Также как и в управлении ликвидностью в управлении платежеспособностью различают несколько теорий.
По первой теории ликвидность банка лежит в основе его платежеспособности. Платежеспособность трактуется как способность банка в должные сроки и в полной сумме отвечать по своим обязательствам. Одна-ко она зависит не только от ликвидности баланса, но и от ряда других факторов. К их числу относятся: политическая и экономическая ситуация в стране или регионе, состояние денежного рынка, возможность рефинансирования в Национальном банке, развитие рынка цен-ных бумаг, наличие и совершенство залогового и банковского законодательства, обеспеченность собственным капиталом банка, надежность клиентов и банков-партнеров, уровень менеджмента в банке, специализация и разнообразие банковских услуг данного кредитного учреждения и других факторов. Одновременно указан-ные факторы влияют прямо или косвенно на ликвидность баланса банка, а также находятся в определенной взаимосвязи друг с другом. Сказанное можно проиллюстрировать в виде рисунка (см. рис. №5).
По второй теории под платежеспособностью понимают надежность, то есть способность в любой ситуации на рынке, а не в соответствии с наступающими сроками платежей выполнять взятые на себя обязательства.
Надежность банка зависит от множества различных факторов. Условно их можно разделить на внешние и внутренние.
Ко внешним относятся факторы, обусловленные воз-действием внешней среды на банк, то есть факторы, оп-ределяющие состояние финансового рынка, национальной и мировой экономики, политический климат в стра-не, а также форс-мажорные обстоятельства.
Ко внутренним относятся факторы, обусловленные профессиональным уровнем персонала, в том числе выс-шего, и уровнем контроля за проводимыми банком опе-рациями.
Вероятность неблагоприятного влияния конкретных факторов или их комбинации на надежность банка ха-рактеризуется рисками.
Под риском понимается угроза потери части своих ресурсов, недополучение доходов или произведение до-полнительных расходов в результате проведения финан-совых операций (размер возможных потерь определяет уровень рискованности этих операций). Риски появля-ются в результате несоответствия прогнозов реально раз-вивающимся событиям.
Риски очень сложно классифицировать по факторам, их вызывающим, так как их проявлению способствует воздействие совокупности различных как внешних, так и внутренних факторов. Например, причиной роста риска ликвидности может быть не только невозможность опера-тивного привлечения денежных ресурсов на межбанков-ском рынке, но и ошибки в планировании, некомпетент-ность персонала, низкое качество кредитного портфеля (угроза невозврата большой доли выданных кредитов).
Приведенные факторы могут стать причи-ной возникновения следующих наиболее распространен-ных банковских рисков:
риск ликвидности;
процентный риск;
кредитный риск;
рыночный риск;
политический риск;
валютный риск;
риск изменения конъюнктуры рынка;
страновой риск;
риск форс-мажорных обстоятельств.
Коммер-ческие банки управляют своей платежеспособностью при помощи методов распознавания, оценки и контролирования риска потери ликвидности и платежеспособности.
2.2. Функции Национального банка Республики Казахстан, направленные на поддержание платежеспособности банковской системы
Центральные банки стран рыночной экономики регулируют пла-тежеспособность коммерческих банков посредством установления ограничений обязательств банка, предела задолженности одного за-емщика, введения особого контроля за выдачей крупных кредитов, создания системы рефинансирования коммерческих банков и обяза-тельного резервирование части привлеченных средств, проведения процентной политики и осуществления операций с ценными бума-гами на открытом рынке. В настоящее время в нашей стране также регулируется платежеспособность коммерческих банков.
Национальный банк РК выполняет роль главного ко-ординирующего и регулирующего органа денежно-кре-дитной системы Казахстана. Одной из основных целей его деятельности является обеспечение эффективной и ста-бильной работы всей банковской системы. В связи с этим на НБ РК возложен ряд функций:
разработка и проведение кредитно-денежной поли-тики;
регулирование денежного обращения;
регулирование деятельности кредитных организа-ций и осуществление контроля за ними;
осуществление безналичных расчетов в общенаци-ональном масштабе;
организация валютного регулирования;
хранение золотовалютных резервов страны.
Для их выполнения НБ РК использует следующие инструменты и методы:
установление правил, регламентирующих деятель-ность кредитных организаций;
осуществление надзора за деятельностью кредит-ных организаций;
установление и осуществление контроля за соблюдением обязательных экономических нормативов кредитными организациями; В установление резервных требований;
рефинансирование кредитных организаций;
проведение дисконтной политики;
проведение операций на открытом рынке;
осуществление валютных интервенций.
Для поддержания надежности банковской системы Центральным банком активно используются все пере-численные выше инструменты.
Как уже отмечалось раньше, одной из основных функций НБ является надзор за деятельностью коммер-ческих банков, таким образом, регулирование их платежеспособности. В успешном решении этой задачи боль-шую роль играет система оценки финансового состояния банка. Такая оценка базируется на:
расчете обязательных нормативов;
анализе общей финансовой отчетности.
