Рефераты. Операции коммерческих банков с драгоценными металлами

ены на драгоценные металлы устанавливаются Банком России ежедневно на основе цен, сложившихся на Лондонской бирже драгоценных металлов. Таким образом, цена, установленная Банком России, зависит от мировых цен, курсов доллара США и евро к рублю, в свою очередь, мировые цены и курсы валют зависят от множества экономических и политических причин. Поэтому заранее предугадать направление движения цен на металл достаточно сложно.

Приведем значения цены золота за тройкую унцию (31,1 гр): в январе 1980 г она была $850; в начале 1990-х - $370; в 2001 держалась на уровне $280; в течении 2002 г непрерывно росла: в апреле $313, в июне $318; в декабре $348. В первых числах января 2003 г она превысила $350. Исходя из того, что степень ликвидности золота окончательно определяется в центрах мировой торговли драгоценных металлов (прежде всего на Лондонской, Нью-Йоркской и Токийской биржах), цена покупки золота ЦБ РФ привязана к его стоимости на мировых рынках. Филиппенко А. Добыть и сберечь // Мировая экономика, №2, 2005. - с. 23.

Традиционно разница между ценой золота на региональных рынках отличается от цен мировых рынков на стоимость накладных расходов (включая транспортировку, страхование, упаковку, таможенные сборы и т. д.) по перемещению золота между мировыми и региональными рынками, что было взято за основу и при установлении котировок ЦБ РФ по драгоценным металлам. В расчете были приняты также определяемые на мировых рынках значения изменчивости рынка, то есть возможные отклонения от фиксированной цены в течение определенного промежутка времени. В совокупности это составило порядка 2% от стоимости металла, что обуславливает разницу между ценой покупки ЦБ РФ и вечерним фиксингом цены золота на Лондонском рынке на день, предшествующий дате заключения сделки.

Спрос на драгоценные металлы и интерес к вложениям в металл зависят от рыночных условий и подвержены значительным колебаниям, но в долговременной перспективе имеют устойчивую тенденцию к росту.

Так, за 2002 год курс покупки золота Банком России вырос на 101,18 рубля за грамм, т.е. на 40,00%, а в конце сентября 2003 г. цена на золото достигла максимума и составила 393,3 доллара США за унцию (31,1 г) (рис. 5). Там же

Рисунок 5. Динамика курса покупки золота Банком России, руб./г

Одновременно выросли цены на платину и другие драгоценные металлы. Сибирский банк Сбербанка России ежедневно устанавливает свои котировки покупки-продажи драгоценных металлов по обезличенным металлическим счетам в соответствии с изменениями учетных цен Банка России.

Рассмотрим конкретный пример открытия 01.07.03 обезличенного металлического счета в золоте в количестве 10 г путем покупки золота у банка. Учетная цена банка России составляла 334,85 руб. за грамм. Цена продажи золота, установленная Сибирским банком Сбербанка России, составляла 344,9 руб. Итак, клиент купил у банка 10 г золота за 3449 руб. Для удобства сравнения доходности вложения возьмем срок 91 день, т.е. клиент продает металл банку 01.10.03. В этот день учетная цена Банка России составляла 376,56 руб. за грамм, а цена покупки Сибирского банка Сбербанка России - 365,26 руб. за грамм. При продаже 10 г золота клиент получил 3652,6 руб. Доход от данной операции составил 203,6 руб., а доходность - 18 % годовых. http://old.vn.ru/031023/1023-12-30.html

Повышение цен на золото в первой половине 2004 года подняло инвестиционную привлекательность драгоценного металла во всем мире, однако в России золото как объект инвестиций остается маловостребованным.

Сибирский банк Сбербанка России в Западной Сибири является основным продавцом слитков и монет из драгоценных металлов. По данным Сибирского банка Сбербанка, спрос населения на памятные монеты на протяжении 2004 года колеблется без явной тенденции к росту. http://data.rbc.ru/public/956/showb.cgi/020902984.html

В то же время инвестиционные монеты, которые, в отличие от памятных, не облагаются при продаже налогом на добавленную стоимость, в 2004 году стали популярнее. За 7 месяцев 2004 года Сибирский Сбербанк реализовал столько же инвестиционных монет, сколько за весь 2003 год. Впрочем, общее количество проданных монет осталось незначительным - всего около 4000 штук по всему Западно-Сибирскому региону. Памятных монет за это время было продано почти 20000, в основном золотых и серебряных. Официальный сайт Сибирского Отделения Сбербанка России www.sbrf.ru Покупатели предпочитают памятные монеты несмотря на то, что им приходится платить вдобавок к цене еще и НДС, который при последующей продаже не возвращается. Это говорит о том, что население покупает монеты скорее для коллекции или для подарка, чем для сохранения средств. http://data.rbc.ru/public/956/showb.cgi/020902956.html

Наряду с монетами Сибирский банк Сбербанка Российской Федерации реализует и мерные слитки золота, серебра и платины весом от 5 до 1000 граммов, однако объемов продаж этого товара не раскрывает. С 1 июля 2004 года банк начал обратный выкуп у населения драгоценных слитков, а с 1 августа - инвестиционных монет. Возможность продать купленное золото добавляла бы ему инвестиционной привлекательности, если бы не большая разница цен продажи и выкупа.

