При этом одни коэффициенты по своей природе оказываются почти всегда больше других, (для коэффици-ентов надежности, например, это t2 = ВБ/АР, который всегда больше единицы, и t1 = К/СО, который чаще всего меньше единицы. При этом если принять, что на итоговую надежность эти коэффициенты влияют одинаково, тот банк, который больше влияния уделяет мини-мизации работающих активов, чем росту собственного капитала, бу-дет иметь неоправданное преимущество в итоговом рейтинге).
Избежать первого можно, проведя взвешивание коэффициентов по степени их значимости в итоговом рейтинге. Для второго приме-няется стандартная процедура нормировки.
Типы нормировок
Идеальная. Эту нормировку можно проводить именно на “идеаль-ный банк”, т.е. все коэффициенты реального банка предварительно делятся на значения этих коэффициентов для идеального банка, тем самым нормируясь на единицу.
Синтетическая (или реальная). Нормировку можно проводить ис-ходя из “реальности жизни”. Необходимо собрать статистику реально имеющихся коэффициентов надежности по всем банкам (или по их достаточному большинству). Далее предстоит убедиться в том, что идеальность, увы, пока недостижима, и нормировать рейтинговые коэффициенты на среднюю величину по группе банков, которые экс-перты большинством в 2/3 признают именно самыми надежными.
Идеально-реальная. Еще один вид нормировки: опять же собира-ем предварительно статистику, но в качестве нормы принимаем ту границу разброса коэффициентов самых надежных (с точки зрения экспертов) банков, которая ближе всего к признанному идеальному уровню.
Для построения аналитической модели и внедрения ее в практику представляется достаточным использовать идеальную нормировку, прежде всего потому, что несовершенство конкуренции на банков-ском рынке, недостаточная точность отражения операций и во мно-гом порочная практика пренебрежения нормами надежности для многих банков не позволит провести сравнение банков объективно.
Поэтому каждый из рассчитанных коэффициентов анализируемо-го банка нужно разделить на соответствующий коэффициент у иде-ального банка, т.е. k1 на 1, k2 на 4, k3 на 1, k4 на 3, k5 на 1. Для завер-шения процедуры теперь коэффициенты должны быть взвешены и просуммированы. Система взвешивания заключается в учете различ-ных предпочтений пользователей данным рейтингом по отношению к важности каждого из коэффициентов. Нам представляется, что наи-более важным коэффициентом надежности любого коммерческого банка является генеральный k5 = К/АР, т.е. степень покрытия риско-ванных вложений собственным капиталом, который имеет вес 40%. Для всех остальных показателей веса следующие: а1 = 20%, а2 = 10%, а3 = 15%, а4 = 15%. Сумма весовых процентов составляет 100%.
Таким образом, для определения “вектора надежности” любого коммерческого банка, участвующего в рейтинге, необходимо рассчи-тать по его балансовым счетам пять коэффициентов надежности, за-тем отнормировать результат, и с учетом весов сложить. Формула в общем виде для определения “вектора надежности” банка следую-щая:
,
(где 1 - номер коэффициента от 1 до 5).
Кроме изложенной методики существуют также экспресс-методика анализа на основе структурно-коэффициентного метода, экспресс-методика на основе коэффициентного анализа, анализ надежности банка на основе публикуемой отчетности, анализ надежности банка на основе рейтинговой системы, а также другие методики. Аналитические показатели данных методик представлены в таблицах №2-6.
Представленный набор показателей вполне приемлем для анализа нашими коммерческими банками с целью изыскания резервов роста прибыли, поддержания ликвидности и минимизации бан-ковских рисков.
Глава 2. Оценка ликвидности баланса и анализ платежеспособности коммерческого банка
1. Оценка ликвидности баланса коммерческого банка
Основные направления анализа ликвидности баланса банка
В процессе анализа ликвидности баланса коммерческого банка ставится задача определения фактической ликвидности, соот-ветствие ее нормативам, выявление факторов, вызвавших откло-нения фактического значения коэффициентов ликвидности от установленных Национальным банком РК.
Основными качественными факторами, определяющими ликвидность, являются виды привлеченных депозитов, их источники и стабильность. Поэтому анализ депозитной базы служит отправным моментом в анализе ликвидности банка к поддержании его надеж-ности.