Как правило, в текущей работе подразделений НБ эти системы оценок используются комплексно. Инфор-мационной базой для анализа служат данные балансов банка, отчетов о прибылях и убытках, обо-ротные ведомости по балансовым счетам, общая финан-совая, данные о выполнении установленных экономиче-ских нормативов, расшифровки дебиторско-кредиторской задолженности, другие формы отчетности и имеющаяся информация о деятельности данного коммерчес-кого банка (вплоть до публикаций в печатных издани-ях). Так как основным синтезирующим источником ин-формации о деятельности коммерческого банка являет-ся баланс.
В ходе анализа баланса определяются специализация деятельности банка, состояние ликвидности, доходности и степени рискованности отдельных банковских операций.
Анализ упомянутых выше форм отчетности и другой имеющейся информации о деятельности банка произво-дится:
в динамике на ряд отчетных дат в сравнении с на-чалом года и другими отчетными датами за пери-од, не менее одного года;
в сравнении с показателями деятельности других банков региона, имеющих примерно одинаковый размер уставного фонда, собственных средств (капитала).
Пруденциальные нормативы Национального банка Республики Казахстан
Настоящим Положением, в соответствии со статьей 42 Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу закона, “О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан” устанавливаются обязательные к соблюдению банками второго уровня (кроме государственных и межгосударственных) пруденциальные нормативы.
Норматив достаточности капитала коммерческого банка Управление достаточностью капитала
1. Собственные средства (собственный капитал банка, К) состоят(ит) из двух уровней. Капитал второго уровня берется в расчет собственного капитала в сумме, не превышающей капитал первого уровня.
2. Капитал первого уровня (К1) включает следующие компоненты:
оплаченный уставной фонд Остаток по балансовому счету 010 берется в расчет собственного капитала в пределах зарегистрированного уставного фонда банка.;
премии по акциям;
фонды, резервы и нераспределенная прибыль прошлого года;
минус:
нематериальные активы,
убытки;
превышение текущих расходов над доходами;
несформированные провизии;
износ МБП.
3. Капитал второго уровня (КII) включает следующие компоненты:
прибыль текущего года
превышение текущих доходов над текущими расходами
переоценка основных средств и ценных бумаг;
общие резервы (сформированные провизии по стандартным, нестандартным и неудовлетворительным кредитам) в сумме, не превышающей 1,25% суммы активов, взвешенных с учетом риска;
субординированный срочный долг в сумме, не превышающей 50% суммы капитала первого уровня.
Субординированный долг - это необеспеченное обязательство банка, не являющееся депозитом, которое согласно юридически оформленным договорам погашается в последнюю очередь при ликвидации банка.
Включаемый в капитал второго уровня субординированный срочный долг должен иметь первоначальный срок погашения не менее 5 лет, причем в каждом году из последних пяти лет из расчета капитала исключается 20% первоначальной суммы субординированного долга.
4. Из собственного капитала вычитается всякое участие банка в собственном капитале других юридических лиц,
5. Достаточность собственных средств (собственного капитала) характеризуется двумя коэффициентами. отношением собственного капитала первого уровня к сумме активов банка (k1) и отношением собственного капитала к сумме активов, взвешенных по степени риска (k2).
6. Отношение собственного капитала банка первого уровня к сумме всех его активов должно быть не менее 0,04:
К1 - собственный капитал первого уровня, рассчитываемый согласно пунктам 2, 4.
А - сумма активов, равная валюте баланса за вычетом остатков по счетам: 015, 034, 091(А), 094(A), 661(A), 664(A), 917(A), 941, 97, 98(А), 224, 239, 629, 668, 719, 735, 781, 945, 059, 819.
П - сформированные резервы (провизии) согласно Положению “О классификации ссудного портфеля и порядке формирования резервов (провизий) для покрытия убытков от кредитной деятельности банками второго уровня Республики Казахстан”.
7. Отношение собственного капитала банка к сумме его активов, взвешенных по степени риска должно быть не менее 0,08:
К - собственный капитал, рассчитываемый согласно пунктам 2 - 4 настоящего Положения.
Ар сумма активов, взвешенных по степени риска.
Пc - специальные резервы (сформированные провизии по сомнительным и убыточным кредитам) плюс сумма сформированных общих резервов, невключенная в собственный капитал (т.е. превышающая 1,25 суммы активов, взвешенных с учетом риска).
По степени риска вложений активы классифицируются следующим образом:
Степень риска
1 группа
Касса и приравненные к ней средства
0
Драгоценные металлы
Средства на счетах в банках и клиринговых палатах
Средства в фонде регулирования кредитных ресурсов
Государственные ценные бумаги
Кредиты под залог наличных денежных средств в тенге и иностранной валюте, государственных ценных бумаг, аффинированных драгоценных металлов и золотых монет
Кредиты, предоставленные Правительству Республики Казахстан
Кредиты под гарантию Правительства Республики Казахстан
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13