Рефераты. Политика пенсионного обеспечения, страхования и социальной помощи

p align="center">5.Роль государства в оказании социальной помощи гражданам Украины

Правительство Украины оказывает возможную поддержку малоимущим слоям населения. Это отражается в законах Украины и других нормативных документах.

Закон Украины “О государственной социальной помощи малообеспеченным семьям” направлен на реализацию конституционных гарантий права граждан на социальную защиту - обеспечение уровня жизнь не ниже прожиточного минимума путем предоставления денежной помощи наименее социально защищенным семьям.

Государственная социальная помощь малообеспеченным семьям - это ежемесячная помощь, которая дается малообеспеченным семьям в денежной форме в размере, который зависит от величины среднемесячного совокупного дохода семьи.

Малообеспеченной семьей считается семья, которая с уважительных или независимых от нее причин имеет среднемесячный совокупный доход ниже прожиточного минимума для семьи.

Прожиточный минимум определен для каждой семьи в зависимости от ее состава, сумми прожиточных минимумов, рассчитанных и утвержденных соответственно Закону Украины "О прожиточном минимуме" для личностей, которые относятся к основным социальным и демографическим группам населения.

Законодательство о государственной социальной помощи состоит из Закона Украины "О прожиточном минимуме", Закона Украины “О государственной социальной помощи малообеспеченным семьям”, других нормативно-правовых актов, которые регулируют правоотношения из предоставления государственной социальной помощи.

Право на государственную социальную помощь имеют малообеспеченные семьи, которые постоянно проживают на территории Украины.

Размер государственной социальной помощи определяется как разность между прожиточным минимумом для семьи и ее среднемесячным совокупным доходом, но не может быть большим, чем 75 процентов прожиточного минимума для семьи.

Уровень обеспечения прожиточного минимума устанавливается, исходя из реальных возможностей расходной части Государственного бюджета Украины, и утверждается одновременно с принятием закона о Государственном бюджете Украины на соответствующий год.

Государственная социальная помощь назначается на шесть месяцев.

Одиноким личностям, признанным по результатам медико-социальной экспертизы нетрудоспособными, которые не имеют других источников к существованию, государственная социальная помощь может быть предназначена на срок признания личности нетрудоспособной.

Одиноким личностям, которые достигли 65-годового возраста и не имеют других источников к существованию, а также нетрудоспособной чете при отсутствии личностей, обязанных их удерживать соответственно закону государственная социальная помощь может быть предназначена пожизненно.

Государственная социальная помощь выделяется за счет ассигнований, которые учтены в расчетах размера средств, предусмотренных Государственным бюджетом Украины, бюджетом Автономной Республики Крым, областей, города Киева и Севастополя в виде дотаций и нормативных отчислений от общегосударственных налогов и сборов.

За счет местных бюджетов и специально созданных региональных фондов социальной помощи органы местного самоуправления могут проводить доплаты к установленным соответственно Закону размеров государственной социальной помощи исходя из утвержденного регионального прожиточного минимума.

Контроль за правильностью предоставления государственной социальной помощи и использование средств Государственного бюджета Украины, направленных на предоставление государственной социальной помощи, осуществляет специально уполномоченным органом исполнительной власти в сфере труда и социальной политики непосредственно и через социальных инспекторов.13

Еще один Закон Украины «О государственной помощи семьям с детьми» устанавливает гарантированный государством уровень материальной поддержки семьям с детьми путем предоставления государственной денежной помощи с учетом состава семьи, ее доходов и возраста детей и направленный на обеспечение приоритета государственной помощи семьям с детьми в общей системе социальной защиты населения.

В этом законе говорится, что граждане Украины, в семьях которых воспитываются и проживают несовершеннолетние дети, имеют право на государственную помощь в случаях и на условиях, предусмотренных этим Законом и другими законами Украины.

Иностранцы и личности без гражданства, которые постоянно проживают в Украине, а также личности, которые получили статус беженца, имеют право на государственную помощь наравне с гражданами Украины на условиях, предусмотренных этим Законом, другими законами или международными договорами Украины, согласие на обязательность которых предоставленное Верховной Радой Украины.

В случае, если международным договором Украины предусмотрены другие правила, чем те, что содержатся в этом Законе, применяются правила, установленные этим договором.

Порядок назначения и выплаты государственной помощи семьям с детьми и перечень документов, необходимых для назначения помощи по этому Закону, устанавливается Кабинетом Министров Украины.

Соответственно Закону «О государственной помощи семьям с детьми» назначаются такие виды государственной помощи семьям с детьми:

1) помощь в связи с беременностью и родами;

2) единовременное пособие при рождении ребенка;

3) помощь по уходу за ребенком к достижению его трехлетнего возраста;

4) помощь на детей, которые находятся под опекой или заботой;

5) помощь малообеспеченным семьям с детьми.

