Рефераты. Организация денежного обращения и расчетов в Российской Федерации

аличные деньги выпускаются в обращение Центральным банком РФ. На практике это происходит путем перевода наличных денег из межрегиональных хранилищ (резервных фондов Центрального банка РФ) в оборотные кассы ГРКЦ или РКЦ (рис. 13.1). Таким образом, наличные деньги поступают в обращение. Из оборотных касс ГРКЦ или РКЦ они направляются в операционные кассы коммерческих банков для выдачи клиентам -- юридическим или физическим лицам (либо в кассы предприятий и организаций).

Они могут быть направлены и непосредственно в кассы предприятий и организаций либо выданы частным лицам. Часть наличных денег, находящихся в кассах клиентов, используется для расчетов между ними (в пределах установленных законом сумм), но большая часть передается населению в виде денежных доходов (заработной платы, пенсий, пособий, стипендий, страховых возмещений, выплаты дивидендов, процентов, поступлений от продажи ценных бумаг и т.д.). В свою очередь население использует наличные деньги для взаиморасчетов, но большая часть их расходуется на покупку товаров и оплату различных услуг; выплату налогов, сборов, страховых платежей, оплату коммунальных платежей, покупку ценных бумаг, лотерейных билетов, уплату штрафов, пени и т.д. В результате деньги возвращаются либо непосредственно в операционные кассы коммерческих банков, либо в кассы предприятий и организаций и прежде всего предприятий торговли и организаций, оказывающих услуги населению.

В РФ для каждого предприятия (организации) устанавливаются лимиты остатка наличных денег в их кассах. Все деньги, превышающие лимит, должны сдаваться в обслуживающий данное предприятие коммерческий банк. Для коммерческих банков также устанавливаются лимиты их операционных касс, а наличные деньги в сумме, превышающей лимит, они сдают на свой корреспондентский счет в ГРКЦ или РКЦ. Последним также устанавливаются лимиты их оборотных касс. Наличные деньги в сумме, превышающей указанный лимит, переводятся из оборотной кассы РКЦ (ГРКЦ) в резервные фонды Центрального банка РФ, т.е. изымаются из обращения. Тем самым цикл кругооборота наличных денег в хозяйстве завершается.

Подавляющая часть всех платежей в стране обслуживается, как правило, несколькими институционализированными системами расчетов, которые в своей совокупности формируют каркас платежной системы страны.

Платежная система -- это совокупность институтов, инструментов и процедур, используемых для перевода денежных средств между экономическими агентами с целью погашения возникающих у них ежедневно платежных обязательств. В соответствии с законодательством общее руководство платежной системой РФ осуществляет Банк России, который должен обеспечивать ее эффективное и бесперебойное функционирование. Центральное место в структуре платежного оборота занимают безналичные платежи, которые производятся в виде записей по счетам плательщиков и получателей денежных средств, открытых в банковских учреждениях. Основной объем безналичных расчетов в экономике составляют сегодня так называемые межбанковские расчеты.

По существу лишь на основе расчетов между банками можно завершить межхозяйственные расчеты их клиентов, а также обеспечить погашение обязательств банков по собственным экономическим связям. Таким образом, банковская система выступает системообразующим звеном в организации платежного оборота страны. При современных формах организации платежного оборота 70% операционного времени банков приходится на платежно-расчетные операции, тогда как на депозитные и кредитные -- только 30%.

1.2 Нормативно-правовое регулирование денежных расчетов в РФ

В зависимости от назначения и статуса нормативные документы регулирующие движение денежных средств целесообразно представить в виде следующей системы:

1-й уровень: законодательные акты, указы Президента РФ и постановления Правительства, регламентирующие прямо или косвенно организацию и ведение бухгалтерского учета в организации. К ним относятся:

Гражданский кодекс РФ:

Федеральный закон "О бухгалтерском учете" № 129-ФЗ от 21 ноября 1996 года. Этот Закон определяет правовые основы бухгалтерского учета, его содержание, принципы, организацию, основные направления бухгалтерской деятельности и составления отчетности, состав хозяйствующих субъектов, обязанных вести бухгалтерский учет и предоставлять финансовую отчетность, требования к составлению первичной документации и учетных регистров.

Указ Президента Российской Федерации от 19 ноября 1998 года № 416-У "О мерах по повышению собираемости налогов и других обязательных платежей и упорядочению наличного и безналичного денежного обращения ";

2-й уровень: стандарты (положения) по бухгалтерскому учету и отчетности. Учетный стандарт можно определить как свод основных правил, устанавливающий порядок учета и оценки определенного объекта или их совокупности. Положения призваны конкретизировать закон о бухгалтерском учете и отчетности. Единственным регулирующим органом системы нормативных документов является Министерство Финансов РФ.

К ним относятся:

Положение по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ , утвержденное приказом Минфина РФ от 29 июля 1998 года № 34н. Регулирует общие вопросы организации и ведения бухгалтерского учета, составления первичных документов, организации документооборота;

"Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте". ПБУ 3/2000. Утверждено приказом Минфина РФ от 10 января 2000 года №2н;

"Бухгалтерская отчетность организации". ПБУ 4/99 г. Утверждено приказом Минфина РФ от 06 июля 1999 года № 43н;

3-й уровень: методические рекомендации (указания), инструкции, комментарии, письма Минфина РФ и других ведомств. Методические рекомендации и инструкции призваны конкретизировать учетные стандарты в соответствии с отраслевыми и иными особенностями. Они разрабатываются Минфином РФ и различными ведомствами.

