Рис.2.6 Стимулирующая монетарная политика на графике IS/LM
Построим табл. 2.9 (Прогноз показателей национальной экономики при проведении сдерживающей монетарной политики), аналогичную табл. 2.6.
Таблица 2.9 - Прогноз показателей национальной экономики при проведении сдерживающей монетарной политики
Период
Процентная ставка r
Потребительские расходы C, млрд. руб.
Инвестиционные расходы I, млрд. руб.
Государственные расходы G, млрд. руб.
Совокупные расходы E, млрд. руб.
Сбережения S, млрд. руб.
Спрос на деньги (M/P)d, млрд. руб.
Предложение денег (M/P)S, млрд. руб.
Национальный доход Y, млрд. руб.
1
10,35
1126
335
130
1591
409,9
2
10,90
1109
328
1568
327,9
3
11,34
1096
323
1549
262,3
4
11,69
1085
318
1534
209,8
5
11,97
1077
314
1521
167,9
Расчет и анализ проведем для 5 периодов, в каждом из которых номинальное предложение денег MS на 20% меньше, чем в предыдущем периоде. Государственные расходы, налоги и уровень цен при этом принимается на уровне базового периода.
На основании данных табл. 2.9 построим рис.2.7 (Сдерживающая монетарная политика на графике IS/LM).
Рис.2.7 Сдерживающая монетарная политика на графике IS/LM
Проанализируем сдерживающую и стимулирующую монетарную политику. Как видно из расчетов, увеличение номинального предложения денег MS на 20%, (то есть проведение стимулирующей монетарной политика) приводит к росту национального дохода. Снижение номинального предложения денег MS на 20%, напротив, уменьшает национальный доход. Таким образом, можно сделать вывод, что стимулирующая монетарная политика более эффективна.
Для повышения конечной результативности регулирования национальной экономики целесообразно сочетать мероприятия фискальной и монетарной политики: расширение государственных закупок на рынке благ согласовывать с мерами Центрального банка по увеличению ликвидности, а сокращение номинального количества денег - с ростом налогообложения или сокращением государственных расходов.
Для анализа комбинированной политики построим табл. 2.10.
Таблица 2.10. - Прогноз показателей национальной экономики при проведении комбинированной экономической политики в условиях нестабильных цен
Уровень цен Р
9,61
1149
345
169
1663
558,9
2,23
9,59
219,7
1714
609,7
2,46
9,64
1147
285,6
1778
665,1
2,70
9,79
1143
343
371,3
1857
725,6
2,97
10,06
1135
339
482,7
1957
791,6
3,27
Расчет и анализ произведем для 5 периодов, в каждом из которых государственные расходы и налоги на 30% больше, чем в предыдущем, номинальное предложение денег на 20% больше, чем в предыдущем, а уровень цен на 10% выше, чем в предыдущем.
На основании данных табл. 2.10 построим график «Комбинированная экономическая политика на графике IS/LM». На рис. 2.8 построены графики функций IS и LM для нулевого и пятого анализируемого периодов.
Рис. 2.8 Комбинированная экономическая политика на графике IS/LM
Можно сделать вывод, что комбинированная экономическая политика эффективна, так как она приводит к увеличению национального дохода.
Если сравнить все три разновидности стабилизационной политики государства, то наиболее эффективна стимулирующая фискальная политика, так как в это случае рост национального дохода достигает максимальной величины.
В заключение данной работы следует повторить, что под кредитом понимают движение ссудного (т. е. денежного) капитала, предоставляемого в ссуду на условиях возвратности за плату в виде процента. Различают два понятия кредитной системы:
1) совокупность кредитных отношений, форм и методов кредитования (функциональный аспект);
2) совокупность кредитно-финансовых учреждений, аккумулирующих свободные денежные средства и предоставляющих их в ссуду (институциональный аспект).
В соответствии с Конституцией Республики Беларусь центральным банком страны является Национальный банк. Функции и задачи Нацбанка в финансово-кредитной системе республики, правовая основа его функционирования определяются Банковским кодексом Республики Беларусь.
Анализируя тенденции развития кредитной системы в Республике Беларусь, необходимо отметить, что многие стороны деятельности кредитно-финансовых учреждений и развитие кредитной системы в целом в республике нуждается в дальнейшем совершенствовании. Объективная необходимость реформирования кредитных отношений в нашей стране диктует целесообразность перехода от банкоориентированной к рыночно-ориентированной кредитной системе.
1. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика: Учебник. - 3-е изд. / Под общ. ред. А.В. Сидоровича. - М.: МГУ, Изд. "Дело и Сервис", 2000.
2. Бункина М.К., Семенов В.А. Макроэкономика: Учебное пособие. - М.: АО ДИС, 1996.
3. Гейгер Л.Т. Макроэкономическая теория и переходная экономика. Пер. с англ. / Общ. ред. В.А. Исаева. - М.: ИНФРА-М, 1996.
4. Головачев А.С., Лутохина Э.А. Социальная ориентация экономической системы: Учебное пособие. - Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2000.
5. Гребенников П.И. и др. Макроэкономика: Учебник / П.И. Гребенников, А.И. Мусский, Л.С. Тарасевич. Общ. ред. Л.С. Тарасевич. - СПб.: Изд-во СПб. УЭФ, 1996.
6. Дадаян В.С. Макроэкономика для всех. - Г. Дубна: Изд. центр "Феникс", 1996.
7. Долан Э.Дж., Лидсней Д.Е. Макроэкономика / Пер. с англ. - СПб., 1994.
8. Коуз Р. Фирма, рынок и право. - М., 1995.
9. Курс экономической теории / Под ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселевой, МГИМО. - Киров, 1994.
10. Лутохина Э.А. Макроэкономическая нестабильность: занятость и безработица: Учебно-методическое пособие. - Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 1996.
11. Микро-, макроэкономика. Практикум / Под общ. ред. Ю.А. Огибина. - Спб.: "Лютера плюс", 1994.
12. Новикова И.В. Рынок и государство: проблемы макрорегулирования. - Мн.: Мисанта, 1994.
13. Норт Д. Институты, институциональные изменения и функциональная экономика. - М.: Начала, 1997.
14. Ивашутин А.Л. Макроэкономика: учеб. пособие / А.Л. Ивашутин.- Минск: Амалфея, 2008.- 340 с.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8