Местные органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, предприятия, учреждения, организации и объединение граждан за счет собственных средств могут вводить дополнительные виды помощи и устанавливать доплаты к государственной помощи семьям с детьми.

Покрытие затрат на выплату государственной помощи семьям с детьми осуществляется за счет средств Государственного бюджета Украины в виде дотаций к местным бюджетам.

Размер государственной помощи семьям с детьми, предусмотренной статьями 15, 18 и 20 Закона «О государственной помощи семьям с детьми», определяется Верховной Радой Украины каждый год в процентном отношении к прожиточному минимуму с постепенным приближением к прожиточному минимуму, но при этом не может быть ниже величины, которая равна 25 процентов от установленного уровня прожиточного минимума.12

Вывод

При написании данной контрольной работы были рассмотрены вопросы, касающиеся социальной политики государства в переходной период, вопросы пенсионной реформы и социального страхования. Были изучены многие учебники по государственному регулированию, Законы Украины и нормативные документы, периодические издания украинских и российских журналов.

Изучив этот материал, можно сделать вывод, что в переходной период целью государственного регулирования доходов и потребления есть социальная защита населения от роста цен и товарного дефицита для гарантированного обеспечения прожиточного минимума граждан.

Особое значение имеет проб-лема пенсионного обеспечения, охватывающего миллионов граждан и практически касающегося каждой третьей семьи в государстве.

Оценивая эффективность действующей в Украине пенсионной системы, следует отметить, что увеличение денежных средств, необходимых для покрытия выплат пенсий и денежного обеспечения, постоянно опережает возможности государства по погашению долгов по пенсиям.

Из прочитанных первоисточников видно, что повышение уровня жизни населения происходит в тех странах, где экономические реформы проводятся наиболее активно.

Для пенсионной системы в Украине характерны низкий уровень пенсионного обеспечения, отсутствие надлежащей дифференциации размеров пенсий, наличие значительных преимуществ и льгот в пенсионном обеспечении отдельных категорий работников при одинаковом уровне отчислений средств на пенсионное обеспечение.

Пенсионное обеспечение пожилых людей - одна из самых острых социаль-ных проблем, с которыми столкнулось украинское общество в кризисные 90-е гг., как по масштабам охвата населения, так и трудности решения.

Государственное социальное страхование (или обязательное социальное страхование) как часть системы социальной защиты населения имеет специфику и требует особых подходов при формулировке теории государственного регулирования.

Совершенствование системы регулирования страхования предполагает законодательное разделение страхования жизни и "не жизни", развитие долгосрочного пенсионного страхования и обеспечение условий для сравнительно свободного доступа иностранных страховщиков на страховой рынок государства.

Список использованной литературы

І.Михасюк, А.Мельник,М.Крупка, З.Залога. Державне регулювання економіки. - ЛНУ ім.Франка, Львів: “Українські технології”, 1999. - 640с.

Стеченко Д.М.Державне регулювання економіки: Навч.посібник - К.: МАУП, 2000. - 176с.

Гнибіденко I. Ефективність пенсійної системи в Україні та її реформування на страховій основі // Економіка Украіни (укр.).- 1999.- № 12.-С. 15-19

Маркова Н. Возможности совершенствования пенсионной системы // Экономист (рус.).- 1999,- № 12.-С. 38-47

Бусарова А. Регулирование страховой деятельности в экономической политике государства//Страховое дело(рус.)-2001.- №7.-С.24-30

Жилкина М. Финансовые, кредитные и страховые инструменты государственного регулирования экономических процессов //Финансовый бизнес (рус.).- 2001.- № 7.-С. 11-20

Березина С.Б. Про необхдність і деякі напрями реформування пенсійної системи // Банківська система Украіни: теорія i практика становления: 36ірник наукових праць: В 2 т. Т.2.- San Francisco:,1999.- С.533-539

Ріппа М.Б. Фінансові проблеми реформування системи пенсійного забезпечення // Фінанси України (укр.).- 2000.- № 5.-С. 98-102

Малютина М.С. Макроэкономические аспекты реформы системы пенсионного обеспечения: анализ модели пересекающихся поколений // Экономика и математические методы (рус.).- 2000.- №1.-С.63-75

Папинова О. Начало пенсионной реформы в Украине // Баланс(рус.).-2000.-№ 1.-С.28-33

Гвозденко А.А. Финансово-экономические методы страхования.- М.: "Финансы и статистика", 1998.-184 с.

Закон Украины «О государственной помощи семьям с детьми»,

Закон Украины “О государственной социальной помощи малообеспеченным семьям”

Трансформація моделі економіки України Інститут економічного прогнозування; за ред. Академіка НАН України В.М.Гейця. - К.: Логос, 1999. - 500с.

Джон Стігліц. Економіка державного сектору - К.: «Основи», 1998 - 854с.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.