Используя методы сравнительного анализа пассивных операций, можно выявить изменения в объемах этих операций, определить воздействие их на ликвидность банка. Основное место в ресурсах банка занимают привлеченные депозиты, расчетные и текущие сче-та. Привлеченные средства по срокам востребования, т.е. степени ликвидности, могут быть подразделены для анализа на следующие подгруппы: 1. Срочные депозиты. 2. Депозиты да востребования (средства государственного бюджета и бюджетных организаций, рас-четные и текущие счета предприятий, организаций, кооперативов, арендаторов, предпринимателей, населения, а также средства в расчетах). 3. Средства, поступившие от продажи ценных бумаг. 4. Кредиторы. 5. Кредиты других банков. Удельный вес отдельных подгрупп в общей сумме привлеченных средств характеризует место и роль в кредитном потенциале каждого вида ресурса и соответству-ющих экономических контрагентов.
В процессе осуществления депозитной политики коммерческим банкам целесообразно использовать следующий математический инструментарий.
1. При определении среднего срока хранения вкладного тенге, который отражает в динамике стабильность вкладов, что особенно важно для оценки вкладов в качестве ресурсов краткосрочного кредитования.
,
где: СД - средний срок хранения в днях;
Оср - средний остаток вкладов;
В - оборот по выдаче вкладов;
Д - количество дней в периоде.
2. При определении уровня оседания средств, поступивших во вклады:
,
где: Ок - остаток вкладов на конец года;
Он - остаток вкладов на начало года;
П - поступления во вклады.
3. При определении доли средств от плановой выручки, оседаю-щей на расчетном счете, которая без ущерба для предприятия может быть помещена на срочный депозитный счет:
,
где: Дос - доля средств от плановой выручки предприятия, которая может быть помещена на срочный депозитный счет в планируемом периоде:
Оср - средний остаток средств на расчетном счете за соответст-вующий период прошлого года (3, 6, 9,12 месяцев), рассчитыва-ется как средняя хронологическая на основании фактических остатков на месячные или квартальные даты;
Пфакт - фактические поступления на расчетный счет (фактиче-ская реализация за соответствующий период прошлого года);
Ппл - ожидаемые поступления на расчетный счет (план по реализации) в планируемом периоде.
Важнейшим инструментом депозитной политики является про-цент. Чем надежнее пассивы, т.е. чем больше срок и сумма де-позитов, тем больший процент гарантирует банк. Кроме того, процент по депозиту должен учитывать уровень инфляции.
Депозитная политика отечественных коммерческих банков начинает применять инструменты зарубежной практики - это де-позитный сертификат на предъявителя, появившийся в конце 1990 г., который может обращаться на рынке как любая другая ценная бу-мага. Он имеет два преимущества. Во-первых, де-позитные сертификаты в отличие от других инструментов депозитной политики являются предметом биржевой игры, и, следовательно, покупатель может рассчитывать на извлечение до-полнительной прибыли в результате благоприятного изменения конъюнктуры рынка. Во-вторых, в случае осуществления правительством намерений о замораживании депозитов предприятий приобретение сертификата, имеющего свободное хождение на рынке, даст их владельцам некоторую свободу маневра. В этой ситуации сертификат становится альтернативным средством платежа.
Банки должны иметь свою стратегию поддержания устойчивости депозитов. Частью такой стратегии выступает маркетинг - повы-шение качества обслуживания клиентов, с тем чтобы они оставались верными банку и во время кризисных ситуаций. Повышение срока сберегательных депозитов, их средней суммы также смягчает коле-бания депозитов во время кризисов.
В процессе анализа ликвидности баланса целесообразно выявить меру соблюдения принципов ликвидности с помощью поддержания оптимального соотношения между сроками депозитов и сроками средств, размещаемых в активных операциях. Анализ целесообразно проводить путем расчета следующих коэффициентов:
К1 - коэффициент ликвидности для ресурсов с ограниченной ликвидностью (средства на счетах до востребования, средства на срочных вкладах со сроками до 6 месяцев);
К2 - коэффициент ликвидности для ресурсов со средней ликвидностью (средства на срочных счетах со сроком от 6 месяцев до 1 года);
К3 - коэффициент ликвидности для ресурсов с высокой ликвидностью (средства на срочных счетах со сроком от года до 4 лет).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.