Рефераты. Проблемы кредитования в Республике Беларусь. Прогноз функционирования национальной экономики

b>1.3 Анализ проблем кредитования субъектов хозяйствования различных форм собственности в Республике Беларусь. Основные направления реформирования кредитной системы Республики Беларусь

Основная цель денежно-кредитной политики Республики Беларусь - содействие развитию всех секторов экономики, обеспечение внутренней и внешней устойчивости национальной денежной единицы.

Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы предусматривается повысить роль банковского сектора как эффективного механизма аккумуляции свободных денежных средств и их инвестирования в реальный сектор экономики. Предполагается обеспечить укрепление финансовой устойчивости банковской системы, расширение ресурсной базы банков и повышение ее качества, приближение принципов и практики банковского надзора к международным стандартам. Для поддержки приоритетных отраслей и производств государство должно использовать экономические методы, включая средства бюджетов для льготирования процентных ставок, налоговые льготы, бюджетные ссуды и гарантии. Намечается обеспечить развитие финансово-кредитной системы страны за счет привлечения отечественных и зарубежных инвестиций, более полного использования возможностей свободных экономических зон.

Особое внимание уделяется созданию условий гарантирования вкладов населения в банках. Оно должно обеспечиться за счет соответствующей законодательно-нормативной базы, повышения роли в этом централизованных фондов банков и создания фондов гарантирования вкладов. Предусматривается в ближайший период завершить компенсацию обесценения вкладов и облигаций целевого беспроцентного займа 1990 г. на приобретение товаров длительного пользования (ценных бумаг).

Денежное предложение в национальной валюте должно формироваться в объемах, достаточных для обеспечения экономики расчетно-платежными средствами и адекватных намечаемых по годам темпам роста реального ВВП и цен. Важнейшие инструменты денежно-кредитной политики (обязательные резервы, операции на открытом рынке, рефинансирование банков, депозитные операции, процентная политика) будут формироваться на уровнях и в пропорциях, обеспечивающих поддержание целевых параметров инфляции и курса доллара. Ужесточение денежно-кредитной политики будет главным фактором обеспечения последовательного снижения темпов инфляции.

Политика обменного курса белорусского рубля должна быть ориентирована на снижение инфляции, пополнение официальных валютных резервов страны. При формировании валютного курса белорусского рубля будут учитываться условия внешней торговли, и прежде всего колебания мировых цен на товары, изменение кросс-курсов валют стран, являющихся ее основными экономическими партнерами.

Основу процентной политики составят меры, обеспечивающие устойчивое достижение процентными ставками положительного в реальном выражении уровня и превышение реальной доходности активов, номинированных в национальной валюте, над их доходностью в иностранной валюте.

В Республике Беларусь постепенно развиваются кредитная система, адекватная рыночным отношениям, и рынок ссудных капиталов. Вместе с тем в трансформационной экономике действуют факторы, тормозящие данные процессы, связанные с недостаточной разработанностью общей макроэкономической стратегии трансформации национальной экономики, незрелостью рыночных отношений, кризисом производства, инфляцией, отсутствием четких правовых основ рыночного механизма кредитования и низким уровнем развития кредитной системы. В таких условиях перераспределение кредитных ресурсов приводит к переливу ссудных капиталов из сферы производства в сферу обращения, способствуя нарушению макроэкономической сбалансированности. В определенной мере это объясняется тем, что в период трансформации экономики происходит ломка государственно-административной кредитной системы, восстанавливаются принципы, функции, инструменты рыночной кредитной системы и формируется кредитная инфраструктура [11, с.41].

Беларусь отличается изолированностью от внешних кредитов и инвестиций, незначительностью общих объемов активов кредитной системы по отношению к ВВП и крайней неразвитостью или полным отсутствием небанковских институциональных инвесторов, как то: факторинговые и лизинговые компании, фирмы, обслуживающие оборот ценных бумаг, страховые организации, пенсионные и благотворительные фонды, ломбарды, кредитные кооперативы и товарищества.

Большая часть национального богатства не вовлечена в национальный оборот, то есть функционирующая кредитная система страны не в состоянии аккумулировать и производительно использовать имеющиеся ресурсы. Активы всей кредитной системы Беларуси составляют лишь 40% от размера ВВП, что крайне мало. Как минимум, ресурсная база кредитной системы должна быть сопоставима с ВВП. В ее составе практически отсутствуют такие институциональные инвесторы, как финансовые компании, инвестиционные и пенсионные фонды, ссудо-сберегательные ассоциации, кредитные союзы и кооперативы. В стране функционируют страховые компании и профессиональные участники ценных бумаг. Однако их активы в процентах к ВВП составляют менее 1%. В кредитной системе страны доля банковского сектора превышает 99%, в то время как, например, в Латвии, Эстонии, России, Чехии, Румынии, Польше эта доля колеблется от 70 до 90%, а в США она составляет лишь 24%, Швеции - 25%, Японии - 55%, Италии - 57% [4].

Много проблем накопилось также в организации и механизме функционирования в других институциональных звеньях кредитной системы -- страховом секторе, небанковских кредитно-финансовых институтах.

