5. Все стороны договора исламского страхования должны действовать в соответствии с принципом utmost goot faith (наивысшей добросовестности);
6. В такафуле, в отличие от традиционного страхования, не нарушаются в шариате. При рассмотрении делаAmtul Habib vs Mussarat Parveen[1] Верховный суд Пакистана постановил, что в исламском договоре страхования жизни назначенный выгодоприобретатель является неполным бенефицарием, а лишь доверительным собственником, который должен распределить страховую выплату между наследниками страхователя в соответствии с условиями договоров васийа и мирас.
Помимо соответствия общим положениям ислама, договор такафул должен опираться на принципы, вытекающие из конкретных предписаний шариата:
1. Принцип соблюдения договоров: «О вы, которые уверовали! Будьте верны в договорах…»(5:1);
2. Принцип utmost goot faith: стороны не должны утаивать друг от друга те факты, касающиеся недостатков предмета договора: « По свидетельству Васила бин ал-Аска', который передал слова Пророка: «Тот, кто продает вещь с дефектом, без раскрытия этого (дефекта),- навсегда останется под гневом Аллах…».К недействительности договора может также привести мошенничество, предоставление ложных сведений, умышленное введение в заблуждение ит.д.
3. Принцип гуманизма: договор такафул заключается не ради извлечения прибыли его участниками, а в целях предоставления помощи тем, чей интерес пострадал: «По свидетельству Сафана бин Салима, который передал слова Пророка: «Тот, кто позаботится о вдове и бедняке и работает для них, подобен воину, сражающемуся на пути Аллаха, или тому, кто постится в течении дня, а всю ночь проводит в молитве»;
4. Принцип взаимопомощи и кооперации: верующие должны помогать друг другу в духе братства и взаимопомощи: «И помогайте одни другим в благочестии и богобоязненности…»(5:2).
5. Принцип справедливой компенсации: оператор берет на себя обязательство возместить убыток, причиненный жизни, здоровью или собственности страхователя или застрахованных третьих лиц: « Поистине Аллах не обидит и на вес пылинки, и если будет хорошее, Он удвоит от Себя великую награду!»(4:40);
6. Принцип надлежащего размещения средств страхователя: согласно условиям договора, исламского страхования, участник выплачивает взносы оператору, оговаривая, что деньги будут использоваться в операциях, разрешенных шариатом: « Если я запрещу вам что-нибудь, то избегайте этого, если же я повелю вам что-либо, то делайте из этого, что сумеете!»
Большая часть такафул-компаний действует на основе модели мудараба. В работе доктора Ма'асума Биллаха «Shariah Justified Contracts» проводятся параллели между договором такафул и друими контрактами, пизнаваемыми шариатом: мудараба, мушарака, бай'бисаман аджил, бай'ас-салам, вади'а, Амана, кафала, даман, иджара, вакала, хиба.
1. Мудараба. В договоре такафул участник, выступающий в роли рабб ал- маля, предоставляет определенную сумму денег в специальный фонд, которым управляет оператор. Прибыль от проведенных операций распределяется между сторонами договора в соответствии с соглашением о долях.
2. Мушарака (договор товарищества). В исламском страховом бизнесе и страхователи, и оператор являются партнерами и участниками в фонде уплаченных взносов и делят ответственность, прибыль и убытки в соответсвии с долями, определенными в соглашении.
3. Бай'бисаман аджл (договор купли-продажи по отсроченной цене). В семейном такафуле участник как бы покупает риск у оператора, регулярно уплачивая оговоренные взносы, и затем продает его страховщику по согласованной цене при наступлении страхового случая.
4. Бай'ас-салам (договор купли продажи с отсроченной поставкой). Участники договора выплачивают взносы оператору, который, в свою очередь, предоставляет гарантию безопасности их рискам.
5. Бай (договор купли-продажи). Участник и оператор договариваются, что первый как бы покупает у второго финансовую безопасность собственных рисков. Страхователь здесь по аналогии выступает в качестве покупателя, а страховщик - продавца.
6. Амана (договор доверительной собственности). Регулярные выплаты, производимые участниками договора такафул, подобны доверительной собственности, управляемой оператором. Управление таким трастом направлено на предоставление финансовой безопасности рискам страхователей, а также на получение прибыли всеми сторонами договора в соответствии с соглашением о долях.
7. Кафала (договор поручительства) и даман (договор гарантии). Подобно поручителю страховщик может нести материальную ответственность перед третьими лицами, которым был причинен ущерб по вине страхователя.
8. Иджара (договор найма, в том числе и услуг). Услуга со стороны оператора состоит в управлении собранными взносами, доход от которых распределяется между ним и участником в соответствии с долями финансирования, а также в предоставлении безопасности рискам участников.
9. Вакала (агентский договор). Сходство такафула с договором вакала наблюдается как в отношениях между ним и участником в соответствии с долями финансирования, а также в предоставление безопасности рискам участников.
10. Хиба (договор дарения). Выплачиваемые в договоре такафул-взносы могут идти на: а) счет участника (РА)1 или в фонд мудараба, и на б)специальный счет участника (РСА)2 или в фонд табарру.
