Таким образом, банковское регулирование направлено на обеспечение здоровой и безопасной банковской системы, предотвращение ее нестабильности.
Конкретные задачи банковского регулирования можно сформулировать следующим образом:
· обеспечение эффективной и надежной работы банков и способности удовлетворять потребности своих клиентов;
· обеспечение соблюдения законов и установление правил, предусматривающих высокий уровень ведения банковского дела и профессионализм;
· обеспечение соответствия деятельности банков денежно-кредитной и финансовой политике государства;
· внедрение и развитие широкого круга банковских услуг в интересах экономики в целом.
Одним из важнейших принципов регулирования банковской деятельности является прозрачность политики Центрального банка. Под прозрачностью понимается не только публичность и открытость результатов, но и понятность и приемлемость норм и правил для всех участников.
2. Нормативы банковской деятельности в Узбекистане
Мировая банковская практика предусматривает регулирование деятельности коммерческих банков со стороны одного эмиссионного банка, который осуществляет строгий контроль за выполнением экономических нормативов и применяет санкции против нарушителей. В целях обеспечения устойчивости банков и защиты интересов вкладчиков и кредиторов банки обязаны соблюдать экономические нормативы, устанавливаемые Центральным банком.
«…Центральный банк осуществляет регулирование и надзор за деятельностью банков, кредитных союзов и ломбардов с целью поддержания стабильности финансово-банковской системы, обеспечения защиты интересов вкладчиков и кредиторов...» (Статья 50 закона «О Центральном банке Республики Узбекистан»)
Нельзя не отметить, что в тяжелых условиях переходной экономики риск неплатежеспособности и банкротства банковских учреждений особенно высок. Ясно понимая это, Центральный банк Республики Узбекистан в процессе роста количества банковских учреждений в стране проводил и проводит огромную работу по обеспечению эффективного банковского надзора.
Центральным банком РУз разработаны документы, регулирующие деятельность коммерческих банков, в соответствии с которыми он осуществляет дистанционный надзор за их деятельностью. В соответствии с эти документами банки должны поддерживать на достаточном уровне свой капитал и ликвидные ресурсы, формировать резервы против сомнительных и недействующих активов на основе их классификации, а также обеспечивать диверсификацию своих активов с целью уменьшения риска потерь.
Банки обязаны соблюдать условия, касающиеся:
§ типов или форм произведенных инвестиций;
§ приобретения и владения недвижимостью и другим имуществом;
§ участия в уставных фондах других юридических лиц.
Банки не вправе:
· осуществлять распределение капиталов, если в результате такого распределения его капитал окажется ниже требуемого минимума;
· предоставлять кредит, гарантированный своими собственными ценными бумагами в виде акций;
· покупать свои собственные акции без предварительного разрешения Центрального банка.
Согласно закону Республики Узбекистан “О Центральном банке Республики Узбекистан» (статья 52) ЦБ вправе устанавливать следующие обязательные экономические нормативы:
1. коэффициент адекватности капитала;
2. максимальный размер риска на одного заемщика или группы взаимосвязанных заемщиков;
3. максимальный размер крупных кредитных рисков и инвестиций;
4. коэффициенты ликвидности;
5. требования по классификации и оценке активов, а также формирование резервов против сомнительных и недействующих ссуд, создаваемых на основе такой классификации, отчисления в которые относятся на операционные расходы банка;
6. требования по начислению процентов по ссудам и зачислении их на счет доходов банка;
7. лимиты открытой валютной позиции;
Предстоящие изменения в нормативах и методике их расчета официально объявляются Центральным банком не позднее, чем за месяц до их введения в действие. О предстоящем изменении минимального размера уставного капитала Центральный банк официально сообщает не позднее, чем за три месяца до его введения в действие.
В Узбекистане, как и в большинстве государств с переходной экономикой, особое внимание уделяется повышению уставного капитала банков, привлеченных акционеров. В докладе Президента РУз И.Каримова на заседании Кабинета Министров, посвященном итогам социально-экономического развития страны в 2006 году и важнейшим приоритетам углублению экономических реформ в 2007 году, отмечено, что «…важнейшей задачей по реформированию банковской системы должна стать сегодня реализация комплекса мер по увеличению своих уставных капиталов…». Эти же приоритетные задачи нашли отражение в Программе реформирования и развития банковского сектора на 2005-2007 годы, утвержденной постановлением Президента РУз от 15.04.2005 г. № ПП-56 «О мерах по дальнейшему реформированию и либерализации банковской системы».
