Обеспечение экономической эффективности. Следующей целью регулирования банков является, в частности, обеспечение и повышение экономической эффективности банковской сферы и в целом улучшение функционирования экономики. Поскольку мы говорим о банковской сфере, то главным составляющим общей эффективности являются техническая эффективность (technical efficiency) и аллокационная эффективность (allocative efficiency). Банк достигает технической эффективности, если предоставляет свои услуги по наиболее низким ценам из их возможных вариантов (у предоставляемых им услуг будут самые низкие альтернативные издержки). Банк достигает аллокационной эффективности, если цены на его услуги равны предельным издержкам (цена на банковские услуги устанавливается на уровне дополнительных издержек, вязанных с предоставление последней банковской услуги).
Наряду с предотвращением банкротств органы банковского надзора прилагают все усилия для снижения потерь, связанных с банкротствами. Усилия сфокусированы на регулировании показателя отношения собственного капитала банков к их активам. Органы банковского надзора включают в показатель «капитал банков» собственных капитал и другие статьи, которые в случае банкротства ограждают застрахованных вкладчиков от убытков. Требования к размеру капитала представляют собой официальные ограничения на размер активов банка относительно собственного капитала. Эти нормативы устанавливаются в виде минимального отношения собственного капитала к сумме активов.
В соответствии с требованиями к размеру капитала существует два типа, или уровня банковского капитала. Суммарный капитал равен соответственно сумме капитала первого и второго уровня. Капитал первого уровня, или «сердцевинный капитал» - основная часть собственных средств банка. Капитал второго уровня - дополнительный капитал - включает в себя часть резервов для возмещения потерь по ссудам, и субординированный долг.
Регулирующие органы устанавливают требования к размеру капитала в надежде решить три взаимосвязанные задачи, что сделает банковскую систему более стабильной. Первая цель заключается в защите интересов вкладчиков (и более конкретно - создание фондов страховании депозитов) от убытков в случае банкротства банков.
В действительности, это не главная задача ужесточения требований к размеру капитала. Регулирующие органы не гонятся за показателями; банкротство крупного банка будет означать значительные потери застрахованных депозитов независимо от того, составляет ли отношение собственного капитала к активам 5 или 8%. Более важная цель ведения таких требований - стимулировать управляющих банками предпринимать менее рискованные операции. Суть в том, что, если владельцы банка вложат в него большой капитал, их убытки в случае банкротства увеличатся. Следовательно, если более высокие требования к размеру капитала будут «работать», банки сами будут снижать свой риск, в результате чего число банкротств станет меньше.
Третья цель введения более высокого минимального размера капитала состоит в том, чтобы увеличить доверие населения к банковской системе. Регулирующие органы надеются, что если они налагают на банки более высокие требования к размеру капитала, то большее число вкладчиков будет считать банковскую систему устойчивой и не предрасположенной к банкротству. А если достаточно большое число вкладчиков будет разделять это мнение, то вероятность оттока слишком крупных средств из банков станет меньше.
Однако не все экономисты согласны. Что более высокие требования к размеру капитала несомненно служат цели обеспечения большей безопасности банков. Некоторые их них утверждают, что более высокий минимальный размер капитала оказывает обратный эффект. Как утверждают критики введения требований к минимальному размеру банковского капитала, эти требования могут дать владельцам, правлению и вкладчикам банка обманчивое ощущение безопасности. Это может побудить их принимать более высокие риски. В то время как требования к размеру капитала в общем могли уменьшить банковские риски, снижение риска будет значительно меньше, чем могли ожидать органы банковского регулирования.
В условиях необходимости придания нового импульса развитию экономики и структурной перестройки значительное место отводится потенциалу банковской системы. Таким образом, задача повышения эффективности регулирования банков в целях обеспечения их устойчивости приобретает особую актуальность. В этой связи на постоянной основе, усилено и заинтересовано ведутся поиски новых направлений совершенствования регулирования. Можно предположить, что в таких поисках настало время обратить самое серьезное внимание на сферу платежей и расчетов, осуществляемых банками, как потенциальный источник рисков.
Расширение границ регулирования банковской деятельности на сферу платежей и расчетов - это не только «пространственная» экспансия, не просто совершенствование отдельных приемов и подходов в рамках существующей парадигмы регулирования. Расширение информационного поля дает основание для вывода регулирования и надзора как составной части регулирования на новый качественный уровень. При этом важно подчеркнуть, что речь идет не о механическом включении платежных систем в сферу надзора и банковского регулирования, не о подчинении их банковскому надзору.
