52
Министерство Высшего и Среднего специального Образования Республики Узбекистан
Ташкентский Финансовый Институт
Кафедра: «Банковское дело»
РЕФЕРАТ
на тему:
«Обязательные экономические нормативы в банковской деятельности»
Выполнила: ст-ка 3 курса,
группы КБИ - 30,
Ибодова Дилором
Приняла: ст. преп. Галак О.Н.
Ташкент 2008 г.
Содержание:
Введение
1. Необходимость регулирования банковской деятельности
2. Нормативы банковской деятельности в Узбекистане
3. Регулирование банковской деятельности: сравнительная характеристика зарубежных стран и Узбекистана
Заключение
Список использованной литературы
Введение.
Банки -- одно из центральных звеньев си-стемы рыночных структур. Развитие их деяте-льности -- необходимое условие реального со-здания рыночного механизма. Процесс эконо-мических преобразований начался с реформи-рования банковской системы. Эта сфера дина-мично развивается и сегодня.
Сегодня, не-обходимо в короткие сроки выйти на уровень современного мирового уровня организации банковского дела. При этом необходимо поддерживать достаточный уровень стабильности банковской системы.
Банки выполняют разнообразные функции и вступают в сложные взаимоотношения меж-ду собой и другими субъектами хозяйственной жизни. В процессе деятельности коммерческого банка затрагиваются имущественные и иные экономические интересы широкого круга пред-приятий, организаций, граждан, которые являются его акционерами, вкладчиками, кредиторами, государство в лице Центрального банка, давшего лицензию (разрешение) на деятельность коммерческого банка и тем самым в определенной мере поручившись за законность, правомерность и надежность его работы осуществляет надзор за его деятельностью, состоянием ликвидности, финансовым положением с использованием как экономических, так и административных методов управления.
В связи с той важной ролью, которую играют банки в экономике страны, понятие стабильности и ликвидности коммерческих банков становится ключевым моментом их деятельности.
В этой работе будет раскрыта необходимость, а также основные направления регулирования банковской деятельности.
Основой развития и надежного устойчивого функционирования банковской системы является формирование гибкого механизма регулирования и надзора за деятельностью банков. Банковское дело по своей сути основано на доверии к собственникам и менеджерам кредитной организации со стороны клиента и вкладчика. Кризис доверия к банковским институтам вследствие их неспособности выполнять взятые на себя обязательства имеет своим следствием «набеги» вкладчиков и, как результат, дезорганизацию денежной сферы и рост социальной напряженности. Именно по этой причине банки традиционно находятся под пристальным присмотром специально созданных для этого органов государственного управления.
Развитие банковской системы тесно связано с состоянием банковского надзора. Создание адекватно функционирующих органов регулирования банков создает предпосылки для дальнейшего развития банковской системы в сторону коммерциализации, диверсификации по структуре, форме собственности, увеличению числа оказываемых услуг, повышению стандартов. Более того, эффективная система банковского надзора, соответствующего признанным международным стандартам, является определяющим фактором при оценках перспектив активного сотрудничества, привлечения в республику иностранных капиталов и в целом перспективы интеграции страны в мировую рыночную экономику.
Регулирование деятельности коммерческих банков осуществляется посредством соответствующих нормативов, введенных в действие Центральным банком. В их число включаются нормы, обеспечивающие экономическую стабильность кредитных институтов за счет поддержания минимального размера и достаточности капитала банка, его ликвидности и платежеспособности, регулирования риска при совершении тех или иных банковских операций. Безопасность кредитного института во многом определяется тем, насколько его деятельность отвечает этим экономическим параметрам. Они имеют следующие особенности:
1. Все нормативы делятся на обязательные и оценочные.
Схема 1
Классификация нормативов Составлено автором
2. При расчете нормативов активы ком-мерческого банка распределены на пять групп риска с учетом степени риска вложений средств и соответст-венно возможной потери части стоимости этих средств при неблагоприятной ситуации. Одновременно отдель-ным категориям активов, входящих в каждую из групп, присваивается соответствующий попра-вочный коэффициент риска, который показывает, какая часть стоимости данной категории активов мо-жет быть потеряна, или иначе, в какой мере надежно вложение средств в ту или иную категорию активов банка.
3. Другие особенности:
Схема 2
Особенности банковских нормативов Составлено автором
а) Банковские нормативы могут изменяться в зависимости от экономических условий, причем о предстоящих изменениях нормативов ЦБ обязан объявить не позднее, чем за месяц до их введения или ранее. Например, в России при изменении минимального размера собственного капитала ЦБ РФ уведомляет банки не менее чем за 3 года до момента его введения.