В программе поставлена задача пересмотра требований к размеру минимального уставного капитала вновь создаваемых коммерческих банков согласно международным Базельским принципам в сторону поэтапного их повышения. Так, минимальный размер уставного капитала для вновь создаваемых банков, на разных этапах устанавливался в следующих размерах:
Таблица 1
Размер минимального размера уставного капитала для вновь создаваемых банков Составлена автором
(млн.)
Вид банка
1 июля 2005
1 января 2006
1 января 2007
1 января 2008
Частный
1,5 $ США
2 $ США
2,5 $ США
2,5 €
Коммерческий
3 $ США
4 $ США
5 $ США
5 €
С участием иностранного капитала
Динамику увеличения минимального размера уставного капитала банков можно проследить с помощью следующей диаграммы:
Диаграмма 1
Динамика роста минимальных требований к уставным капиталам банков Составлено автором
Эквивалент в национальной валюте установленного минимального размера уставного капитала рассчитывается по курсу валют Центрального банка, используемому для бухгалтерского учета и отчетности на день принятия учредителями решения о создании банка.
В соответствии с законодательством регулятивный капитал состоит из двух уровней и включает отдельные компоненты. "Регулятивный капитал" - это капитал банка, определяемый расчетным путем в целях регулирования банковской деятельности и произведения расчета экономических нормативов.
В частности, капитал I уровня включает:
1. простые акции, полностью оплаченные и выпущенные в обращение;
2. некумулятивные бессрочные привилегированные акции (кроме привилегированных акций с плавающей ставкой дивидендов).
3. добавленный капитал (излишки капитала) - превышение рыночной стоимости обыкновенных или привилегированных акций над их номинальной стоимостью;
4. нераспределенную прибыль(капитальные резервы, нераспределенная прибыль предыдущих лет, убытки текущего года)
5. долю меньшинства владельцев акций в акционерных счетах консолидированных предприятий. Эта доля возникает, когда счета дочерних предприятий консолидированы в финансовые отчеты банка и доля банка в капитале такого предприятия составляет менее 100%.
6. резерв на девальвацию, образуемый за счет переоценки валютных активов банка, эквивалентных валютной части его уставного капитала.
Капитал I уровня должен составлять 50% и более от регулятивного капитала.
Капитал II уровня включает:
1. чистую прибыль за текущий год;
2. общий резерв в размере, не превышающем 1.25% от суммы активов, взвешенных с учетом риска, после вычетов;
3. обязательства смешанного типа (инструменты, которые включают в себя характеристики акционерного и заемного капитала) в размере, не превышающем 100% капитала I уровня после вычетов.
4. субординированный долг, который является формой долгового обязательства банка, в целях определения капитала не может превышать 50% капитала I уровня после вычетов.
Требование к адекватности капитала представляет собой лишь минимальный уровень достаточности капитала и отражает только кредитный риск (риск невыплаты банку по обязательствам клиента вследствие ухудшения финансового состояния последнего). Основные коэффициенты достаточности капитала для коммерческих банков представлены в таблице 2.
Центральный банк, в соответствии со статьей 52 Закона "О Центральном банке Республики Узбекистан" и статьей 25 Закона "О банках и банковской деятельности", может потребовать от банков обеспечить более высокий коэффициент адекватности капитала, в зависимости от рисков, присущих деятельности банка, экономических условий и финансового состояния. Такие риски включают, но не ограничиваются: большим объемом проблемных кредитов, чистых убытков, высоким ростом активов, высокой подверженностью риску процентной ставки или вовлечением в рискованную деятельность.
Таблица 2
Коэффициенты достаточности капитала Составлено автором
Коэффициент
Усл. об.
Формула
Пояснения
1. Регулятивный капитал
РК
Сумма капитала I уровня и капитала II уровня
2. Общая сумма активов, взвешенных с учетом риска
ОСАР
Сумма балансовых и забалансовых активов, взвешенных с учетом риска, с учетом вычетов
3. Коэффициент достаточ-ности регулятивного капитала
Отношение регулятивного капитала к общей сумме активов, взвешенных с учетом риска. Не может быть менее 10%.
4. Коэффициент достаточ-ности капитала I уровня
KI
Минимальное значение KI равно 0,05 (5%).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7