По данным Сибирского банка Сбербанка Российской Федерации, цена покупки на золотые мерные слитки устанавливается в зависимости от их состояния - отличное или удовлетворительное. Цена на слитки отличного состояния равна курсу покупки золота Банком России за вычетом 1%, на слитки удовлетворительного состояния - за вычетом 3%. По состоянию на 23 августа 2005 года разница между ценой покупки и продажи золотых мерных слитков в Сибирском Сбербанке достигала 42% (с учетом уплаты покупателем НДС), для серебряной инвестиционной монеты «Соболь» - 26%, а для золотого «Червонца» - 12%. Официальный сайт Сибирского Отделения Сбербанка России www.sbrf.ru

Специалисты Сибирского банка Сбербанка Российской Федерации не склонны связывать рост продаж драгоценных металлов с увеличением инвестиционного спроса населения. Колебания спроса на золото бывают, но они происходят скорее благодаря сезонным факторам. В конце весны и в начале лета продажи слитков падают. Это связано с падением спроса на ювелирные изделия из-за поры отпусков и, соответственно, с уменьшением спроса со стороны ювелирных предприятий - основных потребителей слитков из драгоценных металлов. К концу лета спрос начинает увеличиваться и достигает своего пика к декабрю. В сентябре в Москве проходит ежегодная ювелирная выставка, на которой предприятия ювелирной промышленности выставляют свои коллекции. Первый всплеск продаж банков происходит обычно перед выставкой, а второй - после выставки, на которой предприятия получают заказы на изготовление своих изделий и закупают драгоценные металлы для их изготовления. http://www.sberbank.sibbanks.ru/

Наибольшим спросом драгоценные металлы пользуются у производителей ювелирной промышленности и других видов промышленности, использующих драгоценные металлы. Среди населения предприятия ювелирной промышленности не фиксируют высокого спроса на драгоценные металлы в слитках или монетах, так как их приобретение частными инвесторами не слишком выгодно (банки закладывают в цену продаж 18% НДС). Также неудобно хранение слитков вне стен банка, ведь для последующей продажи они должны быть в идеальном состоянии, без царапин и деформации. Учитывая то, что некоторые особенно осторожные инвесторы все-таки предпочитают хранить часть сбережений в драгоценных металлах, банки предлагают клиентам размещать средства на «металлических счетах». При пользовании «металлическими счетами» клиент избавлен от проблем связанных с хранением слитков, так как он не получает на руки золото. Клиент, открыв счет, может покупать на него и продавать с него золото без потерь на НДС. Но услуги по открытию «металлических счетов» еще недостаточно распространены в России, и по данному направлению еще не сформирован межбанковский рынок. Для оживления данного рынка необходимо появление крупных игроков, которыми могут быть недропользователи и ювелиры. http://almaz.esurgut.ru/~company/SP/stat.asp?id=88364

Проанализируем динамику основных показателей операций на рынке драгоценных металлов Сибирский банк Сбербанка России за 2000-2004 годы, а именно:

- объем продаж мерных золотых слитков;

- объем продаж золотых монет «Золотоискатель»;

- объем продаж золотых монет «Лунный камень»;

- ведение обезличенных металлических счетов;

- предоставление депозитных ячеек для хранения;

- информационные услуги (текущее состояние отечественного и мирового рынка драгоценных металлов).

В следующей таблице приведем данные о динамике объемов продаж 2001-2004 годы: Официальный сайт Сибирского Отделения Сбербанка России www.sbrf.ru. Годовой отчет ОАО Сбербанк за 2004 год

Таблица 2 - Объемы сделок Сибирского банка Сбербанка России с золотом по разным направлениям

Объем продаж, млн. руб.

2001

2002

2003

2004

1

2

3

4

5

Мерные золотые слитки

17.5

15.8

16.7

17.4

Монеты «Золотоискатель»

15.7

15.3

16.3

16.9

Монеты «Лунный камень»

5.1

5.3

5.4

6,2

Ведение обезличенных металлических счетов

0.23

0.31

0.37

0.41

Предоставление депозитных ячеек

0.14

0.17

0.18

0.2

Информационные услуги

0.02

0.03

0.03

0.04

Всего

38.69

37.91

40.98

41.15

Данные таблицы 2 проиллюстрируем графическим представлением динамики этих показателей (рис. 6).

Рисунок 6. Объемы продаж золотых слитков и монет в 2001-2004 гг.

Как можно видеть из таблицы 2 и рисунка 1 , принципиально структура объемов продаж золота и сопутствующих услуг за 4 рассматриваемых года не поменялись, при этом прослеживается медленная тенденция к росту объемов продаж.

Для наглядности проанализируем распределение выручки от сделок с золотом Сибирского банка Сбербанка России по следующим направлениям:

- продажа золота;

- сопутствующие услуги: ведение обезличенных металлических счетов, предоставление депозитных ячеек и т.п.;

- сервисные услуги: информация о состоянии рынка драгметаллов.

Таблица 3 - Распределение объемов продаж в 2001-2004 годах Официальный сайт Сибирского Отделения Сбербанка России www.sbrf.ru. Годовой отчет ОАО Сбербанк за 2004 год

Доля, %

2001

2002

2003

2004

1

2

3

4

5

Продажа золота

87

88

83

85

ОМС и депозитные ячейки

10

8

12

11

Информационные услуги

3

4

5

4

Всего

100

100

100

100

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.