б) Банковские нормативы устанавливаются с учетом международных стандартов и на базе консультаций с банками, банковскими ассоциациями и союзами.
в) Они имеют особый национальный характер, их перечень, количественные параметры каждого из них отличаются, к примеру, от общеевропейских норм.
г) Установленные нормативы дифференцированы применительно к типу коммерческого банка. При этом Центральный банк исходит из того, что коммерческие банки, созданные на основе ранее действовавших специализированных банков, являются более ликвидными и финансово устойчивыми, чем дру-гие, вновь организованные банки.
д) Они фиксируются в специальных методиках ЦБ.
е) Достаточно стабильны (некоторые не меняются по нескольку лет).
Банки должны строго соблюдать правила системы регулирования банковской деятельности. По их соблюдению судят о том, насколько надежен банк, насколько он безопасен с позиции ЦБ, насколько риски его деятельности безопасны для клиентов, доверивших ему свои вклады. Поскольку банки работают в составе финансовой системы страны, стараясь мобилизовать средства и сделать кредиты доступными для потребителей, они вынуждены подчиняться многочисленным правилам регулирования, цель которых - защита интересов широкой публики.
Регулирование банковской деятельности традиционно направлено на достижение трех целей.
Схема 3
Цели регулирования банковской деятельности Составлено автором
Этим трем целям соответствуют следующие направления политики банка.
Схема 4
Направления политики банков Составлено автором
Почему деятельность банков необходимо так жестко регулировать? Существует ряд причин почему государство выполняет эти функции. Часть этих причин уходит в прошлое.
Во первых банки являются одним из важнейших хранилищ общественных сбережений и прежде всего сбережений частных лиц. Многим из тех, кто желает сохранить свои сбережения недостает опыта в финансовых вопросах и соответствующей информации, чтобы оценить надежность банка. Поэтому регулирующие органы несут ответственность за сбор информации необходимой для оценки финансового состояния банков в целях защиты интересов вкладчиков. Скрытые камеры и охранники охраняют банк от воровства, периодические проверки и ревизии нацелены на ограничение убытков от растрат, неправильного управления.
Основная часть общественных сбережений имеет форму краткосрочных высоколиквидных депозитов, но банки занимаются и крупными долгосрочными сбережениями, например в рамках пенсионных программ. Утрата соответствующих средств по причине краха банка как правило, имеет катастрофические последствия. Регулирование выступает здесь в качестве защиты от подобных потерь путем резервирования части средств по вкладам и периодического контроля за политикой и практикой банков с целью эффективного управления общественными средствами.
Кроме того за банками наблюдают так пристально потому что они способны "создавать" деньги путем предоставления кредитов или собственной инвестиционной деятельностью за счет расходуемых депозитов. Изменение размеров создаваемой денежной массы четко коррелирует с состоянием экономики в целом, в особенности с созданием новых рабочих мест или отсутствием инфляции. И этот факт, что банки создают деньги влияющие на жизнестойкость экономики оправдывает регулирование их деятельности.
Банковская деятельность регулируется еще и потому, что банки предоставляют частным лицам и фирмам кредиты, которые поддерживают потребительские расходы и инвестиционные нужды.
Как создатели денег в обращении, хранители общественных сбережений и операторы механизма платежей, банки должны подвергаться надзору и как следствие регулированию деятельности. Банкротство крупного или нескольких (пусть и не очень крупных) может вызвать резкое изменение предложения денег, крах платежной системы, серьезное расстройство в экономике. Именно эти явления происходят сейчас в экономике многих стран.
Целью регулирования банковской деятельность является корректировка и регулирование частных рынков банковских услуг.
Обеспечение платежеспособности депозитных учреждений: предотвращение банкротств. Естественным последствием свободной игры спроса и предложения на частных рынках являются банкротства фирм. Иными словами, фирмы становятся не платежеспособными: сумма их активов превышает сумму активов, т.е. чистая стоимость компании падает ниже нуля. Наибольший вред обществу наносится, когда «прогорают» депозитные учреждения, ведь так много людей зависит от безопасности и стабильности банков.
Обеспечение ликвидности депозитных учреждений. Существует яркая взаимосвязь между платежеспособностью и ликвидностью банков. Если вообще платежеспособное депозитное учреждение оказывается в ситуации, когда ему не хватит наличности для удовлетворения выданного обязательства, то приходится срочно продавать какие-либо активы, что снижает уровень прибыли. К тому же если более чем одно депозитное учреждение окажется неликвидным в одно и то же время, то у вкладчиков может возникнуть ощущение, что все банки находятся на грани краха. Если такое ощущение «сконцентрируется» до уверенности, то вкладчики одновременно станут изымать свои вклады из банков, что явится причиной не платежеспособности депозитных учреждений.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7