Рефераты. Особенности развития сектора банковских услуг в Республике Беларусь

p align="left">сокращения на 2,8 процентного пункта удельного веса требований к Правительству, органам местного управления;

снижения на 1,4 процентного пункта доли денежных средств, размещенных в банках и Национальном банке;

повышения на 3,2 процентного пункта удельного веса средств, размещенных у нерезидентов.

Расширяя объемы кредитования субъектов хозяйствования и населения, банковская система способствует поддержанию высоких темпов экономического роста.

Уровень рентабельности собственного капитала банковского сектора в 2001 - 2005 годах в целом составил от 5,6 до 8,4 процента, по итогам 2005 года - 6,8 процента. Рентабельность активов составляла от 0,8 процента (по итогам 2001 года) до 1,6 процента (по итогам 2003 года). В 2005 году рентабельность активов банковского сектора достигла 1,3 процента. [15]

ГЛАВА 3. ПУТИ ЭФФЕКТИВНОЙ АКТИВИЗАЦИИ СЕКТОРА БАНКОВСКИХ УСЛУГ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

3.1 ОБЩИЕ ПУТИ РЕШЕНИЯ АКТИВИЗАЦИИ БАНКОВСКОГО РЫНКА УСЛУГ

Для устойчивого инновационного развития экономики Республики Беларусь сфера услуг является наиболее доступным и естественным обеспечением. Увеличение доли услуг в ВВП страны повысит экономическую защищенность государства от промышленных шоков и, соответственно, сократит энергетическую зависимость национальной экономики, поскольку основными потребителями энергии выступают именно промышленные предприятия. Активизация финансовых услуг должна создать климат для изменения отношения потребителей к услугам в Беларуси и их динамичного развития. При этом сами финансовые услуги должны питаться резервными источниками всех отраслей сферы услуг.

Финансовые услуги в Республике Беларусь находятся на этапе становления и обладают резервами, которые позволят увеличить долю данной отрасли услуг в ВВП в десятки раз. Более того, финансовые услуги могут способствовать развитию всей сферы услуг и обеспечат преодоление препятствий, сдерживающих развитие многих отраслей. Так, для решения проблемы учета в сфере услуг, а также для обеспечения количественного и качественного роста финансовых услуг предлагается проведение следующих мероприятий.

Требуется создание полноценной и надежной финансово-банковской инфраструктуры для обслуживания функционирования сферы услуг. Необходимо максимально увеличить безналичный оборот в сфере услуг вплоть до 100 процентов. Для достижения этой цели потребуется широкомасштабное использование безналичных расчетов во всех точках торговли услугами. Полученная банками информация о проведении операций по торговле услугами может быть использована в системе учета, а также налоговыми органами.

Безналичный оборот выгоден для банковской системы, которая будет использовать временно свободные средства населения, находящиеся на пластиковых карточках. Расширение безналичного оборота в сфере услуг, сопровождающееся увеличением номенклатуры банковских услуг, будет способствовать развитию таких отраслей, как телефонная связь, почта и Интернет. Широкое использование возможностей получения информации о проведенных операциях по пластиковым карточкам по почте, телефону и через Интернет расширит количество услуг, предоставляемых данными видами связи.

Целесообразно активизировать экспорт финансовых услуг. Экспорт банковских и страховых услуг возможен несколькими путями. В первую очередь -- через открытие филиалов и представительств белорусских банков и страховых компаний за рубежом для привлечения средств и перевод их в Республику Беларусь и инвестирование их в национальную экономику. Наиболее перспективным видится открытие белорусских банковских филиалов в странах СНГ и Китае. Во вторую очередь -- через расширение зарубежной клиентуры белорусских банковских и страховых услуг внутри страны. Данная возможность является наиболее реальной ввиду реализации процесса вступления Беларуси в ВТО, который в конечном итоге предполагает либерализацию внешнефинансовых отношений.

Экспорт является резервом роста не только финансовых услуг, но и других отраслей данной сферы. В настоящее время экспорт услуг в Республике Беларусь, так же, как и импорт, находится на достаточно низком уровне, обладая значительным потенциалом для роста.

Ежегодный прирост экспорта услуг в 2000--2005 годах из Беларуси составлял 16 процентов, что ниже, чем в среднем в России, Украине и Казахстане, но выше, чем в иных странах СНГ. В аналогичной динамике находится развитие импорта услуг в Республике Беларусь. [15]

География размещения экспорта белорусских услуг может быть достаточно обширной, но упорядоченной. Целесообразно экспортировать услуги в страны, в которых рынки уже достаточно освоены белорусскими товаропроизводителями. В первую очередь необходимо рассмотреть возможность экспорта в Россию, Азербайджан, Казахстан, Украину и другие страны СНГ, затем в Великобританию, Голландию, Германию.