Дело в том, что при оценке финансового состояния банка сфера платежей и расчетов выносится за скобки. Рекомендации учитывать информацию по платежам и расчетам при оценке банка нельзя найти ни в одном учебнике или монографии по проблемам анализа банка. На практике вся деятельность банка реализуется через движение средств, т.е. платежи и расчеты, и таким образом повседневная деятельность банка неразрывно связана с платежными системами. Относительно выполнения платежно-расчетных операций это очевидно. Но и такие фундаментальные виды деятельности банка, как увеличение уставного капитала, выпуск ценных бумаг и операции с ними, кредитная деятельность и любая другая, на практике предполагают движение средств, т.е. платежи и расчеты.
Вполне возможно, что при отработке методологии правомерно разграничивать банковскую деятельность по размещению активов и формированию ресурсов и сферу платежей и расчетов, как более техническую, не связанную непосредственно с доходами и расходами, а значит, не оказывающую непосредственного влияния на эффективность работы банка. Между тем регулирование банковской системы ориентировано на сугубо практический результат. В процессе надзора и инспекционной деятельности необходимо получить максимально определенный ответ на вопрос об устойчивости конкретного банка, поэтому сфера платежей и расчетов, как неотъемлемая часть банковской деятельности, представляет несомненный интерес для органов регулирования.
Здесь речь идет не об инспектировании правил расчетов, соблюдения регламентов, определяющий порядок платежей и расчетов и т.д. Речь идет о направлении, которое в плане надзора не привлекло к себе внимание, но без которого регулирование кредитных организаций не представляются эффективными. Здесь просматриваются два направления:
o Риски, генерируемые в сфере платежей и расчетов, которые может оказывать влияние на устойчивость банковской системы;
o Сфера платежей и расчетов как информационное поле для более полной и всесторонней оценки деятельности банка, его финансовой устойчивости.
Риски, которые генерируются в сфере платежей и расчетов отличаются разнообразием. Не будет преувеличением утверждать, что в этой области в той или иной степени сосредоточены практически все виды банковских рисков:
o Кредитные (платеж, которые предполагает лаг времени)
o Операционные
o Технические
o Правовые и т.д.
Существуют также и специфические черты рисков, генерируемых в сфере платежей и расчетов. В первую очередь они затрагивают всех участников - банки, посредников, производящих обработку документов; эти риски распространяются и на центральный банк (поскольку через платежную систему ЦБ осуществляется основная масса платежей), а косвенным образом - на клиентов. Риски, генерируемые в сфере платежей и расчетов, характеризуются внезапностью и соответственно. Неготовностью кредитной организации к реакции на них.
Сфера платежей и расчетов является важным информационным полем, позволяющим повысить регулирование деятельности банков, и соответственно, результативность такого инструмента регулирования, как инспекционная деятельность.
Речь идет не о том, что в поле зрения регулятора должна попадать информация о состоянии и организации платежей и расчетов. Такой информацией регулятор располагает, и контроль за платежной системой в целях организации платежной системы осуществляется. Проблема в другом - в использовании информации, прежде всего в плане рисков, для оценки деятельности банков, их финансовой устойчивости. Иными словами, доступ регулятора к информации, связанной со сферой платежей и расчетов, с целью более полного и всестороннего решения вопросов, возникающих в процессе регулирования банковской деятельности.
Использование такой информации позволяет более продуктивно осуществлять деятельность на следующих направлениях:
Информация по платежам и расчетам позволяет оценить деятельность банка в составе группы взаимосвязанных кредитных (и не только) организаций;
Доступ к информации по платежам и расчетам необходим для выявления псевдолегальных схем в деятельности банков.
К настоящему времени не сформировано единое и исчерпывающее определение места сферы платежей и расчетов в процессе регулирования банковской сфера. Тем, не менее поиски подходов к решению проблем ведутся постоянно. Содержательный набор принципов регулирования сферы платежей и расчетов, в том числе в целях надзора, сформулирован Банком международных расчетов, Европейским центральным банком и Европейской комиссией, а также центральными банками ведущих стран и МВФ. При этом необходимо уточнить, что организационно платежи и расчеты ведутся через платежные системы, поэтому рекомендации международных финансовых институтов в основном касаются платежных систем в целом. Платежные системы могут быть организованы как с участием центрального банка, так и без него (частные платежные системы).к базовым принципам, которые следует учитывать на самых начальных стадиях разработки концепции регулирования сферы платежей и расчетов, можно отнести следующие
1. регулирование платежных систем со стороны центральных банков, направленное на всю сферу платежей и расчетов в целом, а не на отдельных участников.
2. должны быть выработаны и внедрены единые стандарты для функционирования платежных систем, в рамках которых, собственно, и осуществляются платежи и расчеты.
3. Центральный банк должен обладать определенными полномочиями, правами на санкции и меры надзорного регулирования вплоть до жестких мер для нарушителей установленных норм и правил.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7