По существу в Беларуси из небанковских кредитно-финансовых учреждений получил развитие лишь страховой сектор. Так же, как и в банковской сфере, многие страховые компании в силу своей финансовой несостоятельности разорились [13, с.16]. Наметилась тенденция укрупнения и объединения страховых компаний. В силу своей маломощности страховые компании располагают, как правило, незначительными кредитными ресурсами.

Что касается других небанковских кредитно-финансовых институтов, то в большинстве своем они не получили значительного развития в республике.

Немногочисленные инвестиционные фонды, созданные на волне чековой приватизации, в основном не действуют. Они либо обладают малой активностью в силу того, что чековая приватизация так и не получила серьезного развития в Беларуси (фактически она была приостановлена), либо вообще разорились или закрылись из-за своей неперспективности.

Ряд инвестиционных фондов и финансовых компаний строили свою деятельность не на коммерческой основе, а по принципу пирамиды, что вызвало волну их банкротств и серьезные претензии со стороны хозяйствующих субъектов и населения.

Другие структурные элементы кредитной системы, характерные для большинства промышленно развитых стран, не получили развития в Беларуси. Это касается пенсионных фондов, трастовых компаний, благотворительных фондов, ссудо-сберегателъных ассоциаций, кредитных союзов и т.д.

Все это говорит о том, что многие стороны деятельности кредитно-финансовых учреждений и развитие кредитной системы в целом в республике нуждается в дальнейшем совершенствовании.

Объективная необходимость реформирования кредитных отношений в нашей стране диктует целесообразность перехода от банкориентированной к рыночно-ориентированной кредитной системе, поскольку, как свидетельствует опыт государств с рыночной и трансформационной экономиками, от эффективности кредитных отношений, величины внутренних накоплений и активности финансово-кредитных учреждений зависят стабильность экономики, ее структурная адаптация и экономический рост.

Банкориентированная кредитная система в странах с развитой рыночной экономикой представляет собой модель, в которой ядро образуют банковские кредитные отношения и банковские институты как организаторы расчетно-платежных отношений с участием кредита (причем на долю банков приходится более 50% активов национальной кредитной системы); а подсистему формирует сеть небанковских финансово-кредитных институтов: факторинговые и лизинговые компании, финансово-кредитные учреждения, обслуживающие оборот ценных бумаг, страховые и пенсионные фонды, ломбарды, кредитные кооперативы и товарищества.

Рыночно-ориентированная кредитная система является моделью, в которой основу составляют кредитные инструменты и кредитные орудия обращения денежно-финансового рынка. Подсистемами данной кредитной системы выступают: национальная банковская система (менее 50% в активах кредитной системы); инновационная подсистема (факторинговые и лизинговые компании); финансово-кредитные учреждения, обслуживающие оборот ценных бумаг; парабанковская подсистема (страховые организации); пенсионные и благотворительные фонды; архаичная подсистема (ломбарды, кредитные кооперативы и товарищества).

Актуальность развития подлинно рыночной кредитной системы для Беларуси определяется и тем фактом, что сегодня доля свободных денежных остатков в домашних хозяйствах уже существенно превышает долю остатков денежных средств, которыми располагают субъекты хозяйствования. Между тем чрезвычайно быстрый рост сбережений населения может быть опасным для слабой экономики, так как сопровождается тенденцией параллельного сокращения денежных запасов у предприятий. Поддержание высокого роста сбережений населения адекватной доходностью, сопровождаемое высокими ставками по процентам за кредит, оказывается непосильным для экономики, ведет к падению прибыли и рентабельности. В странах с рыночной кредитной системой все большая часть сбережений домашних хозяйств сегодня размещается не в банках, а во внебанковском секторе, что на практике ведет к снижению банковских процентных ставок.

Стратегической целью реформирования кредитных отношений в республике является формирование и функционирование эффективной кредитной системы, которая:

а) создаст предпосылки для развития рыночной экономики через ускорение процесса приватизации государственной собственности, развитие частного предпринимательства, рыночной инфраструктуры и т. д.;

б) будет стимулировать развитие реального сектора экономики;

в) обеспечит реализацию механизма долгосрочного вложения денежных средств; г) создаст условия для вхождения в мировую кредитную систему [11, с.43].

2. Комплексное практическое задание. Макроэкономический анализ и прогноз функционирования национальной экономики с использованием модели IS-LM

В кейнсианской модели условие достижения совместного равновесия на рынке благ, денег и капитала определяется пересечением линий IS и LM. Точка их пересечения указывает реальные значения ставки процента и национального дохода, при которых одновременно на трех названных рынках спрос равен предложению. При этом совместное равновесие на рынках благ, денег и капитала является устойчивым.

Для определения точки равновесия сформируем сначала функцию IS. Для этого составим следующую таблицу (табл. 2.1):

Таблица 2.1 - Формирование параметров равновесия на товарном рынке

Процентная ставка, r

Потребительские расходы, C

Инвестиционные расходы, I

Государственные расходы, G

Совокупные расходы, E

Национальный доход, Y

Сбережения, S

3

1349

431

130

1910

1910

431

6

1258

392

130

1780

1780

392

9

1167

353

130

1650

1650

353

12

1076

314

130

1520

1520

314

15

985

275

130

1390

1390

275

18

894

236

130

1260

1260

236

21

803

197

130

1130

1130

197

24

712

158

130

1000

1000

158

27

621

119

130

870

870

119

30

530

80

130

740

740

80

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.