Экспорт услуг в форме открытия предприятий по предоставлению услуг за рубежом может выражаться в пассивной и активной формах. Пассивная форма предполагает заключение двусторонних инвестиционных соглашений и соглашений об избежание двойного налогообложения. Более сложной является активная форма продвижения прямых инвестиций, предполагающая создание соответствующей сетевой инфраструктуры, специальных рекламных агентств, секретарских компаний по поиску партнеров, консалтинговых и представительских структур, финансово-кредитных учреждений, страховых компаний. На этапе становления белорусских предприятий за рубежом возможна финансовая поддержка как иностранного государства, так и Республики Беларусь. Многие страны с переходной экономикой занимаются соответствующей практикой. Например, экспортно-импортный банк Чехии реализует программы инвестиционных гарантий для чешских инвесторов. Корпорация по гарантии экспортных кредитов в Венгрии предоставляет услуги по страхованию политических рисков в странах, в которые инвестируют венгерские компании. Экспортная корпорация в Словении страхует долгосрочные инвестиции (от 3 до 15 лет) в объеме до 90 процентов от различных экономических и неэкономических рисков (война, введение торговых и валютных ограничений, экологические катастрофы). [26]

Стратегическими целями развития банковской системы Республики Беларусь являются повышение устойчивости и эффективности функционирования банковского сектора, рост потенциала и совершенствование состава банковских инструментов адекватно растущим потребностям экономики и населения. [18]

Стимулирование конкуренции на рынке банковских услуг. В зависимости от используемых методов различают ценовую и неценовую конкуренции. Ценовая конкуренция осуществляется путем изменения цен (как правило, снижения) на предлагаемые товары и услуги открытым путем (фирмы широко оповещают потребителей о снижении цен на свои товары и услуги) и в скрытом виде (выпускают новый товар с существенно улучшенными потребительскими свойствами, а цену поднимают непропорционально мало).

Региональная конкуренция позволит белорусским компаниям сформироваться за рубежом, окрепнуть, получить навыки и опыт для конкурентной борьбы на более развитых и требовательных европейских рынках.

Неценовая конкуренция основана на улучшении качественных характеристик товара и проведении целенаправленной политики дифференциации продукта (включая рекламу и меры по стимулированию сбыта). Цель применения неценовых методов конкуренции -- формирование устойчивых потребительских предпочтений. Особенностью банковского дела является то, что банковские услуги и продукты легко воспроизводимы конкурентами (патентная защита на банковские услуги и продукты не распространяется), в результате чего большинство банков предлагают более или менее одинаковый набор услуг. В то же время банк может осуществить дифференциацию своих продуктов и услуг посредством улучшения качества обслуживания. Высокая роль качества обусловлена его непосредственной взаимосвязью с рентабельностью финансово-кредитного института, поскольку улучшение качества привлекает клиентов и способствует увеличению объемов реализуемых банковских продуктов и услуг, что выражается в увеличении прибыли и снижении издержек. По данным американских экономистов, дружелюбие и квалифицированное обслуживание является основным критерием выбора банка для большого числа потребителей [8].

Повышение квалификации работников и улучшение качества предоставляемых услуг на банковском рынке услуг. Для самого банка качественный уровень работы определяют скорость внутренних рабочих процессов, уровень издержек на исправление ошибок, эффективность рабочих процессов, уровень мотивации работников, производительность труда, степень кредитного риска, соотносительные с уровнем затрат на создание банковских продуктов и оказание банковских услуг. С точки зрения клиентов, критериями качества банковского обслуживания являются скорость обслуживания, срочность осуществления операций, наличие ошибок и неточностей, время работы банка, качество консультирования (глубина, активный или пассивный характер), личностная сторона отношений с банком и др. Уровень качества банковских продуктов и услуг клиенты сопоставляют с их ценами.

Профессионализм менеджеров (сотрудников) банка. Нет необходимости доказывать, что высокое качество банковских продуктов и услуг не может быть достигнуто без надлежащего профессионализма работников банка, и, прежде всего, менеджеров высшего (управленческого) звена. Достижение необходимого уровня профессионализма менеджеров и его поддержание в определенной мере зависят от образования и систематического повышения квалификации. В настоящее время не приходится жаловаться на отсутствие в Беларуси образовательной базы для подготовки профессиональных банкиров. Обучение банковскому делу ведется в ряде высших учебных заведений. Появляются условия для самообразования, так как отсутствует дефицит качественной учебной литературы по теории и практике банковского дела. Наличие компетентных сотрудников в фирме (банке) создает условия, когда “сначала убеждаются, что нужные люди -- на борту (а ненужные -- на берегу), а уж потом решают, куда плыть”.

Также следует отметить, что для того чтобы стать профессиональным менеджером, надо не только усвоить необходимые знания, но и уметь их применять.

Поэтому стратегически важной задачей современного банка при оптимизации своих каналов реализации банковских услуг является определение равновесия между тремя вариантами предоставления услуг: 1) стандартизированные базовые услуги без консультаций; 2) оказание услуги с активными консультациями и 3) решение финансовых проблем с микросегментированием и интенсивными консультациями. Задача состоит в том, чтобы обеспечить отдельные группы клиентов стандартизированными банковскими услугами, основанными на самообслуживании, за счет использования информационных технологий с вариантом получения консультаций. В идеале сочетание стандартизированной и сегментированной услуг становится продуктом индивидуального спроса.

Для обеспечения доступности всего спектра банковских услуг населению банки продолжили процесс оптимизации филиальной сети с учетом повышения ее финансовой устойчивости. Постоянно проводится работа по улучшению обслуживания населения исходя из возможности предоставления максимального количества и объема банковских услуг, потребности в них клиентов, эффективности работы и территориального расположения подразделения банка. В этой связи актуальным и перспективным для банков, особенно для не имеющих развитой филиальной сети, является применение стратегии многоканального обслуживания клиентов, что выражается в расширении каналов поставки банковских услуг путем удаленного обслуживания клиентов, в том числе совместное использование банками определенных каналов реализации (совместная сеть банкоматов, инфокиосков, работа через учреждения почты и др.).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.