Рефераты. Политика пенсионного обеспечения, страхования и социальной помощи

p align="left">— разработку, принятие и исполнение специального страхового законодательства,

— создание специализированных надзорных органов, имеющих законодательно установленный масштаб надзора (т.е. рамки вмешательства в отрасль),

— регистрацию и лицензирование профессиональных участников страхового рынка,

— текущий надзор за их деятельностью.

Важным экономическим регулятором является также налогообложение страховых операций.

План развития государственного регулирования страхования

Комплекс мероприятий по стимулированию развития страхования в части его компенсационной функции включает в первую очередь систему мер по стимулированию спроса на страхование, которые условно подразделяются на экономические и административные. К экономическим мерам, в частности, относятся:

создание платежеспособного спроса и увеличение уровня жизни;

— стимулирование развития страхования с помощью налоговых механизмов;

— повышение доверия населения к страхованию (путем, в том числе, индексации вкладов в органы государственного страхования СССР).

Административными мерами стимулирования страхования, в частности, являются:

— введение системы обязательного страхования;

— разработка и реализация программ страхования государственного сектора.

Вторым рычагом стимулирования компенсационной функции страхования на первом этапе должно стать создание благоприятной и стабильной социально-экономической среды.

В рамках страхового рынка эта цель модифицируется в создание единого экономического пространства для всех участников рынка страхования. Имеется в виду применение наиболее экономически обоснованного подхода, предполагающего, что при регулировании доступа на рынок задачей государства должно быть обеспечение равных возможностей и одинаковой жесткости контроля при предоставлении однородных продуктов. Необходимо создать нормальные условия инвестирования для рынка страхования, а также поддерживать соответствующую конкурентную среду.

Мероприятия по завершению создания системы регулирования страхования заключаются, во-первых, в создании единой, непротиворечивой нормативной правовой базы, касающейся страховой деятельности. Многие аспекты этой проблемы изучены и опубликованы. В частности, сформулирована концепция научной корректировки регулирования страховой деятельности, содержащая научные рекомендации по совершенствованию системы нормативных правовых актов, регулирующих страховую деятельность.

В рамках реализации задачи по созданию сильного надзорного органа наиболее остро стоят проблемы:

— связанные с необходимостью обеспечить единство принципов регулирования всех сегментов страхового рынка;

— финансирования и подбора профессионалов соответствующей квалификации;

— создания ситуации, в которой надзорный орган будет работать не "на процесс", а на конкретный результат.

Что касается вопроса участия государства на рынке страхования, предлагается:

— определить критерии рациональности участия государства в уставном капитале страховых организаций и способы поддержки таких организаций;

— принять решение по вопросу необходимости создания полноценной страховой организации по страхованию экспортных кредитов,

— рассмотреть вопрос о целесообразности модификации образовательных программ с целью подготовки квалифицированных кадров для страхования.

При стимулировании инвестиционной функции страхования необходимо реализовывать мероприятия по обеспечению стабильного функционирования финансовых рынков путем проведения адекватной денежно-кредитной политики и установления адекватной системы регулирования финансовых рынков. Актуальным станет вопрос об особенностях инвестиционных условий для страховых организаций, и, возможно, государственных гарантий инвестиций страховых организаций, а также создание режима льготного налогообложения долгосрочных инвестиций.

Совершенствование системы регулирования страхования предполагает законодательное разделение страхования жизни и "не жизни", развитие долгосрочного пенсионного страхования и обеспечение условий для сравнительно свободного доступа иностранных страховщиков на страховой рынок государства.

Программа реализации плана развития

Что касается места страхования в концепции социально-экономической политики Правительства на долгосрочную перспективу, а также в Плане действий Правительства в области социальной политики и модернизации экономики на 2000 -- 2001 гг., то в них практически не сформулированы цели макроуровня. Следовательно, плохо просматривается связь целей развития системы страхования с основными целями экономического развития.

Кроме того, рассмотрение всех мероприятий по развитию рынка страховых услуг в группе мероприятий по созданию благоприятного предпринимательского и инвестиционного климата является неверным на настоящем этапе. Правомерным является отнесение к этому блоку экономической политики ряда мероприятий по стимулированию инвестиционной функции страхования.

Что касается мер, направленных на стимулирование компенсационной функции страхования, и мер, касающихся страхования на микроуровне, то они должны быть частью структурной политики государства, так как присоставлении программы и плана развития страхование целесообразно рассматривать как институт, отвечающий требованиям рыночной экономики (взамен, прежде всего компенсаций из государственного бюджета). Тогда страхование будет экономически адекватно восприниматься, прежде всего, как рыночный инструмент восстановления экономических ресурсов - трудовых и капитальных. И его необходимость будет соответствующим образом оценена. 5, стр.24-28

3.Использование финансовых инструментов государственного регулирования в политике пенсионного обеспечения и страхования

Регулирование через систему бюджетных расходов включает использование прямого государственного финансирования бюджетных субсидий (дотаций, субвенций). Экономическая сущность этой группы операций перераспределение государственных средств, носящее непроизводительный характер.