План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению, утвержденные приказом Минфина РФ от 31 октября 2000 года № 94н. Эта инструкция применяется как регулирующая организацию и ведение бухгалтерского учета кассовых операций;

Приложение № 2 к Постановлению Министерства труда и социального развития РФ от 31 декабря 2002 года № 85 "Типовая форма договора о полной индивидуальной материальной ответственности";

Приказ Минфина РФ от 22 июля 2003 года № 67н "О формах бухгалтерской отчетности организаций" - применяется в части требований по группировке и детализации данных о движении наличных, денежных средств и иных ценностей, хранящихся в кассе, а также в части требований по составлению Отчета о движении денежных средств;

"Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации", утвержденный решением Совета директоров Центрального банка Российской Федерации от 22 сентября 1993 года № 40 и сообщенный письмом Банка России от 4 октября 1993 года № 18 применяется в полном объеме;

Положение о правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации, утвержденное постановлением Центробанка РФ от 5 января 1998 года № 14-П применяется в части порядка получения денежных средств в банке и сдачи наличных денег в банк, установления лимита остатков наличных денег и других вопросов, касающихся отношений между организацией и банком в рамках договора о расчетно-кассовом обслуживании;

Положение о порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории Российской Федерации, утвержденное постановлением Центробанка РФ от 9 октября 2002 года № 199-П применяется в части, касающейся организации порядка банками приема денежной наличности и ее выдачи организациям;

Приложение № 13 к Инструкции Центробанка РФ от 16 ноября 1995 года № 31 "По эмиссионно-кассовой работе в учреждениях банка России" "Признаки платежеспособности банкнот и монеты Банка России;

Указание Центробанка РФ от 14 ноября 2001 года № 1050-У "Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке, указания Центробанка РФ в изменение данного указания, а также разъяснения Центробанка РФ, Минфина РФ и МНС РФ о порядке применения указаний Центробанка РФ о пределах расчетов наличными денежными средствами;

"О введении новых форматов расчетных документов" Указание от 22 февраля 1999 года N 502-У о внесении изменений и дополнений в указание банка России от 03 декабря 1997 № 51-У;

Инструкция № 28 о расчетных, текущих и бюджетных счетах, открываемых в учреждениях Госбанка СССР. Утверждена Госбанком СССР 03 октября 1986 года (С изменениями от 21.06.03 года № 1297-У);

Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств. Утверждены приказом Минфина РФ от 13 июня 1995 года № 49.

4-й уровень: рабочие документы по бухгалтерскому учету самого предприятия. Рабочие документы самого предприятия определяют особенности организации и ведения учета в нем. Основными из них являются:

· документ по учетной политике предприятия;

· утвержденные руководителем формы первичных учетных документов;

· графики документооборота;

· утвержденный руководителем План счетов бухгалтерского учета;

· утвержденные руководителем формы внутренней отчетности.

1.3 Анализ денежных расчетов в Российской Федерации и основные проблемы развития денежного оборота России

В России объем безналичного оборота зависит от размера ВВП, уро
вня цен, налогов, структуры производства, стоимости материальных и нематериальных ценностей, активов и факторов производства, обращающихся на рынке, процентных ставок по кредитам и депозитам, скорости платежей и расчетов, состояния банковской платежной системы и др.

В разных странах различны также соотношения форм безналичных расчетов. В США и Канаде с помощью чеков обслуживается свыше 90% безналичных сделок, в Италии и Франции - свыше 80%, свыше 60% в Англии. Вместе тем, в большинстве стран Европы используют расчеты поручениями и по инкассо, в частности в Германии и Швейцарии около 90% безналичных сделок, а также в Японии свыше 70%.

Основными платежными инструментами в структуре безналичных платежей в России являются платежные поручения: 77,1% по количеству и 90,6% по объему платежей.

Преобладание данной формы расчетов обусловлено ее широким применением как по платежам за товары и услуги, так и по операциям нетоварного характера, в основном, при перечислении налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты всех уровней и во внебюджетные фонды, а также интенсивным распространением электронных платежей, осуществляемых на основании платежных поручений, что позволяет максимально сократить сроки проведения платежей.

Такие платежные инструменты, как платежные требования, инкассовые поручения, аккредитивы и чеки, эмитируемые кредитными организациями используются незначительно: 1,9% по количеству и 0,7% по объему платежей.

В России основой безналичных расчетов являются межбанковские расчеты. Расчеты между банками на территории России производятся через РКЦ ЦБ РФ. Для расчетов каждому учреждению банка в РКЦ открывается корреспондентский счет. Банки должны обеспечивать своевременное поступление на свой корреспондентский счет средств в размерах, необходимых для проведения платежей. Банковские операции по расчетам могут осуществляться и по корреспондентским счетам банков, открываемых друг у друга на основе межбанковских соглашений.

Безналичный оборот в стране организуется на основе определенных принципов. Принципы организации расчетов - основополагающие начала их проведения. Соблюдение принципов в совокупности позволяет обеспечить соответствие расчетов предъявляемым требованиям: своевременности, надежности, эффективности.

Как и многие другие сегменты экономики, система безналичных расчетов в России развивается не так, как в других странах. На Западе первыми платежными картами были кредитные. В России же во время зарождения пластикового рынка общая нестабильность и недоверие к финансовым институтам были столь велики, что предлагать населению кредитные карты было бессмысленно.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.