Концепция таббару лежит в основе исламской модели страхования. Таббару в переводе с арабскогот «дар, пожертвование». По мнению доктора Ийсуфа ал-Карадави, исламское страхование создает условия для оказания помощи пострадавшей стороне, поскольку сама суть договора такафул заключается во взаимной поддержке участниками друг друга[3]
Согласно концепции табарру участник предоставляет часть выплачиваемых им взносов в качестве дара в специальный благотворительный фонд. Из него компания осуществляет выплаты при наступлении страховых случаев. Если же, по имеющимся у оператора сведениям, для кого-нибудь из страхователей наступление определенного события представляет большую вероятность, чем для остальных, то табарру этого и других участников должны быть сбалансированы с учетом данного факта. Страхователи и страховщик договариваются, что компания не будет вкладывать собранные ею взносы в операции, запрещенные шариатом. В соответствии с условиями, предъявляемыми шариатом к договору дарения, право собственности на подаренную вещь переходит в момент ее вручения одаряемому. Правильность определения всех выплачиваемых страхователям взносов как дара вызывает некоторые сомнения, поскольку в качестве эквивалента за предоставленные взносы страхователь получает право на компенсацию, в то время как табарру должен предоставляться безвозмездно: « По свидетельству ибн'Аббаса, который передал слова Пророка: «Тот, кто берет свой дар назад, подобен собаке, поедающей свою блевотину».
Автор данной работы разделяет мнение доктора Ма'асума Биллаха, который считает, что более приемлемым определением для взносов, или по крайней мере той их части, по которой участник получает фиксированный доход, является термин «мусахама»- в переводе с арабского «взнос, доля».
Схематически разницу между табарру и мусахама можно свести к следующим существенным моментам:
1. табарру, по сути, вид договора дарения, а мусахама подразумевает право участника на получение прибыли по уплаченным взносам;
2. После выплаты средств на основе табарру владелец теряет на них право, случае с мусахама право собственности на уплаченные деньги не прекращается;
3. Табарру предоставляется в интересах других лиц, мусахама направлена на достижение собственных целей - получение прибыли.
Таким образом, часть уплаченных страхователям взносов идет в благотворительный фонд, откуда при наступлении страхового случая участникам выдается компенсация. Другая же часть средств направляется в фонд мадараба, из которого страхователям предоставляется фиксированный доход.
Некоторые ученые, пишущие об исламском страховании, считают, что такафул фактически выполняет те же функции, что и традиционное коммерческое страхование, с той только разницей, что он не противоречит положениям ислама: «Концепция такафула очень близка традиционному страхованию. И исламское и традиционное страхование предоставляют собой инструменты, позволяющие оказывать помощь группам лиц, столкнувшимся страхование финансовыми трудностями. Эти инструменты являются современными способами устранения рисков…».[4]
Что касается видов такафула, то, как правило, исламские страховые компании предлогают клиентам услуги по общему и семейному такафулу.
В общем такафуле обычно заключаются краткосрочные договоры, которые необходимо ежегодно возобновлять. Цена продуктов устанавливается здесь так же, как и в традиционном страховании. Основные критерии в общем такафуле для определения ставок - ценность страхуемого интереса и оценка возможного убытка. При заключении договора исламского страхования для участника могут быть предусмотрены специальные льготы. В автотакафуле, например, страхователю предоставляется скидка, если за время действия полиса он ни разу не попал в аварию. В рамках семейного такафула предусмотрены различные схемы, охватывающие риски из сферы личного страхования. Семейный такафул не означает в буквальном смысле страхование чьей-либо жизни, а предоставляет собой финансовую сделку, направленную на защиту вдов, сирот и други зависящих от страхователя лиц, от различных рисков.
Семейный такафул основывается на модели мудараба. Уплаченные взносы направляются в семейный такафул-фонд, разделенный на две части:
1. Participant' Account (PA) - куда идет та часть взносов, по которой участник имеет право на получение прибыли;
2. Participant's Special Account (PSA) - куда идет другая часть взносов и откуда страхователям, для которых наступил страховой случай, выплачивается компенсация.
Если участник умирает до окончания срока действия полиса по семейному такафулу, выгодоприобретатели получают все взносы, уплаченные страхователем страхование момента заключения им договора и до его смерти, включая прибыль из РА. Бенефицарии также имеют право на ту часть взносов, которую участник выплатил бы, если бы дожил до истечения периода страхового покрытия. Данная сумма высчитывается начиная страхование даты смерти страхователя и до окончания срока действия полиса.
Для получения компенсации и прибыли не имеет значения, в результате чего наступила смерть. Застрахованный может умереть как естественной смертью, так и в результате самоубийства. Даже в случае, если страхователь погиб при грабительском нападении, будучи сам грабителем, права выгодоприобретателей по уплаченным им премиям не могут аннулироваться.
В рамках семейного такафула предусматриваются следующие варианты:
· Индивидуальный семейный такафул;
· Групповой семейный такафул;
· Ипотечный семейный такафул;
· Кредитный семейный такафул и др.
В целом при сопоставлении традиционного страхования жизни страхование семейным такафулом можно выделить следующие особенности последнего:
1. Семейный такафул, в отличие от традиционного страхования жизни, не включает в себя элемент риба;
2. В семейном такафуле назначенный выгодоприобретатель является доверительным собственником, а не абсолютным бенефициарием как в традиционном страховании жизни;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5