Согласно кейнсианской теории, государственные расходы увеличивают совокупный спрос и приводят к мультипликативному росту национального продукта, а, следовательно, занятости. "Государственные расходы, так же как и частные инвестиции, оказывают мультиплицированное (умноженное) воздействие на доход вследствие того, что непосредственно за этим имеют место производные потребительские расходы со стороны тех, чей труд оплачивается государством". Сам Дж.М. Кейнс считал, что если государство финансирует организацию общественных работ, пусть даже неэффективных, это "привело бы к значительному увеличению как реального дохода общества, так и его капитального богатства по сравнению с существующими размерами"5. Однако в современных условиях такая позиция не является бесспорной. Возможный негативный эффект увеличения бюджетных расходов связан с тем, что они финансируются не за счет налоговых поступлений, а за счет роста бюджетного дефицита, в результате чего возникают инфляционные тенденции.

Будучи частью финансово-кредитной системы страхование в определенной мере может использоваться в качестве регулятора. Такое мнение выражалось некоторыми ведущими специалистами по теории финансов, в частности В.М. Родионовой, Е.В. Коломиным и др. Другая точка зрения (В.В. Шахова), согласно которой страхование -- самостоятельная экономическая категория, также не исключает возможности его использования в качестве регулятора. Возможности страхования в этой области длительное время были ограничены отно-сительно низким размером доли ВВП, перераспределяемой через страховой рынок по сравнению с бюджетом или кредитной системой.

Однако устойчивый ежегодный рост доли страховых взносов в ВВП Украины и Рооссии, достигший к 2001 г. более 2%, заставляет задуматься о возможности использования страховых инструментов регулирования. Рычаги воздействия на экономику через финансы и кредит привлечены уже практически полностью, и масштабы их применения, в сущности, исчерпаны, тогда как потенциал страхования (причем не только как косвенного регуля-тора, но главное -- и как инструмента стабилизации, защиты от непредвиденных потерь, то есть по его "прямому назначению") используется всего лишь на десятую часть от возможного.

В развитых странах страхование как инструмент государственного регулирования используется по нескольким направлениям. Например, антиинфляционное воздействие в развитых странах оказывает долгосрочное страхование жизни. Стимулируя проведение этого вида страхования, государство тем самым снижает избыточный спрос на другие товары, отвлекает из текущего оборота излишнюю денежную массу, находящуюся на руках у населения и, кроме того, содействует увеличению долгосрочных инвестиций страховщиков в экономику, что тоже является стабилизирующим фактором.

Или другой пример -- обязательное страхование ответственности автовладельцев. На первый взгляд, прямое назначение этого вида страхования -- защита интересов пострадавших в результате ДТП. Однако поскольку условия страхования, лимиты ответственности, франшизы, а главное -- тарифные ставки устанавливаются централизовано, при непосредственном участии государственных органов, то при их помощи появляется возможность косвенно воздействовать на другие сферы экономической жизни. Например, практически во всех странах для владельцев старых машин действуют повышенные тарифы. С одной стороны, это объективно необходимо, так как риск их попадания в аварию несколько выше. Но главное -- такая мера стимулирует приобретение новых автомобилей и отказ от эксплуатации старых. Тем самым, санкционируя повышение тарифов для старых автомобилей (в том числе иногда чуть больше, чем того требует реальная статистика рисков), государство косвенно увеличивает сбыт автомобилей и стимулирует развитие отечественного автомобилестроения (впрочем, и принимаются подобные решения не без участия крупных автомобильных концернов). Не говоря уже о стимулировании тем самым безопасности дорожного движения (каждый безаварийный водитель имеет значительные скидки), экологической безопасности и др.

Не меньшим потенциалом, чем коммерческий страховой рынок, обладает сфера государственного страхования, а также негосударственного пенсионного обеспечения, служащие важным орудием государственной со-циальной политики.

Все вышесказанное иллюстрирует, какое значение для рыночной экономики имеет действие экономических регуляторов.

Для современной экономической жизни важное значение имеет и еще один уровень регулирования, исторически появившийся последним, -- межгосударственное экономическое регулирование. Международное разделение труда и интернационализация производства вызвали необходимость участия национальных экономик в мировой экономической системе, которая регулируется на уровне межгосударственных экономических организаций при приоритете экономических, а не административных регуляторов. Поэтому процессы глобализации затронули не только сами регулируемые экономические отношения, но и инструменты государственного воздействия на них.

Таким образом, современная система государственного регулирования социально-экономических процессов представляет собой сложный механизм, каждый из компонентов которого имеет конкретное действие, направленное недостижение государством поставленных целей, и в то же время работающий как целостная система, служащая инструментом реализации государственной экономической и социальной политики. Не последнее место в этом механизме занимают финансово-кредитные инструменты. 6, стр.11-19

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.